background picturebackground picture

Как видят младенцы

Младенцы

20705

Развитие зрения напрямую связано с развитием мозга

То, каким малыш увидит окружающий мир, зависит от его родителей. В ваших силах научить ребенка уже в первые его месяцы смотреть на жизнь «широко открытыми глазами».

Из пяти чувств, которые есть у человека, ведущую роль в его развитии играет зрение. Большую часть информации об окружающем мире мы получаем именно через глаза. Закладывается зрительная система еще во внутриутробном периоде, но активно формируется и «дозревает» уже после рождения, в первый год жизни малыша. В это время особенно важно обратить внимание на развитие зрения, так как оно напрямую связано с развитием мозга.

Известно, что эффективность работы мозга определяется не числом нейронов, а количеством связей (синапсов) между ними. В первый год жизни человека эти связи образуются с невероятной скоростью. И чем больше зрительной информации будет получать ребенок, тем активнее пойдет развитие разных структур его мозга.

Любое поражение зрения в младенчестве часто становится причиной значительного отставания в развитии ребенка, так как остальные органы чувств не способны полноценно компенсировать дефицит информации.

Картина мира

Самые первые зрительные образы, которые воспринимает человек — это лица. «Схему лица „носик-ротик“ мы узнаем врожденно — это видоспецифичный сигнал, — рассказывает доктор биологических наук, специалист по физиологии мозга Вячеслав Дубынин. — Более того, мы сейчас знаем, что узнается не просто схема лица, а основные мимические выражения: горе, страх, ярость, улыбка. Древнегреческие маски трагедии и комедии, смайлик — это врожденно действует на нашу вторичную зрительную кору, это врожденно значимо. Именно поэтому для нас это так важно и напрямую связано еще и с центрами положительных и отрицательных эмоций».

Основные стимулы развития зрительной системы малыша — лица мамы и папы. Раз так, общайтесь и говорите с ребенком при любом удобном случае, как можно чаще «показывайтесь ему на глаза».

Не упустить момент

Органы зрения у новорожденного уже сформированы, но работа всей зрительной системы будет «настраиваться» в течение первых шести месяцев жизни. Малышу надо научиться фиксировать взгляд, двигать одновременно обоими глазами (это называется «содружественное движение»), определять глубину пространства и устанавливать связь между зрением и осязанием.

В это время увеличивается глазное яблоко, формируются связи с участками мозга, ответственными за прием и обработку визуальной информации. С точки зрения психофизиологии этот период — критическая фаза формирования зрительной системы. Причем стимулом для развития зрения служит сам акт «смотрения». То есть чем больше изображений проецируется на сетчатку, тем лучше развивается глаз.

Черно-белое кино

Способность распознавать цвета есть у нас с рождения, но новорожденный пока не умеет ей пользоваться. Зато он хорошо воспринимает и с удовольствием разглядывает контрастные черно-белые изображения с четкими контурами. Вы можете изготовить такие картинки самостоятельно и проводить с их помощью «занятия» с малышом.

В результате таких упражнений ребенок в первые месяцы жизни приобретет два важных навыка: научится фиксировать предмет и следить за ним взглядом.

Для проведения занятий можно положить малыша на любую поверхность (пеленальный столик, детская кроватка, большая кровать), но так, чтобы источник света (окно или лампа) находился за его головой.

0–2 месяца

У новорожденного поле зрения ограниченно — 30 градусов влево и вправо, 10 градусов вверх и вниз, глубина — не более 90 см от лица. Показывайте ребенку изображения, исходя из этих данных. Контрастные черно-белые узоры привлекают внимание малыша, потому что в этот период палочки (клетки сетчатки глаза, различающие слабый свет, черный и белый цвета) развиты лучше, чем колбочки (клетки, ответственные за восприятие цветов).

Для первых занятий понадобятся картинки с простыми геометрическими фигурами, «шашечками» (наподобие шахматной доски), полосами, прямыми и ломаными линиями.

Уже в возрасте 10 дней малыш способен удерживать в поле зрения движущийся предмет, а в 3 недели — фиксироваться на неподвижном объекте и на лице взрослого, который с ним разговаривает.

К концу первого месяца он пытается следить за медленно перемещающимся черно-белым предметом или лицом мамы на расстоянии 20–30 см. Замечает объекты, может недолго их рассматривать.

Для тренировки фиксации: показывайте малышу черно-белые рисунки. Их также можно прикрепить на бортики кроватки.

Постепенно заменяйте простые картинки на более сложные. Так малыш научится фокусировать взгляд. Среди картинок можно разместить черно-белые фотографии мамы и папы.

Если вы закрепили над кроваткой мобиль, разноцветные подвесные игрушки можно пока заменить на черно-белые.

Для тренировки слежения: на расстоянии 30 см от глаз покажите малышу картинку. После того как ребенок заметит ее и зафиксирует на ней взгляд, медленно начните передвигать картинку вправо, потом влево. Второе упражнение: приближайте рисунок к малышу и снова удаляйте (от 20 до 100 см).

3 месяца

Малыш уже может четко фокусироваться на объекте, однако плавно и непрерывно следить за ним, если тот движется по дуге, ему пока еще сложно. Прослеживание предметов по кругу можно тренировать при помощи мобиля, сняв с него все игрушки, кроме одной.

В этом возрасте младенец уже по-настоящему радуется и улыбается при виде чего-то знакомого. Он с удовольствием следит за двигающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом, с интересом изучает свои ручки.

Пока еще малыш не чувствует объем предметов, поэтому часто не может схватить предмет, к которому тянется. Так происходит потому, что мир младенца пока двухмерный.

Бинокулярное зрение разовьется позже, и тогда малыш научится оценивать глубину пространства.

Теперь вы можете разместить картинки во всех местах, куда сможете поднести ребенка на руках. Малыш уже способен зрительно сосредотачиваться, находясь в вертикальном положении.

4 месяца

Сейчас ребенку могут понравиться более сложные рисунки, с кривыми и изогнутыми линиями и формами. Малыш запоминает увиденное, хорошо следит за движущимся предметом.

В этот период происходит становление цветовосприятия, потому что колбочки в сетчатке начинают работать активнее. Сначала малыш способен воспринимать красный и желтый цвета, чуть позже — зеленый и синий. Главное, чтобы цвет был ярким. Пастельные оттенки, которые обычно предпочитают родители, не произведут впечатления на ребенка.

Для фиксирования цвета показывайте малышу поочередно с интервалом в 30 секунд две картинки, сначала с одинаковым изображением, но разных цветов, а потом наоборот — одинакового цвета, но с разными рисунками.

Возьмите белый лист и картинку. Сначала покажите малышу картинку на расстоянии 30–50 см. Он должен ее зафиксировать. Затем закройте белым листом половину изображения. Через 30 секунд опять покажите весь рисунок целиком. В следующем упражнении закрывайте белым листом полностью всю картинку.

Теперь возьмите две разные картинки и белый лист. Сложите их наподобие колоды: первая картинка — белый лист — вторая картинка. Показывайте их по очереди, следя за тем, чтобы малыш фиксировал изображение. Вы увидите, как он удивится, увидев после белого листа другой рисунок!

В возрасте 4 месяцев ребенок способен предугадывать события. Раньше он продолжал кричать от голода до тех пор, пока не захватит сосок или не получит бутылочку. Теперь, увидев маму, он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче. У ребенка устанавливается связь между зрительными впечатлениями и сознанием.

5–6 месяцев

К этому возрасту образы, передаваемые от обоих глаз, начинают соединяться, и таким образом развивается бинокулярное (стереоскопическое) зрение. Теперь ребенок способен зрительно воспринимать глубину пространства. Малыш хорошо фокусируется и на ближних, и на дальних предметах. Полугодовалые младенцы очень любят разглядывать более сложные изображения, витиеватые орнаменты и узоры. Это прекрасная тренировка для зрительной системы — в таких картинах есть определенный ритм, симметричные и асимметричные участки, упорядоченность и структура.

Показывайте ребенку одновременно две разные картинки, чтобы он мог смотреть то на одну, то на другую.

Сделайте из белого листа своего рода экран. Держите его в одной руке. В другую руку возьмите картинку или игрушку. Покажите ее ребенку, пусть он зафиксирует на ней взгляд. Перемещайте картинку (игрушку) так, чтобы в какой-то момент она скрылась за экраном, а потом появилась с другой стороны.

У ребенка должно сформироваться понимание того, что исчезнувший из поля зрения объект не перестает существовать и продолжает двигаться. Когда малыш овладеет этим навыком, он будет переводить взгляд к месту будущего появления картинки из-за листа.

Все хорошо в меру

Главное в занятиях с младенцем — умеренность и удовольствие. И мама, и малыш должны быть в хорошем настроении. Играйте с ребенком, когда он доволен, спокоен, не голоден и не устал. Не стоит увлекаться только зрительными реакциями и ориентированием. Для гармоничного развития важно задействовать все органы восприятия: слух, осязание, обоняние, вкус. И помните, что главный стимул развития зрительной системы — улыбка на лице мамы.

   

Источники:

Портал «ПостНаука»

Семейный сайт 7ya.ru

Фото: Unsplash; блог «Книжный шкап Катерины Таберко»

Поделиться в соцсетях