background picturebackground picture

Как учат детей в специальных школах

Особые дети

1

Шанс на полноценное образование для особого ребенка

Если ребенок имеет особенности в развитии, нужно найти подходящее для него учебное заведение, где ему будут созданы все условия для получения образования. Чем раньше будет выбран вариант обучения, отвечающий индивидуальным особенностям ребенка, тем выше его шансы на социальную адаптацию с учетом ограничений, связанных со здоровьем. Какие особые школы существуют в России и как строится обучение в них?

Закон «Об образовании» гарантирует право на обучение всем гражданам страны, причем выбор конкретного учебного заведения остается за родителями (законными представителями). Именно родитель должен решить: отдать ребенка в инклюзивную школу или в коррекционную. Условия, подходящие детям с теми или иными особенностями развития, в наиболее полном объеме созданы именно в коррекционных школах и классах.

Полноценное образование для особого ребенка

Специальная школа — не приговор, а, напротив, шанс для многих детей на достижение уровня развития, сопоставимого с нормативно развивающимися сверстниками.

Ребенок с особенностями развития (нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речевыми нарушениями, задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра) получает такой же аттестат зрелости, как и обычный ребенок. При этом он научится специальным приемам поведения, речи, деятельности, которые позволят «обходить» объективно имеющиеся у него трудности. Речь о таких навыках, как пространственная ориентировка, свободное перемещение с тростью у слепого, слухо-зрительное восприятие речи у людей с нарушением слуха.

В таких школах дети получают полноценное среднее образование, такое же, как и все остальные, но обучение проходит с привлечением профильных специалистов, с использованием специального оборудования и в более комфортном темпе.

По словам министра просвещения Ольги Васильевой, в России в 2019 году действуют 1923 специализированные образовательные организации, работающие по программам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сейчас государство стремится к тому, чтобы школы, работающие по таким программам, не только учили детей с особыми образовательными потребностями, но и стали учебно-методическими ресурсными центрами для педагогов и родителей.

Какими бывают специальные школы?

Выбор программы зависит от того, какие условия должны быть созданы ребенку с особыми образовательными потребностями в образовательной организации. Условия эти определяются адаптированной образовательной программой, которую рекомендует ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия. Если состояние здоровья ребенка изменится, и он «догонит» ровесников, можно будет повторно обратиться в ПМПК для смены образовательного маршрута. Важно понимать, что перевод ребенка на обучение по адаптированной образовательной программе происходит на основании заключения ПМПК и заявления родителя (законного представителя).

Официально в России сегодня специальных (коррекционных) школ нет — есть «учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам». Поговорим об особенностях обучения детей с разными образовательными потребностями в специальных (коррекционных) школах.

Нарушения слуха

Основная задача обучения неслышащих детей — научить их общаться с окружающим миром и при этом дать возможность пользоваться нескольким видами речи: устной, письменной, жестовой. В школах для слабослышащих учеников с частичной потерей слуха, а также позднооглохших, сохранивших самостоятельную речь, усилия педагогов направлены на обеспечение наиболее полноценного слухоречевого развития ребенка и преодоление коммуникативных барьеров.

Нарушения зрения

В процессе обучения детей с нарушением зрения (слепых или слабовидящих) педагоги используют тифлооборудование, помогающее читать и писать слабовидящим и незрячим ребятам, специальные методики и учебные материалы. В этих школах задача номер один — сохранить здоровье и развить другие органы чувств, которые компенсируют слабое или отсутствующее зрение.

Нарушения речи

В коррекционных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи работа педагогов ориентирована на развитие речевых навыков. Обязательным условием реализации образовательной программы в такой школе является логопедическое сопровождение ребенка.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

В школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата наряду с обучением по другим предметам особое внимание уделяется адаптивной физической культуре и урокам труда как дисциплинам, помогающим восстановить двигательные функции и приспособить ребят к будущей самостоятельной жизни.

Задержка психического развития

Дети с задержкой в психическом развитии сохранили интеллектуальный потенциал, но имеют особенности памяти, внимания, скорости психических процессов, эмоционально-волевой сферы. Дефектологи и специальные психологи помогают ребятам преодолеть задержку психического развития, научиться «жить по правилам», вырабатывают усидчивость и концентрацию, развивают познавательную деятельность.

Расстройства аутистического спектра

Особенностью обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) является специальная помощь в овладении базовым содержанием обучения, а также в эмоционально-личностном и коммуникативном развитии.

Нарушения интеллекта

Единственный вид коррекционных школ, по окончании которых выдается не аттестат, а свидетельство об обучении — это школы для детей с интеллектуальным нарушением (умственной отсталостью). При обучении ребят в таких школах помимо достижения максимально возможного уровня развития познавательной деятельности большое внимание уделяется развитию трудовых навыков. В таких школах есть столярные, слесарные, швейные, переплетно-картонажные и различные другие мастерские, где ученики получают профессию, позволяющую им в будущем иметь полезное занятие и зарабатывать на жизнь.

А может, все-таки лучше в обычную школу?

Папы и мамы далеко не всегда готовы смириться с тем, что в их семье растет ребенок с особенностями развития, и принять его таким, каков он есть. «Это учителя не умеют его учить» — говорят они, и действительно — зачастую не умеют, потому что не были обучены работе с такими детьми. В массовой школе ребенку с особенностями развития нелегко: к сожалению, в ней недостаточно специалистов, понимающих, как с ним работать. Другие родители говорят: «С ним (с ней) надо больше заниматься». Да, надо! И при этом знать, как именно заниматься. А еще у учителей просто не хватает времени — ведь с каждым новым уроком надо идти вперед по образовательной программе и осваивать новую тему.

Самое печальное, что может ждать особого ребенка в обычном классе — постоянное ощущение «я хуже всех». Ведь то, что у других получается легко и быстро, от него может требовать напряжения всех сил. В результате может произойти то, что психологи называют «тотальным регрессом»: ощущение «я — неудачник, у меня ничего не получается» может остаться с человеком на всю жизнь. Об этом важно помнить родителям, которые настаивают на обучении в обычной школе.

Для многих детей удачным вариантом получения образования оказывается инклюзия, то есть обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных классах, где созданы необходимые условия и обеспечено профессиональное сопровождение.

Вместе с тем и коррекционная школа предлагает ребенку то, что помогает ему развиваться — учителей с подходящей подготовкой, постоянную помощь узкопрофильных специалистов, дополнительные занятия, сниженная наполняемость классов, комфортный темп обучения. И у родителей в таком случае не менее ответственная задача — сделать так, чтобы ребенок не замыкался в комфортном для него сообществе коррекционного класса или школы. Для этого нужно знакомить его с многообразием мира, искать друзей среди других сверстников и постепенно готовить к самостоятельной жизни.

    

Людмила Вакорина, и.о. директора ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», руководитель ФРЦ ПМПК

Любовь Герасимович, заместитель директора ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», врач-психиатр ФРЦ ПМПК

Антонина Каковкина, ведущий специалист ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»

Поделиться в соцсетях