Разные стратегии воспитания приводят к разным результатам
Какой вы родитель? Есть ли в вашей семье определенная «генеральная линия» или вы — приверженец свободного воспитания? Какое влияние принципы, на которых строятся отношения между родителями и детьми, оказывают на жизнь ребенка? Если вы хотите получить хотя бы отчасти предсказуемые результаты воспитания, лучше задать себе эти вопросы как можно раньше.
Родители выбирают стиль воспитания детей в зависимости от многих обстоятельств. Характер и особенности личности родителей, семейная история и количество членов семьи, наличие или отсутствие образования, социально-экономический статус, культурный ландшафт и национальные традиции влияют на жизнь семьи и взросление детей.
Родители, как правило, повторяют тот стиль воспитания, в котором растили их самих, или наоборот — всеми силами стараются от него уйти и не повторить ошибок собственных родителей. Но у всех мам и пап всегда есть возможность подойти осознанно к решению проблемы и выбрать тот способ воспитания детей, который принесет наибольшую пользу ребенку.
В чем разница?
Отличить стили воспитания один от другого можно по распределению двух критериев: контролю за поведением ребенка и вниманию к нему, а также по тем чувствам, которые испытывают взрослые по отношению к сыну или дочери. Например, родители могут сильно любить ребенка, разрешать ему делать все что угодно, то есть совсем не контролировать, или наоборот — неотрывно следить за всеми его действиями.
Обычно выделяют 4 основных стиля воспитания детей.
Авторитарный стиль
В таких семьях главенствуют родители. Они устанавливают авторитарные правила и никогда их не меняют. Ребенок не участвует в обсуждениях, так как не имеет права голоса. Родители требуют от него полного подчинения. Главное в семье — власть родителей, обоих или, чаще, одного из них.
При этом, такие родители любят своего ребенка. Они стараются дать ему самое лучшее и все делают ради него. Но в отношениях между членами семьи не хватает теплоты, близости, ласки, чуткого принятия и нежного отношения к потребностям ребенка. Часто желания и чувства самого ребенка не принимаются и даже отвергаются. Его мнение не учитывается.
Как правило, такому стилю воспитания отдают предпочтение тревожные родители. Они стремятся снизить свою внутреннюю тревогу, поэтому хотят все контролировать и подчинять себе. Часто к такому стилю воспитания детей прибегают родители, у которых было тяжелое детство, их самих воспитывали жестко. Обычно у них доминирующий и властный характер.
При таком стиле воспитания ребенок может вырасти безынициативным, пассивным. Он не сможет принимать решения самостоятельно без ориентира на чужой авторитет. В семьях с авторитарным стилем воспитания любые лидерские качества ребенка подавляются. У таких детей высок риск возникновения зависимого поведения.
Либеральный стиль
В семье, использующей либеральный стиль воспитания, ребенок — центр внимания. Родители выполняют все его желания, полностью ему доверяют, при этом освобождая себя от ответственности за результат. Ребенок растет в атмосфере вседозволенности и полной свободы действий. Родители относятся к нему с необычайной теплотой и принимают все его эмоции.
Уровень контроля в такой семье очень низкий. Родители не могут выработать определенные требования и организовать процесс контроля. В таких условиях ребенок не знает, что такое «надо» и не выполняет почти никаких требований, когда они возникают. Он часто командует родителями и другими родственниками, манипулирует ими и подчиняет себе.
С такими детьми практически всегда возникают проблемы в коллективах, в детском саду и в школе. Они часто становятся причиной конфликтов с ровесниками и учителями. У этих детей не выстроена система ориентиров и ценностей. При таком стиле воспитания дети вырастают тревожными, поскольку у них нет устойчивой сферы правил и норм — они не знают, как правильно. В основном, такие дети импульсивны, они склонны к непослушанию, агрессивности. Они могут быть легко подвержены влиянию асоциальных групп.
Индифферентный стиль
При индифферентном стиле родители практически безразличны к ребенку, главное в их отношении — равнодушие. О принятии чувств и эмоций ребенка никто не задумывается. Отсутствует и контроль за поведением. В такой семье у каждого своя жизнь. Родители заняты личными проблемами. На ребенка и его потребности внимания не обращают. При этом такие родители бывают очень взыскательными, придираясь к соблюдению порядка и исполнению требований. Ребенок с ранних лет привыкает к одиночеству. Часто своей реальной семье он предпочитает виртуальную «компанию».
Из-за того, что такие родители пренебрегают воспитанием и не участвуют в жизни ребенка, его личностное развитие затруднено. Самое тягостное чувство ребенка в такой ситуации — отсутствие любви. Ребенок чувствует свою ненужность. У него возникает ощущение, что он — помеха и для своей семьи, и для общества в целом.
Дети из таких семей — потенциальные обладатели девиантного (отклоняющегося от норм) поведения. Часто среди юных правонарушителей можно встретить воспитанников таких семей. Ребенка из подобных семей ждут безрадостные перспективы: он может вырасти очень агрессивным и импульсивным, а может — тревожным и неуверенным в себе.
Авторитетный стиль
В таких семьях авторитет принадлежит родителям, при этом они предпочитают равноправные отношения с детьми. Используя в воспитании разумную требовательность, родители устанавливают все правила для ребенка с учетом его потребностей и интересов. Чувства и эмоции ребенка всегда принимаются, у него есть автономия в решении тех вопросов, которые ему уже по силам. Система норм и правил в такой семье меняется в зависимости от возраста и умений ребенка.
Уровень контроля со стороны взрослых высокий, при этом физическая и вербальная агрессия отсутствуют.
Основная черта авторитетного стиля воспитания — уважение к личности ребенка. Свою власть родители используют в зависимости от ситуации и в разумных пределах, проявляя строгость при необходимости.
Авторитетный стиль по-другому называется демократическим. Такие родители стремятся к созданию гармоничного сочетания самостоятельности, ответственности и дисциплинированности. Точка зрения, желания и потребности ребенка всегда учитываются. Для разрешения спорных ситуаций всегда используются разумный диалог и обсуждение проблемы.
Ребенок окружен безусловной любовью, не требующей ничего взамен. Для того чтобы получить одобрение родителей, ему не нужно стремиться к получению хороших оценок или абсолютному послушанию. Его принимают всегда и без всяких условий. Ребенка в такой семье любят, понимают и уважают. Он всегда получает эмоциональную поддержку и чувствует себя защищенным, обладает адекватной самооценкой и мало подвержен влиянию извне.
Ребенок, воспитанный в семье с авторитетным стилем воспитания, обладает целеустремленностью, силой воли, у него развито чувство ответственности. Такие дети уверены в себе и своих силах, они знают, к чему стремятся, они открыты миру и настроены по отношению к нему дружелюбно. У них не вызывает затруднений выполнение социальных норм, они обладают высоким уровнем самоконтроля.
Выбрать свой стиль
Семьи, в которых придерживаются какого-то одного стиля воспитания в чистом виде, встречаются довольно редко. Но преобладание какого-то одного направления можно заметить в каждой семье. Бывает и так, что по отношению к разным детям родители действуют по-разному или стиль воспитания у матери и отца заметно различаются.
Из приведенного описания очевидно, что наиболее гармоничные личности вырастают при авторитетном стиле воспитания, а вот авторитарного и индифферентного стиля лучше избегать. В любом случае родителям важно сотрудничать друг с другом, обсуждать и объединять позитивные методы, для того чтобы создать свой уникальный стиль воспитания детей.
Источники:
Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования»
Портал «Развитие ребенка»
Портал «Я — родитель»