Мнение логопедов
Когда дети начинают говорить? Казалось бы, ответ на этот вопрос очень прост: уже давно установлено, что после полутора лет у ребенка появляются первые слова и к двум годам дети, как правило, начинают разговаривать. Но сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие. О том, как родители могут помочь малышу заговорить, рассказали учителя-логопеды МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 1» с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края Евгения Маслова и Екатерина Ибодова.
Речь родителей и сенсорная среда
Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (то есть понимание речи) и активное (то есть говорение). Обычно пассивная речь опережает активную.
Прежде всего, родителям важно самим правильно разговаривать с ребенком: простыми короткими доступными фразами, делая паузы, чтобы ребенок смог осознать услышанное, четко проговаривать слова, избегая «детских» слов, обращать внимание на использование глаголов, подкреплять слова мимикой и жестами, правильно использовать интонацию.
Упор нужно делать не на слова-звукоподражания («кис-кис», «гав», «му» и т. п.), а на слова первой необходимости и междометия («вот», «ура», «ой», «фу», «на», «спасибо», «да», «нет»). Между словами «да» и «нет» упор делаем на слово «нет».
— Малыш, ты на ужин будешь сегодня рыбу?
Если мама знает, что ребенок терпеть не может рыбу, то этим вопросом она провоцирует его на слово «нет».
— Нет, похоже, ты не будешь рыбу, — и здесь необходимо добавить интонацию и движение головой.
Столь же важно создавать условия для активного сенсорного развития ребенка и развития предметной деятельности.
Чем больше у ребенка будет возможностей активно изучать окружающий мир, чем больше родители будут вовлекать его в разнообразную деятельность с предметами, тем активнее будет идти и развитие его речи.
Если бы многие родители брали детей с собой на кухню во время приготовления еды, это бы помогло сэкономить деньги на приобретение большого количества различных развивающих игр и пособий. Ведь естественная среда создает уникальные возможности для развития. Важно подключать детей к работе на кухне, насколько это возможно, чтобы ребенок помогал замесить тесто, перемешать салат, смазать пирожки яйцом. Да просто дайте малышу повозиться в этом всем сыпучем, липком, жидком, мокром. Все это дает предметность, сенсорику и действия.
В ванной комнате очень полезны игры с водой. Например, покажите, как образуется воронка при спускании воды из ванны, это важно для понимания физики воды. Интересны будут игры с бутылками и пробками, использование воронки для направления воды из-под крана («Смотри, вода льется туда-сюда»).
Также важна эмоционально положительная обстановка дома и поддержка самостоятельности детей. Позвольте малышу пачкаться, бегать босиком («сенсориться»), играть с крупами, но при этом не забывайте про баланс и психологические границы. Потому что по-другому ребенок не научится и не поймет, что вот так — грязно, так — липко, так — больно и т. д.
Про слуховое восприятие
Слуховое восприятие — это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу. Умение сосредотачиваться на звуке — слуховое внимание — очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
Сами родители могут препятствовать развитию слухового восприятия, замедлять его.
Первая ошибка: покупать ребенку до 3 лет много музыкальных игрушек, которые включаются с помощью кнопки, светятся, пищат и т. д.
Вторая ошибка: телевизор, работающий фоном, или постоянная речь взрослых. Некоторые мамы думают, что чем больше они говорят, тем лучше они развивают ребенка, но это не всегда так. Постоянная речь взрослых препятствует гармоничному развитию слухового восприятия малыша.
Итак, теперь мы знаем об ошибках, а чем же родители могут помочь развитию речи ребенка?
В первую очередь в квартире и на улице нужно обращать внимание на звуки. Например, если кто-то делает ремонт, стучит, пилит, косит траву. Попросите малыша послушать, как кто-то подходит к двери, как открывается лифт, как вставляют ключ в замок. На улице обратите внимание, как летит самолет («Ой как гудит, а сейчас почти не слышно, а теперь всё, улетел, вообще не слышно!») или дует ветер («На улице ветер, послушай, как листочки шумят, кажется, где-то за поворотом дети гуляют… да, слышно голоса»). Или если услышали музыку: «Ой какая веселая музыка!» (или грустная, медленная, быстрая и т. д.). Важно регулярно обращать внимание на звуки окружающей среды.
Про чтение
Очень важно, чтобы родители выбирали для малышей понятные им книги, с яркими, большими иллюстрациями, крупными буквами.
Существует также несколько правил чтения. Для начала скажем, что нужно читать, когда ребенок находится напротив мамы. Это мощная эмоциональная подпитка, ребенок видит артикуляцию, лучше считывает интонацию, лучше понимает эмоцию по мимике. То есть он полностью считывает речевую окраску действия в книге с мимики родителя, и это, конечно же, улучшает понимание происходящего в произведении. Чем лучше ребенок понимает то, что есть в книге, тем лучше это влияет на понимание речи в целом.
Маме можно выбрать детскую книгу, которая ей нравится, сесть с ребенком друг напротив друга и в процессе чтения активно делать паузы, можно задействовать всё, что есть рядом. Например: «Тут мишка постучался к своему другу» (стук), то есть делать чтение более интерактивным. И чем младше ребенок, тем больше подключать «интерактивностей».
Мамы часто говорят, что их дети не любят читать книжки, не слушают их, им не интересно. А может быть, этот ребенок больше тактильный или способ чтения, который используют родители, ему не подходит? Попробуйте сесть с малышом друг напротив друга и подключать интерактивные моменты. Если он будет видеть лицо мамы, то такое чтение будет увлекать ребенка.
Про игрушки
Главное правило: чем меньше родители готовы играть совместно с ребенком, тем более тщательно должно быть организовано игровое пространство.
До 3 лет не должно быть никаких крупных контейнеров. Стоит приобрести несколько небольших контейнеров, лучше всего прозрачных. В каждом контейнере находится отдельная игра. Это гораздо лучше, чем один большой контейнер, в котором кучей лежат все игрушки.
Игрушки, которыми не пользуется ребенок, лучше убрать из доступа, чтобы они не засоряли пространство. Точно так же стоит убрать игрушки, которые уже не подходят по возрасту.
Например, в 2 года не должно быть никаких бизибордов и погремушек.
Игрушки, которые издают звуки, в которых нужно что-то нажимать, переставлять, лучше убрать или оставить в категории «отвлекашки». Например, ребенок скучает, слоняется, капризничает, а маме надо срочно что-то сделать: лучше из шкафа достать такую игрушку и вручить малышу, чем включить мультики.
Про игру
Обычно уже в 1,5 года ребенок начинает качать пупсов, катать коляску, кормить и т. д., а в 2 года ему интересны сюжетные и ролевые игры. В этом возрасте у малыша в доступе должны быть: в одном контейнере — набор врача, во втором — посуда, в третьем — набор строителя и т. д.
В сюжетную игру важно подключать пап, потому что если мы говорим про речь, папа лучше всего издает междометия, звукоподражания и при этом использует максимальное количество действий, им для этого даже не обязательно придумывать слова.
Например, мама если играет, то она обычно проговаривает: «Давай теперь покормим мишку». Ее игра более «правильна», а вот папа обычно ничего не проговаривает, зато у него много действий, много эмоций, междометий и звукоподражаний.
Даже если папа не очень вовлечен в игру и просто лежит на диване, можно схитрить и ближе к дивану поставить контейнер с набором врача. Вряд ли папа будет против, если малыш-доктор «полечит пациента».
Про мультфильмы
Всем известно, что чем меньше мультиков, тем лучше. А если мультики все же включать, то лучше на телевизоре, чем на телефоне или планшете. Многие мамы отслеживают время мультиков, но при этом включают их на телефоне, а малыш, смотрящий в экран, выпадает из реальности, ничего не видит вокруг. К тому же отобрать у малыша телефон и выключить его гораздо сложнее, чем телевизор.
Врачи не рекомендуют смотреть мультики перед сном, поскольку это вызывает перевозбуждение, а специалисты в области развития мозга и вовсе советуют избегать экранного времени до 2 лет.
Про режим
Основные постулаты для правильного развития ребенка раннего возраста — это закрепленный режим и полноценное питание.
Специалисты однозначно сходятся во мнении, что режим дня необходим: он позволяет упорядочить жизнь ребенка, а смена сна и бодрствования, кормление по часам делают жизнь ребенка понятной и простой.
Рациональное питание можно с уверенностью назвать важнейшим фактором детского здоровья. Если ребенок питается правильно и разнообразно, получает достаточно витаминов, микроэлементов, белков, жиров, углеводов, это послужит надежным фундаментом для всей дальнейшей жизни.
Если же ребенок избирателен в еде, ест мало или однообразно, то неизбежно возникнут дефициты — с этой проблемой лучше всего обратиться к специалисту.
Еще один важный совет для мам и пап: ни в коем случае нельзя сравнивать успехи своего ребенка с успехами чужих детей. Развитие каждого ребенка происходит сугубо индивидуально. Заставить малыша говорить не получится, а вот постараться помочь в развитии речи может каждый родитель.
И во всем обязательно должна быть мера. Не стоит увлекаться ранним развитием, это чревато для психики ребенка. Помните, что в 2 года у ребенка еще нет способности к чтению, иностранным языкам, мозг попросту к этому не готов. Развивайте малыша постепенно, не торопитесь, и все обязательно получится!
Материал подготовлен при содействии ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка».