background picturebackground picture

Как помочь ребенку выбрать профессию

Подростки

173

Какие способы профориентации подойдут в зависимости от возраста

Проблема выбора профессии для ребенка интересует, пожалуй, всех родителей. С одной стороны, чем раньше начать профориентацию, тем больший выбор можно предоставить ребенку в итоге. С другой — интересы детей порой меняются так стремительно, что непонятно, на чем в итоге будет остановлен выбор. Рекомендации специалистов Центра защиты прав и интересов детей помогут разобраться, в каком возрасте начинать знакомить детей с миром профессий и какие способы для этого подходят.

Профориентация с первых слов: вопросы и ответы

Профориентация, по сути, начинается с самого раннего возраста, когда ребенок начинает говорить. Общаясь со взрослыми, дети впитывают информацию о разных профессиях, а значит, родители могут контролировать и направлять этот процесс.

Например, когда вы рассказываете истории из жизни, вместе читаете книги или смотрите мультфильмы, обращайте внимание на описание того, какие профессии у героев, какие инструменты или навыки им при этом нужны и какую пользу они приносят окружающим. Полезно обсуждать все эти вопросы с детьми с ранних лет. Если в вашем окружении есть знакомые тех профессий, которые встречаются в книгах и мультфильмах, обсудите с ребенком, чем эти люди похожи на сказочных персонажей и чем отличаются.

Точно так же примеры разных профессий можно замечать и обсуждать во время прогулок и поездок. В чем, например, разница между водителем автобуса и водителем грузовика? Разная ли у них ответственность? Какие качества важны для людей этой профессии (например, пунктуальность, аккуратность)?

Полезно задавать и другие, не столь очевидные вопросы. Сколько людей и каких профессий должны потрудиться, чтобы в итоге получить буханку хлеба, ноутбук или ножницы? У кого из наших знакомых более интересная работа и почему? Словом, можно придумать множество вопросов, чтобы пробудить искренний интерес к миру профессий. И тогда в дальнейшем останется лишь его поддерживать, чтобы ребенок выбрал что-то свое.

Школьный возраст: игры и кружки

Когда ребенок становится чуть старше, можно играть с ним в настольные игры о профессиях. Сейчас существует множество вариаций подобных игр. Более того, для знакомства с миром профессий можно использовать в том числе и компьютерные игры: например, выбрать свою профессию и «прокачивать» карьеру в известном симуляторе The Sims. Кстати, обратите внимание на то, какие профессии ребенок выбирает для своих героев, и обсудите, почему он делает тот или иной выбор. Возможно, это даст подсказку, в каком направлении есть смысл развивать его интерес.

Есть и другие способы, которые, правда, требуют больших усилий: это различные кружки по интересам (творчество, программирование) или, например, спортивные секции. Наблюдайте за реакцией ребенка и не расстраивайтесь, если после нескольких занятий он теряет интерес: в этом плане отрицательный результат — тоже результат. Значит, нужно искать другие области, которые вызывают больше энтузиазма.

Если интерес ребенка к занятиям не ослабевает, не всегда причина кроется в увлечении той или иной областью. Возможно, его на самом деле увлекает необычная атмосфера или общение с другими детьми. То, что у ребенка появились новые друзья, замечательно, но это не значит, что занятия в кружке перерастут в будущую профессию. Поэтому нужно постараться распознать, в чем именно заключается мотивация ребенка, и отделить любопытство и дружбу от профессиональных склонностей.

Также не стоит забывать, что далеко не все дети, посещающие спортивные секции, в итоге становятся успешными спортсменами. Поэтому никогда не помешает иметь «запасной план» в виде других увлечений.

Хороший способ познакомить ребенка с профессиями, с которыми дети не сталкиваются ежедневно, — так называемые города профессий, которые открываются по всей стране. В Москве это «Кидзания», в Санкт-Петербурге — «Кидбург», в Казани — «КидСпейс», в Чебоксарах — «Делоград», в Краснодаре — «Минополис». Там ребенок сможет «поиграть» в разные профессии, ознакомиться с атрибутикой, почти по-настоящему ощутить себя частью пожарной команды или экипажа корабля, а главное — связать игру с реальными навыками и знаниями. Поход в такой город профессий можно, например, совместить с семейной туристической поездкой.

Подростки: производственные экскурсии и помощь профессионалов

Если в более раннем возрасте профориентация — это больше из области интересов и познания мира, то для подростков и их родителей выбор будущей профессии — уже насущная необходимость. И здесь имеет смысл прибегать к помощи специалистов. Например, выявить профессиональные склонности помогут профориентационные тесты и занятия с психологом-профориентатором. Сейчас существует множество инструментов: опросники профессиональных предпочтений, карты интересов, матрицы компетенций и др.

Даже один визит к специалисту может дать ответы на множество вопросов: нравится ли подростку больше работать с людьми или с материалами, подойдет ему творческая профессия или что-то связанное с точными науками, коллективный он игрок или индивидуалист? Все это позволит старшекласснику лучше понять себя и сузить сферу профессионального выбора в соответствии со своими задатками и навыками.

Не менее полезны для подростка могут быть производственные экскурсии. Такую возможность сегодня предоставляют самые разные предприятия — от гончарных мастерских до авиационных заводов. Подобная экскурсия — уникальный шанс своими глазами увидеть, как работает компания, поговорить с профессионалами, ощутить атмосферу профессии. Не менее ценная возможность такой экскурсии — специальные мастер-классы для посетителей, где можно сделать что-то своими руками: например, выдуть изделие из стекла и взять домой в качестве сувенира.

Другие способы профориентации «по-серьезному» — различные бизнес-игры или, например, стажировка в компании, которая позволит получить максимум разнообразного и практического опыта. Именно благодаря практике мир профессий станет для подростка более реальным, понятным. Тогда он уже сам сможет оценить, что ему нравится, а что нет, и сделать осознанный выбор профессии.

Источник:

Методические рекомендации Центра защиты прав и интересов детей «Модели и технологии психологического сопровождения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения школьников в современных условиях»

Фото: Коллекция/iStock, Pexels

Поделиться в соцсетях