background picturebackground picture

Как оградить ребенка от негативного воздействия в Сети

Цифровая среда

377

Рекомендации специалистов

Если подросток сталкивается с проблемами и опасностями в интернете, ему обязательно понадобится помощь близких взрослых. Для того чтобы помочь своему ребенку, родителям нужно знать, что делать, какую поддержку ему оказать и как правильно вести себя в трудной ситуации. Им, в свою очередь, помогут советы экспертов.

Две реальности

Жизнь современных подростков неотделима от интернета. Они проводят в Сети такое количество времени, что граница между виртуальным пространством и реальностью становится все менее ощутимой. От общения в соцсетях, от увиденного и услышанного в интернете дети испытывают такие же сильные эмоции и переживания, как и в реальной жизни.

Кроме того, проблем и опасностей, с которыми ребенок может столкнуться в Сети, ничуть не меньше, чем в окружающем мире. Особый риск заключается в том, что виртуальное воздействие часто скрыто от близких подростка, ведь не всегда возможно уследить за тем, чем ребенок занят, сидя за компьютером или со смартфоном в руках.

Между тем интернет сильно влияет на жизнь современных детей, и иногда это влияние приводит к неприятным последствиям: ребенок может попасть в плохую компанию, то есть стать членом какого-нибудь противоправного сообщества, оказаться втянутым в незаконную деятельность, стать жертвой травли, буллинга и шантажа, начать вести себя деструктивно по отношению к окружающим и даже к себе.

Как правило, неблагополучие подростка проявляется внешне: в поведении, манерах, поступках. Для того чтобы вовремя заметить, что у ребенка возникли какие-то проблемы, родителям стоит внимательно за ним понаблюдать. О том, как оградить и защитить ребенка от вредного воздействия, с которым он может столкнуться в интернете, думают не только родители, но и ученые и эксперты.

Специалисты АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» и ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» разработали для родителей методические рекомендации. В них подробно описаны алгоритмы действий, которые помогут взрослым вовремя обнаружить признаки деструктивного поведения ребенка, возникшие под воздействием негативной информации из интернета, и правильно на них отреагировать.

Что такое деструктивное поведение

Деструктивное поведение — это действия (словесные или практические), направленные на разрушение внешних и внутренних структур; стремление человека нарушить свою внутреннюю гармонию, нанести вред себе или окружающим.

Проявления у ребенка деструктивного поведения могут стать источником опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих, общества в целом. Если игнорировать или не замечать признаки такого поведения, то это может привести к причинению ребенком физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и др.).

На что обратить внимание родителям

Деструктивное поведение связано с комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска. Наличие одного или нескольких из приведенных ниже признаков может быть временным проявлением, случайностью, но обязательно должно привлечь внимание родителей.

Психологические признаки

  1. Повышенная возбудимость (преувеличенная и/или несоответствующая эмоциональная реакция: смеется без повода или смеется над смертью, плачет без повода или плачет при позитивных сообщениях, агрессивно реагирует на незначительные замечания или шутки).
  2. Тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию.
  3. Зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессиям.
  4. Утрата прежнего эмоционального контакта с близкими людьми.
  5. Появление навязчивых движений.
  6. Избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги).
  7. Неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям.
  8. Стремление показать свое «бесстрашие» окружающим.
  9. Стремление быть в центре внимания любой ценой.
  10. Нелюдимость, отчужденность в школьной среде, в семейно-бытовых взаимоотношениях, отсутствие друзей, низкие навыки общения.

Изменения во внешнем виде

  1. Использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную).
  2. Нежелание следить за своим внешним видом.
  3. Наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове.
  4. Появление у ребенка дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить (данный факт может свидетельствовать о получении дохода от незаконной деятельности).

Изменения в поведении (внешние признаки)

  1. Конфликтное поведение (частые конфликты с учителями и сверстниками, участие в травле (буллинге)).
  2. Ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки (ребенок угрожает окружающим тем, что запишет чье-то имя в свою тетрадь или записную книжку).
  3. Проявление интереса к неприятным зрелищам, «ужастикам», частый просмотр фильмов со сценами насилия, суицида.
  4. Участие в неформальных асоциальных группах сверстников (безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению).
  5. Трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»).
  6. Навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины либо просто заштриховывает бумагу).
  7. Коллекционирование и демонстрация оружия (чаще всего ножей).
  8. Пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения).
  9. Жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми.
  10. Увлечение компьютерными играми, содержащими сцены насилия и жестокости.
  11. Участие в поджогах, «играх» с легко воспламеняющимися и взрывоопасными веществами.
  12. Резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в школьных мероприятиях, секциях, пропуски школьных занятий, потеря интереса к любимому учебному предмету).
  13. Подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.).
  14. Появление у ребенка информации, которую он пытается утаить от родителей (ведет переписку, общается по телефону с неизвестными взрослыми собеседниками; заводит на семейном компьютере чаты и отдельные папки, на которые установлен пароль).
  15. Использование в речи новых, нехарактерных для вашего ребенка выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов.

Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.

Для того чтобы справиться с возникшей проблемой, родителю нужно понять, что вызвало такое поведение ребенка, какова причина деструктивного поведения.

Опасности в интернете

Современное развитие общества помимо позитивных тенденций несет в себе и негативные факторы, которые не лучшим образом воздействуют на детей: стремительный темп жизни, вседозволенность, легкодоступность информации, запрещенных веществ, новые формы насилия. Разрушительное поведение подростков может быть напрямую связано с получением негативной информации из СМИ, интернета, компьютерных игр.

Коммуникационные риски

  1. кибербуллинг (интернет-травля);
  2. манипуляция сознанием детей и подростков (пропаганда экстремистского, антисоциального поведения, суицидов, вовлечение в опасные игры);
  3. «незнакомый друг» в социальных сетях.

Технические риски

  1. незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и/или распространение их в открытом доступе;
  2. повреждение устройств, распространение имеющейся на них информации, повреждение программного обеспечения;
  3. кража персональных данных в результате действия вредоносных программ.

Потребительские риски

  1. кибермошенничество;
  2. кража личных данных техническими средствами;
  3. хищение персональной информации в процессе интернет-шопинга.

Контентные риски

  1. «шок-контент» (тексты, фото, видео, аудио);
  2. публикации, которые законодательно запрещены и вызывают у пользователя резко негативные чувства и ощущения (страх, ужас, отвращение, унижение);
  3. просмотр сайтов для взрослых.

В группе риска находятся дети и подростки, которым не хватает родительского внимания и поддержки, а также те, чье нахождение в Сети не контролируется родителями.

Что делать родителям

1. Обязательно объяснять ребенку, что далеко не все, что он может прочесть или увидеть в интернете, — правда.

2. Осваивать интернет-технологии, завести аккаунт в популярных социальных сетях (особенно если там зарегистрирован ребенок).

3. Использовать средства блокирования нежелательного материала, средства родительского контроля (Kaspersky Safe Kids, mSpy, Norton Family Parental Control), с помощью которых возможно ограничивать нежелательный контент, продолжительность нахождения в Сети, а также пользование интернетом в ночное время; средства родительского контроля, предоставляемые операторами мобильной связи.

4. Приучать себя и ребенка к конфиденциальности: не сообщать персональные данные, адрес, не рассказывать о материальном состоянии семьи, не делиться проблемами публично.

5. Стать другом своему ребенку в социальных сетях — делиться позитивной информацией, изучать поступающие от него ссылки, узнавать о виртуальных друзьях, о встречах ребенка с ними в реальной жизни; если ребенка что-то пугает или настораживает, ему кто-то угрожает в социальных сетях, в переписке, то он обязательно должен сообщить об этом родителям.

6. Договориться о возможности установки на гаджеты ребенка новых программ и приложений только с родительского ведома и согласия.

7. Ограничивать время пользования гаджетами с выходом в интернет. Проведите вместе с ребенком час без интернета, а потом и день без выхода в Сеть.

Как поступить при выявлении тревожных сигналов

Если родители замечают какие-либо признаки деструктивного поведения у ребенка, это означает, что ему требуется психологическая помощь. На первом этапе возможно консультирование с психологом без участия подростка, но если исполнение первичных рекомендаций специалиста не дает результатов и ситуация ухудшается, то родителю необходимо посетить психолога вместе с ребенком, чтобы специалист смог оценить все факторы риска деструктивного поведения.

Посетить психолога можно в образовательной организации, центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в учреждении социального обслуживания — территориальном центре социальной помощи семье и детям, центре психолого-педагогической помощи населению, центре экстренной психологической помощи и т. д. Также существуют специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, — социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, различные медицинские организации.

Кроме того, родителям рекомендуется проявить по отношению к ребенку ласку и заботу, постараться открыто обсудить причины поведения, появления деструктивных признаков, но при этом не допускать в речи осуждающих фраз и не обвинять его в совершении чего-либо предосудительного.

Желательно рассказать сыну или дочери о своих проблемах и переживаниях в их возрасте, о собственном отношении к выявленной проблеме (к зависимостям, жестокости, травле, протестным движениям и др.). Важно постараться принять меры по кратковременному изменению информационной среды ребенка, обеспечить совместный с ним досуг в течение нескольких дней: например, без предупреждения отправиться в гости, в другой населенный пункт, на дачу, в горы или на море. Внезапная пропажа ребенка из поля зрения другого человека, который, возможно, вовлекает ребенка в деструкцию, часто влечет прекращение дальнейшего «сотрудничества».

Главная цель — переключить внимание и активизировать положительные качества и внутренний потенциал ребенка, мотивировать на социально-позитивное и законопослушное поведение.

Действия родителей по устранению факторов риска, развитию личностных ресурсов ребенка, созданию поддерживающей среды помогут не допустить развитие деструктивного поведения. Предупредить деструктивное поведение подростка поможет родительская забота, своевременное обращение к специалистам (психологам, медицинским работникам и др.). Всегда лучше предотвратить беду, чем исправлять разрушающий характер деструктивного поведения.

Приемы, которые помогают наладить контакт с ребенком

Активное слушание

В подростковом возрасте повелительное наклонение при общении («Пора спать!», «Убери телефон!», «Выключай компьютер!») вызывает агрессию, обиду. Подросток прекрасно различает, слушаете ли вы его или сделали вид, что участвуете в разговоре. Всего несколько минут внимательного активного слушания могут вам помочь.

Задавайте вопросы, на которые невозможно ответить «да» или «нет», предполагающие развернутый ответ («Как?», «Какой?», «Почему?», «Каким образом?»). Выражайте словами свое эмоциональное состояние или состояние ребенка: «Меня очень волнует…», «Я вижу, тебя огорчает, что…», «Тебе грустно (тревожно, плохо, обидно), я чувствую. Почему?». При активном слушании ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Контакт глаз

Для того чтобы разговор «состоялся», ваш взгляд должен встречаться со взглядом ребенка около 60–70% всего времени общения. Взгляд, выражение лица — это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Вспомните, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на ваше лицо и улыбку. Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в контакте глаз. Ласковый взгляд, теплая улыбка, переданная взглядом, выражение лица — эта информация также отпечатывается в сознании ребенка, как и сказанные слова.

Тактильный контакт

Для ребенка очень важен физический контакт. Обнимайте сына или дочь не менее четырех раз в день. Многие родители не понимают, как важно для ребенка, когда его обнимают, прижимают к себе, тормошат, целуют. Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые прикосновения смягчают душу и снимают напряжение. Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти «медвежьи шалости» не менее важны, чем для девочки «телячьи нежности».

По мере того как дети растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, поэтому очень важно не пропустить такие моменты. Помните! Все, что мы с вами делаем, должно идти на пользу нашим детям, укреплять ребенка, а не разрушать его.

Куда можно обратиться за психологической помощью

Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно): https://telefon-doveria.ru/about, тел.: 8-800-200-01-22

Линия помощи «Дети Онлайн» служба телефонного и онлайн-консультирования оказывает психологическую и информационную поддержку детям и подросткам, столкнувшимся с различными проблемами в интернете, тел.: 8-800-250-00-15

Куда сообщить об опасном контенте

В случае выявления опасного интернет-ресурса, а также если ваш ребенок сообщил информацию о других детях, которые играют в опасные «квесты», входят в сомнительные сообщества в социальных сетях, сообщите об этом!

Полиция России: 02 (102, 112)

Роскомнадзор 

Автономная некоммерческая организация «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» 

Ассоциация «Лига безопасного интернета»: тел.: 8-800-700-56-76

Региональная общественная организация «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ) 

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях