background picturebackground picture

Как научная фантастика делает детей более жизнестойкими

Школьники

2375

Чтение фантастики помогает справляться со стрессом и успешнее действовать в периоды неопределенности

Хотя многие считают научную фантастику и фэнтези несерьезным и бесполезным чтением, книги этого жанра (или этих жанров) помогают подросткам жить в условиях неопределенности, справляться с жизненными вызовами и более позитивно смотреть на мир. Все эти качества особенно востребованы сейчас, в период пандемии, экономических рисков и отсутствия ясной картины будущего.

Почему школьники любят фантастику

Читателей фантастики некоторые из нас привыкли воспринимать как гиков и эскапистов — беглецов в вымышленные миры от проблем, которые ставит перед ними реальная жизнь. Отчасти эта стигматизация сохраняется и сегодня, хотя для нее нет оснований: дело не только в том, что сам этот жанр эволюционирует, но и в том, что именно сегодня, когда повседневная жизнь приобрела черты антиутопии, он может быть особенно востребован.

Исследования показывают, что чтение художественных книг (в том числе фантастики) развивает у подростков навыки критического мышления, эмоциональный интеллект, креативность — а еще дает позитивные ролевые модели и учит справляться с трудностями.

Социальные психологи отмечают важную роль, которую вымышленные истории играют в нашей реальной жизни. Книги учат анализировать информацию, более осмысленно относиться к жизни, лучше понимать других людей.

Чтение дает нам опыт двойной эмпатии: мы одновременно сочувствует героям как читатели и присоединяемся к чувствам героев «изнутри», отождествляя себя с ними. Этот опыт помогает преодолевать собственные предрассудки и видеть мир более объемно.

Обычно под серьезной литературой родители и педагоги понимают классику или нон-фикшн, которые отражают реальность как точное зеркало. Но «эскапистские выдумки» про параллельные миры, супертехнологии и сверхспособности не менее важны для развития подростков. И к тому же фантастический жанр дает больше свободы — возможно, именно в этом секрет его притягательности для школьников.

В фантастике сохраняется элемент сказки, которую дети продолжают ценить даже после того, как вышли из дошкольного возраста. При этом из фантастических книг можно узнать и об устройстве нашего мира, черты которого проступают в вымышленной вселенной, и о человеческих отношениях. Сочетание волшебства и взрослых вопросов создает литературу для молодежи, которая сейчас пользуется большой популярностью. Особенно это касается жанра фэнтези.

«Сказка и фэнтези похожи, — говорит писательница Дарья Зарубина. — Фэнтези — значительно более молодой и бойкий жанр — охотно и смело пользуется находками старшего родственника, оно привлекательно соединением повседневности с магией, волшебством».

В таких книгах, отмечает она, часто есть положительный герой — удачливый, одаренный, с которым все будет хорошо. «С этим героем легко отождествить себя, его ошибки — со своими, получив уверенность, что с ошибками этими — совсем как в романе — можно справиться».

Как детям помогает чтение книг об иной реальности

Сегодня мы все перегружены реальностью и страдаем от избытка информации о ней. Интернет нон-стоп сообщает нам обо всем, что происходит в мире, но при этом у нас практически нет возможности повлиять на происходящее или применить эту противоречивую информацию к собственной жизни. Подростки обычно еще не полностью погружены во взрослую социальную жизнь, но хотят понять мир и часто стремятся к пересмотру привычного порядка вещей — для них мир взрослых неправильный и его нужно менять.

Язык научной фантастики и фэнтези вполне пригоден для того, чтобы описывать социальные и политические коллизии, но при этом не обязан говорить о нашем мире и нашей повседневности. Необычный сеттинг и странные выдуманные персонажи могут стать тем элементом, который «зацепит» читателя больше всего.

И в цикле про Гарри Поттера, и в «Голодных играх», и во многих других произведениях молодые герои имеют дело с теми же вызовами, которые есть и в нашем мире, и этим близки современным подросткам.

Условности фантастического мира позволяют читателям включить воображение и с его помощью увидеть в ином свете свои трудности. Раз фантастические герои проявляют находчивость и гибкость, справляются с проблемами, ошибаются и усваивают уроки, — значит, у каждого из нас есть ресурсы, достаточные для выживания в условиях кризиса. В конце концов, вызовы в мире авторских фантазий обычно посложнее, чем вызовы нашей реальности.

Какие качества фантасты развивают у своих читателей

Как и всякая хорошая литература, научная фантастика расширяет картину мира, понимание закономерностей развития событий, связей между ними. Чтение развивает у детей понимание своих и чужих чувств, умение вставать на позицию другого человека, анализировать его мотивы, сопереживать ему, ценить человеческие отношения. Но есть несколько качеств, которые научная фантастика развивает особенно успешно и которые помогают детям стать более жизнестойкими и успешно справляться с трудностями. Эти качества — креативность, толерантность к неопределенности и вера в себя, свои силы и свой разум.

Креативность

Энди Вейер «Артемида»

Автор нашумевшего романа «Марсианин», по которому был снят фильм с Мэттом Дэймоном, в новой книге отправляет читателей на Луну. Артемида — единственный лунный город, здесь живет остроумная и находчивая девушка-курьер Джаз, которая мечтает заработать на лицензию гида и скафандр, чтобы водить туристов по поверхности. Наблюдая за ее приключениями, мы узнаем, можно ли сварить в космосе вкусный кофе, как на Луне добывают воду и, конечно, как выращивать в реголите картошку — куда же без нее!

Эрин Моргенштерн «Ночной цирк»

За кулисами загадочного цирка, который возник из ниоткуда, а представления в нем проходят только по ночам, разворачивается творческое соперничество между двумя молодыми магами — Селией и Марко. Какими только чудесами они не удивляют своих зрителей — и читателя вместе с ними! Здесь есть парящие без страховки акробаты, мистический лабиринт, фокусник, умеющий превращаться в птицу, гадалка, которая действительно предсказывает будущее. Постепенно мальчик и девочка взрослеют, между ними возникает привязанность, и тогда все становится сложнее.

Тимоте де Фомбель «Невыдуманный мир»

Девочка Мишель, в отличие от окружающих, чувствует присутствие сказочного мира — он всегда рядом, необычный, интересный, а иногда и страшный. Наконец она отправляется в путешествие, взяв в качестве попутчика любимого плюшевого мишку. Художницу-иллюстратора Элоизу Шеррер можно смело назвать соавтором книги. Из сочетания текста и рисунков возникает отличная история о том, как с помощью фантазии можно победить собственные страхи. А еще по этим картинкам дети раз за разом придумывают собственные новые истории!

Умение действовать в ситуации неопределенности

Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Время всегда хорошее»

Девочка из 2018 года вдруг поменялась местами с мальчиком из 1980 года. Где (или, точнее, когда) лучше? Где интереснее играть: на компьютере или во дворе в фанты, что важнее: умение общаться в чате или умение разговаривать, глядя в глаза друг другу? Им предстоит ответить себе на эти и другие вопросы, а попутно — разобраться в новом и не очень понятном мире.

Михаил Ланцов «Ярослав Умный. Первый князь Руси»

Истории о «попаданцах» хороши тем, что показывают читателю возможные варианты поведения в незнакомых обстоятельствах и заставляют задуматься, как поступил бы он сам. Главный герой Ярослав Феофилов отправился на исторический фестиваль «Призвание Рюрика», а очутился в славянском поселении IX века. Его жители не спешат прислушиваться к советам пришельца, даже когда над поселением нависает угроза захвата викингами. Чтобы спасти сограждан от нашествия, Ярославу придется изучить нравы чужого времени и освоить искусство дипломатии.

Дейв Радден «Рыцари выкупленной тьмы»

Из детского дома в Ирландии 12-летний Денизен попадает в странное место: настоящий рыцарский орден, защищающий наш мир от Тьмы. События тайной жизни ордена учат героя различать добро и зло, магию и реальность, не раз заставляют сделать нелегкий выбор. Для тех, кому книга понравится, есть хорошая новость: это лишь первая часть из запланированной трилогии.

Вера в собственные силы

Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»

В Научно-исследовательском институте чародейства и волшебства (НИИЧАВО) из зеленых аспирантов постепенно вырастают настоящие маги — конструкторы судеб нового мира. Подросткам легко примерить эти роли и почувствовать себя героями, которые никогда не унывают. Сказочные события происходят у Стругацких в антураже научных лабораторий, где действуют харизматичные герои — от Бабы Яги и ученого кота со склерозом до бывшего Великого Инквизитора, который теперь заведует отделом смысла жизни.

Сергей Лукьяненко «Рыцари сорока островов»

В «Голодных играх» по-русски, написанных задолго до трилогии Сьюзен Коллинз, вместо инфернального президента Сноу представлены инопланетяне, изучающие модели поведения людей. Внутри искусственного полигона подростки сражаются друг с другом за право вернуться домой. Это получится, если проявлять благородство вместо эгоизма и не сдаваться, даже когда кажется, что выхода нет.

Гарри Гаррисон «Неукротимая планета»

В классическом космическом боевике роль спасителя планеты выпала не самому приятному персонажу (мелкому жулику). Поначалу он не верит, что сможет что-то изменить. Но постепенно череда приключений и испытаний закаляет его характер и помогает выстоять в беспощадном противостоянии с враждебной природой планеты. А затем и найти способ примирить людей с существами-аборигенами.

  

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях