Как наладить сотрудничество семьи и специалистов в интересах ребенка с аутизмом

Помощь ребенку как обмен ресурсами

Цели и методы работы должны быть согласованы

  • Сформулировать проблему (выделить симптом) — совместная задача специалистов и родителей.
  • Выработать понимание, почему ребенок так делает (или, наоборот, чего-то не делает) с учетом нейрофизиологических механизмов. В первую очередь это работа команды специалистов.
  • Наметить цель (над каким проявлением будем работать) и определить согласованные действия семьи, педагогов, дефектологов и врачей.

Родители могут лучше понять своего ребенка благодаря свидетельствам других людей с аутизмом

Речь и коммуникация

Хигасида Наоки

  • Устраните посторонние шумы.
  • Говорите четко и максимально конкретно. Не давайте инструкцию в вопросительной форме или с помощью намеков.
  • Не создавайте ситуацию, когда ребенку нужно уделять внимание сразу двум собеседникам; не вмешивайтесь, если другой человек уже вступил в общение с ребенком.
  • Используйте подсказки в виде жестов, взгляда или другой визуальной опоры.
  • Делайте паузу после того, как что-то сказали.
  • Поощряйте ребенка за каждую реакцию на обращенную к нему речь.

  • Не обижайтесь на некоторые фразы, вместо этого постарайтесь уловить реальный смысл сказанного. Например, ребенок с РАС может сказать маме: «Ты страшная, уходи», но на самом деле это будет означать: «Мне некомфортно, пожалуйста, дай мне побыть одному». Помогайте ребенку перефразировать свои мысли в социально приемлемой форме.
  • Комментируйте ваши совместные или его самостоятельные действия.
  • Как можно раньше вводите альтернативную систему коммуникации (например, с помощью карточек).

Стереотипии и шаблонные формы поведения

Хигасида Наоки

  • Рассчитайте «сенсорный бюджет» ребенка, то есть количество взаимодействий, которое он способен выдержать за день, и старайтесь его не превышать.
  • Обеспечивайте предсказуемость действий и готовьте ребенка к предстоящим изменениям (для этого можно использовать визуальное расписание или песочные часы).
  • Тщательно отслеживайте признаки и этапы развития стрессовой реакции.
  • Вместе со специалистами выработайте алгоритм реагирования на кризисы в поведении — такие как агрессия или аутоагрессия.

Игорь Александров