В полгода дети могут различать и воспроизводить звуки любых языков; только к 10–12 месяцам родной язык занимает особое место
Малыш слушает и запоминает звуки голоса мамы еще до рождения. Родившись, он постепенно переходит от крика и гуления к лепету, появлению интонации, выделению своего языка из всех остальных. Около года появляются первые слова. Так начинается освоение родного языка.
Первый крик младенца при рождении — это его громкое заявление о жажде коммуникации. С самого начала своей жизни, еще неосознанно, не имея понятия о способах и методах обучения, малыш всеми силами стремится овладеть навыками общения с миром.
Этапы развития
Со стороны процесс освоения речи выглядит очень простым… Ребенок родился — он плачет и кричит. Первым звуковым проявлением ребенка является крик, неречевой сигнал, за которым появляются вокализации — любые другие звуки, производимые артикуляторными органами. К 2 месяцам младенец начинает гулить и смеяться. В 6 месяцев в его «речи» появляется лепет.
![](https://06.flat12-dev-server.ru/storage/articles/December2021/21fffdc1-700c-4c33-9197-f4fbb44f5e9a.jpeg)
Ближе к году малыш с воодушевлением пытается произносить первые слова, которые могут разобрать только мама и папа, а в 1,5 года происходит настоящий прорыв, и его словарный запас расширяется стремительно. В 2 года ребенок пробует произносить первые фразы, сначала из двух слов, потом из нескольких, правда, пока еще в телеграфном стиле, без предлогов, союзов и частиц, а в 3 года — плюс-минус — начинает говорить. Всё! Кажется, ребенок освоил звуки, научился их сопоставлять и вводить в речь, подражая взрослым, и значит, «научился говорить»!
Очевидно, что такое впечатление обманчиво. Освоение языка — один из самых длительных, сложных и загадочных когнитивных процессов в жизни человека. Самое главное его свойство — спонтанность. Взрослому человеку со стороны кажется, что ребенку это дается легко.
Взгляд из разных наук
Исследователи изучают освоение речи на многих уровнях: фонологическом, морфологическом, семантическом, синтаксическом… Но сегодня этим вопросом занимается не только лингвистика. Нейронауки, когнитивная психология, межъязыковые исследования открывают новые грани проблемы, а кроме того, продолжают давний спор ученых о врожденных и приобретенных факторах. Их также волнует вопрос о соотношении в освоении языка механизмов подражания взрослым (имитации) и обобщения полученной от них информации (генерализации).
Освоение родного языка начинается с восприятия звуков. Причем происходит это еще до появления малыша на свет. Когда у ребенка внутриутробно начинает развиваться слух, он уже хорошо слышит и знает голос мамы. Более того, по данным исследований, еще не рожденный ребенок различает, на каком языке она говорит: если мама заговорит на иностранном языке, он на это отреагирует. На 40-й неделе внутриутробного развития малыш предпочитает последовательности слов (а не только звуков!), которые уже слышал ранее.
Обучение через общение
После рождения младенца живо интересует человеческий голос, и особенно — уже знакомый ему голос матери. Более того, он предпочитает всем прочим звукам речь на родном языке с характерными интонациями.
При этом малыш не просто слушатель, он нацелен на активное общение.
- Младенец всегда старается фиксироваться на лице говорящего с ним взрослого, он даже пытается имитировать движения губ; его пальцы незаметно двигаются в такт человеческой речи.
- В возрасте около 2 месяцев в присутствии взрослого у малыша появляются первые крики радости.
- Ближе к 4 месяцам ребенок уже знает свое имя и может сам инициировать общение со взрослым. Теперь он понимает, что его вербальные проявления, плач например, имеют последствия: так можно привлечь родителя. Малыш кричит и ждет ответа.
![](https://06.flat12-dev-server.ru/storage/articles/December2021/09ae76fb-5905-4b08-bca2-ee7122dfeedd.jpeg)
Постепенно ребенок осваивает понятие очередности в речи, смену ролей говорящего и слушающего: он начинает взаимодействовать со взрослыми при помощи «разговора». В 5 месяцев малыш прекрасно имитирует интонацию взрослых и уже может контролировать частоту и продолжительность своих «высказываний».
К полугоду появляется лепет, ребенок учится соединять согласные и гласные звуки и охотно повторяет «ба-ба-ба» или «да-да-да», не обязательно типичные для родного языка.
В 7–8 месяцев происходит большой скачок: малыш начинает понимать первые слова (даже если еще не в состоянии произнести их сам), часто связанные с конкретными ситуациями (например, момент прощания, ритуал «до свидания»). Очень нравится ребенку особый материнский язык, который встречается во всех культурах. Это обращенная к ребенку речь матери, когда она говорит медленно, преувеличенно растягивая слова, громко, с паузами и утрированными интонациями. Чтобы ребенок его лучше понимал и мог за ним следовать, взрослый говорит упрощенно, повторяя многократно одно и то же, утрируя, модулируя, даже пропевая, используя не вполне корректные фразы, иногда называя себя и ребенка по имени, а не при помощи местоимения, используя множество уменьшительно-ласкательных форм, описывая действия ребенка как общие с ним («мы умываемся», «кто у нас такой красивый»).
По словам Патриции Куль, специалиста по раннему обучению детей, ребенок рождается гражданином мира, а затем становится экспертом по одному-двум языкам. К 10–12 месяцам возможности различать любые звуки любого языка и упражняться в их произношении существенно снижаются. Теперь ребенок произносит только те слоги, которые характерны для его родного языка.
https://www.youtube.com/embed/G2XBIkHW954Изначально младенцы способны распознавать значимые различия между звуками в разных языках мира. Постепенно они теряют эту универсальную способность. Вот почему с определенного возраста (7–8 лет) мы уже не можем выучить иностранный язык так, чтобы говорить без акцента.
В возрасте одного года начинается следующая фаза развития речи, когда одно слово ребенка несет в себе смысл целого предложения. На этом этапе малыш произносит так много всего, что понимают его, как правило, только родители, да и то не всегда. В этом возрасте ребенок понимает гораздо больше слов, чем может проговорить: где-то около 30, спустя 2 месяца — уже около 60 слов.
Врожденное или приобретенное
У всех нас есть врожденная потребность в коммуникации, но язык как основное средство общения напрямую связан с социальными и культурными обстоятельствами нашей жизни. Освоение речи у каждого ребенка зависит и от его способностей, и от его окружения. Ребенок может выучить язык только во взаимодействии с другим человеком и именно для того, чтобы общаться с другими. Интересно, что если ребенок контактирует с языком только через аудиоканал или видит человека, говорящего на языке, только на мониторе, то он не усваивает этот язык на уровне родного. Чтобы это произошло, необходимо живое общение.
![](https://06.flat12-dev-server.ru/storage/articles/December2021/f93e9a25-5c12-48d6-b8c1-57782dd84e04.jpeg)
Воздействие факторов среды, всего того, что окружает ребенка, начинается с первых дней. По данным одного известного исследования, только 12% слов, которые дети осваивают в первую очередь («мама», «папа», «дай»…), будут примерно одинаковыми по смыслу у всех малышей независимо от языка. Дальше начинаются различия. У французских младенцев первые словесные опыты — «гедонистические»: они говорят о еде в три раза больше, чем дети из других культур. Первые слова маленьких американцев посвящены людям, близким и знакомым. Шведские малыши активно интересуются домашними предметами, а японские заботятся о вежливости и… экологии!
Надо больше общаться
Некоторые дети начинают говорить раньше других и употребляют больше слов. Разница может быть видна уже в возрасте 3 месяцев. Замечено, что чем чаще ребенок взаимодействует со взрослым, тем больше звуков он пытается воспроизвести. Словарный запас ребенка, богатство его речи, удовольствие от коммуникации во многом зависят от того, как много и насколько вовлеченно с ним общаются взрослые. Поэтому следует общаться с малышом как можно чаще и реагировать на все его попытки взаимодействия. Кроме того, даже если малыш «не болтун» по характеру, застенчивый и робкий, стоит поощрять любые проявления его желания наладить коммуникацию и чаще призывать к «диалогу».
Фото: Коллекция/iStock, Unsplash, Pexels