background picturebackground picture

Как договариваться с ребенком

Подростки

151

Профессиональные техники для решения конфликтов в семье

20 июня 2021 г. состоялся вебинар «Как договариваться с ребенком. Медиативные технологии для родителей», организованный ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа».

Спикер вебинара Марина Викторовна Быкова — аналитик ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», профессиональный тренер-медиатор, сертифицированный семейный медиатор College of mediators UK (Коллегия медиаторов Великобритании), член Национальной организации медиаторов.

Одной из основных тем вебинара стало применение медиативных технологий в семейной жизни, в общении между родителями и детьми, между супругами, старшим и младшим поколениями. Марина Викторовна на примерах рассказала о том, как можно урегулировать конфликты в семье без ссор и скандалов, используя методики, которые применяют профессиональные медиаторы.

Самая первая и важная задача, которая стоит перед тем, кто хочет решить конфликт, — это признание факта, что конфликт действительно существует. Нужно принять его как данность и понять, что в этом нет ничего плохого.

Затем спикер рассказала о том, на кого бывают похожи стороны конфликта, приведя пример из мира животных: агрессивного льва и упертого барана. В конфликте часто даже у взрослых людей возникают определенные реакции — их называют базовыми стрессовыми реакциями, доставшимися нам еще от предков: «бей — беги — замри». Это автоматические реакции, призванные защищать человека, но иногда они играют отрицательную роль, поскольку опережают процесс осознанности собственных действий.

Следующую часть онлайн-встречи Марина Быкова начала с объяснения понятия «медиация». Медиация — это альтернативный способ урегулирования конфликта с участием третьей нейтральной стороны — медиатора, который содействует сторонам спора в принятии взаимовыгодного решения на принципах добровольности, взаимоуважения и сотрудничества. Спикер пояснила, что существует несколько способов разрешения конфликта. Первый — силовой: речь идет не только о физической силе, но и о силе авторитета родителя, учителя. В такие моменты взрослый берет на себя ответственность и принимает решение.

Второй способ разрешения конфликта — правовой. Это и правила, принятые в семье, которые обязательно нужно проговаривать с ребенком, и юридическая помощь — в случае развода или раздела имущества. И третий способ — с учетом интересов сторон конфликта, то есть медиация.

Далее Марина Викторовна рассказала об основных условиях и принципах медиации. Эти принципы можно сделать и правилами в своей семье. Первыми были названы доверие и безопасность — основные условия для того, чтобы стороны конфликта «раскрылись», начали говорить о важном. Принципы, которые обеспечивают эти условия: добровольность участия каждой из сторон, конфиденциальность информации — по закону медиатор не может быть свидетелем в суде. Еще к принципам медиации можно причислить нейтральность отношения к сторонам конфликта, равноправие всех участников, открытость и прозрачность процедуры: медиатор обязательно объясняет сторонам ход разговора и отвечает на вопросы сторон.

Также среди принципов медиации спикер назвала взаимоуважение, сотрудничество и ответственность сторон и медиатора. В любом конфликте важно выслушать другую сторону, не перебивая, вместе искать решения и, главное, учить этому детей — слушать и принимать чужую точку зрения.

Следующая часть вебинара была посвящена технологиям медиации. Для начала спикер рассказала о том, что такое «айсберг конфликта». На поверхности «айсберга» то, о чем человек хочет рассказать: его эмоции и позиция, а внутри скрывается самое главное: его ценности, потребности, чувства и интересы. Медиатор дает возможность обеим сторонам говорить не об обвинениях, а о чувствах и интересах.

К основным технологиям медиации можно отнести:

  • активное слушание: важно обязательно внимательно выслушать каждую из сторон;
  • резюмирование: когда медиатор подводит краткий итог сказанного;
  • перефразирование и рефрейминг: когда медиатор, оставляя смысл сказанного, меняет «рамку», тем самым нейтрализуя негатив;
  • технику задавания вопросов: важно, чтобы медиатор не давал советы, а задавал уточняющие вопросы;
  • «Я — сообщение»: когда у одной из сторон конфликта есть возможность высказать свои претензии в форме сообщений от первого лица — без обвинений и агрессии.

В заключение вебинара Марина Быкова привела пример из личной практики, рассказав историю решения конфликта между матерью и дочерью-подростком. А также ответила на вопросы участников вебинара о решении конфликтов с трудными подростками, о методе кнута и пряника и т. д.

Также спикер напомнила о том, что необходимую информацию о медиации, ее правовых основах, методические рекомендации, результаты мониторинга, реестр организаций, предоставляющих медиативные услуги, можно найти на сайте Центра защиты прав и интересов детей, в разделе «Медиация»

Аудитория вебинара составила почти 600 человек более чем из 30 субъектов Российской Федерации.

Запись вебинара вы можете посмотреть по ссылке.

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях