Как и зачем играть с детьми
О важности совместной игровой деятельности родителя и ребенка и о том, как правильно ее организовать, рассказывает доцент кафедры педагогики и психологии начального и дошкольного образования ПсковГУ кандидат педагогических наук Арина Михайлова.
Значение игры в жизни и развитии ребенка трудно переоценить, а если малыш играет вместе со взрослыми, пользы от такого времяпрепровождения он получает гораздо больше. Но любой процесс необходимо организовывать по определенным правилам.
Подготовка
1. Безопасная среда и безопасная игра. Прежде всего необходимо позаботиться о безопасности. Безопасная игра связана не только с тем, как будет организовано пространство, но и с тем, какого качества вы покупаете игрушку. Приобретая игрушку, проверьте, имеется ли у нее сертификат, из каких материалов она изготовлена, соответствует ли возрасту ребенка. При этом цена не является гарантией качества и безопасности игрушки для малыша.
2. Количество игрушек. Игрового материала не должно быть слишком много. Иначе игрушки не принесут никакой пользы ребенку. Не количество игрушек определяет игру, а то, какие действия вы планируете совершать вместе с ребенком в домашнем (как правило, небольшом) игровом пространстве. Малыша старше 3 лет уже можно брать вместе с собой в магазин для детей, только перед покупкой необходимо задать ему вопрос: «Во что ты будешь играть с этой игрушкой? Давай мы вместе попробуем с тобой подумать, как ты будешь с этой игрушкой играть, когда она будет находиться у тебя дома». Таким образом вы сразу же закладываете у ребенка инициативу.
Игра — не пустая забава
1. Нацеленность на результат, а значит, и на поощрение. Каждое игровое действие маленького ребенка, а потом и старшего дошкольника должно вести к какой-то цели, за достижение которой малыш должен получать похвалу взрослого, с которым играет. Какие бы игровые действия ни производил ребенок, родитель всегда должен радоваться этой игре и напоминать ему о том, что будет дальше в этой игре, интересоваться, как малыш хочет ее продолжить.
2. Игровой диалог. Для того чтобы происходила игра, когда дошкольник сможет переносить игровые действия на обычные игровые предметы (куклы, кубики и др.), сначала он должен научиться игровому диалогу.
Если ребенок играет с родителем, он получает от взрослого массу коротких игровых диалогов, которые заучивает естественным образом и в дальнейшем применяет их в игре с другими.
Важно: играя с ребенком, не переводите свою речь на сюсюканье или на детскую речь; говорите короткими, но взрослыми фразами; называйте вещи своими именами. Совершайте экскурсии по дому, рассказывайте, что вы видите, говорите о том, что вы будете сейчас делать. Показывайте ребенку, как действовать с теми или иными предметами.
Игра и диалог — это взаимообусловленные действия. Если вы просто вместе с ребенком передвигаете предметы, то игра не состоится. И еще один важный момент: необходимо различать значение сюжетно-ролевой игры и игр развивающего порядка. Если вы чаще всего с ребенком играете в настольные печатные игры или, следуя моде, даете как можно больше гаджетов, ему будет сложно освоить сюжетно-ролевые игры. А это необходимо.
Самое сложное для родителя — выстроить диалог, потому что многие считают, что у ребенка игровой диалог формируется сам по себе. Но так не происходит. Часто игра останавливается, потому что дети не знают, как и к кому обратиться. Филологи считают, что не столько важна монологическая речь, хотя она тоже имеет значение, но очень важно к школьному возрасту научить ребенка коммуникации, научить его общаться в диалоге.
3. Развитие эмоционального интеллекта. На сегодняшний день учеными доказано, что если дошкольник не знает вербального выражения своей эмоции, то он будет понимать ее неправильно. В результате у него возникнут проблемы с коммуникацией. Поэтому очень важно делиться эмоциями с ребенком. Если грустно, то плачьте, если радостно, смейтесь. Вносите реальные эмоции в жизнь вашего ребенка, но только обязательно с комментариями своих чувств вслух (и в игровой деятельности, и в любых других обстоятельствах).
В детстве ребенок не просто проявляет эмоции. Он их изучает и запоминает. Поэтому задача взрослого — помочь малышу разобраться в том, что такое радость, грусть, сожаление и др., чем они отличаются друг от друга и как их переживать.
4. Личный пример. Ребенок во взаимодействии с близким взрослым выступает как подражатель. Какие модели поведения вы ему покажете и передадите — и в игре, и в жизни, так он и будет поступать в дальнейшем.
Основная задача игры заключается только в том, чтобы погрузить ребенка в реальную жизнедеятельность близкого окружения, взрослого. Так дети получают опыт социальной практики.
5. Развитие игровой деятельности. Игра — это эволюционный процесс, который движется от бессюжетности до усложненной планомерной формы развертывания. Поэтому, когда мама, которая наблюдает за своим ребенком-дошкольником, говорит: «Иди, пожалуйста, поиграй сам во что-нибудь», она поступает необдуманно. Маленькие дети не могут удержать в голове план игрового действия, и их действия с игрушками будут абсолютно хаотичны, что не только не приносит пользы, но и может вызвать у ребенка разочарование и раздражение.
6. Планирование игры. Игра в 2–2,5 года длится 10–15 минут. Затем взрослому необходимо либо начинать новую игру, либо каким-то образом заинтересовывать ребенка, чтобы он продолжил играть. Так происходит потому, что у ребенка нет накопительного игрового опыта, он не знает, как связать обычное игровое действие, то есть движение какого-либо предмета, с воображением. Вообще в этом возрасте дети еще не могут удерживать в памяти, в своем плановом игровом действии игровой сюжет. И самая основная задача взрослого на этом этапе — учить запоминать и держать в памяти игровой сюжет, подсказывая ребенку последовательность действий и побуждая его к игре. В 4–5 лет игра длится уже 40–50 минут, но если в ней нет интриги, то она очень быстро прекращается.
7. Накопление впечатлений. Для того чтобы игра сложилась, нужно проводить предварительную работу. То есть родители вместе с детьми накапливают впечатления. Если вы едете в автобусе и видите, например, какую-нибудь достопримечательность, расскажите о ней ребенку. Если перед вами учреждение, объясните сыну или дочери, что делают в этом здании, что там происходит. Все дело в том, что формирование условных игровых действий у дошкольника не может сложиться из собственного представления. Оно складывается только из накопительного опыта, от эффекта в результате полученных от взрослого знаний и сведений.
8. Освоение ролевого поведения. Ролевое поведение ребенок будет осваивать через комментированное наблюдение близкого взрослого за собственной деятельностью. Для этого родителю важно обратить внимание на свои действия, играя с ребенком, пояснять то, что происходит и будет происходить. Например: «Я собираюсь варить суп. Мне понадобится кастрюля и вот такие-то продукты. Я помою и порежу овощи, налью воды…» и т. д. Причем описание каждого действия необходимо проговаривать несколько раз.
Главный ресурс для ведения такой совместной игры с ребенком — время, поэтому очень хорошими помощниками в этом смысле являются бабушки. Они никуда не торопятся, и повторять все по многу раз для них естественно. Это очень полезно для ребенка. На этом основывается методика развития игровой деятельности.
9. Право выбора. Когда ребенок, например, спрашивает, можно ли ему поиграть с этой куклой, то вместо того, чтобы ответить: «Конечно!», лучше сказать: «Ты можешь сам решить, будешь ли ты играть с этой куклой или выберешь другую». Так он научится сам принимать решение в своих игровых действиях.
10. Побудительные вопросы. Во время игры с ребенком не стоит задавать ему слишком много вопросов. Покажите, что вы очень заинтересованы в игре, и скажите, например: «Какую замечательную одежду ты выбрала сегодня для кукол! Я даже не знала, что ты так хорошо разбираешься в гардеробе. Как тебе это удалось?». Такой вопрос не связан напрямую с конкретными игровыми действиями ребенка, но он дает ему возможность задуматься и продлить игру. Кроме того, новое слово возбудит у ребенка познавательный интерес, потому что об игре можно говорить с разных сторон.