background picturebackground picture

«Группы смерти» и другие опасные сообщества: что могут сделать взрослые

Цифровая среда

2706

Поддерживать контакт с ребенком и найти разумную меру контроля

Тема закрытых сообществ и тайной сетевой жизни вызывает у многих родителей чувство растерянности и тревоги: дети общаются неизвестно с кем, состоят в пабликах и группах, о которых мы почти ничего не знаем. Как не поддаться панике и что делать, если вы заметили странное поведение ребенка в интернете?

В последние годы в России широко обсуждали «группы смерти» в интернете, где подросткам раздают «задания», которые могут довести их до самоубийства. Специалисты неоднократно заверяли, что опасность таких групп преувеличена: так, по данным МВД, лишь 1% подростковых суицидов связан с закрытыми группами в соцсетях. Главные причины, на которые приходится по 30% всех случаев, – неразделенная любовь или конфликты в семье.

Как подростки попадают в деструктивные сообщества

«Группы смерти» и их вариации — современное проявление подростковой романтизации смерти. Обычно дети попадают в такие группы в тот момент, когда им плохо: страшно, одиноко, они страдают от непонимания или находятся в состоянии конфликта. Попадая в закрытую группу, ребенок подвергается информационной интоксикации: он смотрит видео и читает тексты, якобы полные скрытых важных смыслов. Кроме того, он начинает ощущать угрозу: сделаешь что-то не так — вылетишь, а значит, перестанешь быть избранным, лишишься поддержки группы и оснований чувствовать свое превосходство. Философия таких групп строится на том, что мир жесток и несправедлив; при этом подростку внушают, что в группе его любят и ценят. Чем больше он выполняет абсурдных или опасных заданий, тем более высокое положение занимает в группе.

Многие подростки приходят в такие группы, потому что им просто интересно, но постепенно группа начинает удовлетворять их потребность в признании. Вначале возникает привязанность, а потом и зависимость от лидеров группы. Таким образом, подросток попадает в замкнутую систему, подвергается постоянному информационному воздействию и постепенно перестает замечать вокруг себя другие точки зрения, другую информацию.

Обычно подросток, который участвует в смертельном квесте, подписан и на множество других пабликов. Если проанализировать содержание подписок, можно заметить, что основные его интересы сконцентрированы на депрессивных группах. У подростка, находящегося в подавленном эмоциональном состоянии, ослабевают механизмы психологической защиты. Выполненные задания вызывают у него искреннюю радость и эмоциональную разрядку, он получает похвалу от куратора и становится еще более зависимым от игры. Из такой группы ребенок может выбраться только с помощью других людей.

Признаки участия ребенка в опасных группах

«Центр защиты прав и интересов детей» разработал рекомендации для педагогов, которые позволяют повысить их компетентность в области предотвращения интернет-рисков. Указанные в этих рекомендациях признаки участия в опасных сообществах могут быть полезны и родителям.

  1. Резкое изменение фона настроения и поведения, преобладание подавленного настроения.
  2. Значительное время пребывания в интернете, переживание тревоги и негативных эмоций при невозможности выхода в интернет.
  3. Общение в группе и просмотр видеороликов в ночное время, из-за чего ребенок выглядит невыспавшимся.
  4. Сокрытие от взрослых страниц и действий в интернете, нежелание обсуждать происходящее в соцсетях со взрослыми.
  5. Ведение одновременно нескольких страниц под разными именами, особенно от имени и мальчика, и девочки.
  6. Выполнение различных заданий и их видеозапись, в том числе связанных с агрессией по отношению к другим живым существам или с самоповреждениями.
  7. Появление в речи, записях и на страницах в сети афоризмов, тегов, рисунков, связанных с суицидальным поведением («Раны на руках заглушают боль в душе», «Лети к солнцу», «Лифты несут людей в небеса»).

Как не надо реагировать

Просматривать переписку ребенка, его дневники или закрытую часть ленты в соцсетях

Во-первых, это нарушает доверие в отношениях, а во-вторых, все равно вряд ли поможет. Даже если родители обнаружат что-то пугающее, любая попытка использовать этот факт в разговоре только спровоцирует протест и разрушит контакт с ребенком. Будет нелишним следить со своего аккаунта за тем, что происходит в социальных сетях подростка, но делать это надо ненавязчиво. Да, иногда появляется желание просмотреть его переписку и ленту новостей, чтобы убедиться, что ребенок вне зоны риска. Но есть много других возможностей участвовать в его жизни. Для этого надо уметь разговаривать и выстраивать доверительные отношения.

Запрещать разговоры о «группах смерти» в семье 

Если подросток делится суицидальными мыслями или пускает их в ход в качестве угрозы во время конфликтов, нельзя игнорировать этот сигнал и обесценивать слова ребенка, отвечая, что все сказанное им — ерунда. С ним нужно обязательно поговорить на эту тему, не списывая нестандартное поведение подростка на возрастной кризис. Многие родители, услышав, что ребенок говорит о суициде, пугаются и стараются перевести разговор в другое русло, чтобы не вызвать в нем волну любопытства. Но в действительности все наоборот — создание табуированных тем порождает интерес. 

Разговоры на «опасные темы» не провоцируют опасные ситуации, а, наоборот, помогают их избежать.

Лучший способ выяснить, не напрасна ли ваша тревога — поговорить об этом прямо. Бессмысленно ограждать ребенка от «плохой» информации — скорее всего, он все равно так или иначе с ней столкнется. Лучше поговорить откровенно, не запугивая и не угрожая. Подростку важно видеть, что родители способны понять его чувства, проблемы и интересы. А избегание таких тем в беседе или запрет на разговоры ни к чему хорошему не приведут. От этого ребенок только острее будет ощущать свое одиночество и придет к выводу, что его вряд ли поймет и поддержит кто-то из взрослых. 

Лучший вариант действий — как только ребенок стал пользоваться интернетом, познакомить его с правилами цифровой гигиены и спокойно обсудить опасности в соцсетях, в том числе опасные сообщества. Тогда ребенок будет знать, чего можно ожидать. Также нет никакого смысла лишать ребенка доступа к интернету: мы ведь не запираем детей дома просто потому, что по улицам ездят машины.

Контролировать каждый шаг

Контроль в отношениях с подростками — очень сложная тема. Тут требуется большое родительское искусство, чтобы избежать крайностей. Слишком сильный контроль — отслеживать все звонки и смс ребенка и постоянно звонить самим, вводить режим домашнего «комендантского часа». Это, скорее всего, приведет к тому, что подросток станет скрытным и раздражительным и о доверии с его стороны можно будет забыть. Слишком слабый контроль, с другой стороны, может быть воспринят как безразличие взрослых и разрешение делать что угодно. Тут важно уметь распознать и разграничить ситуации, в которых ребенок уже вполне самостоятелен, а где еще нуждается в помощи и руководстве.

Чем можно помочь подростку

Интересоваться его жизнью 

Когда с подростком происходит что-то, пугающее родителей, важно соотнести этот тревожный сигнал с общей картиной его жизни. Что еще вызывает у вас беспокойство, а что, напротив, вселяет оптимизм? Это может касаться и окружения ребенка, его эмоционального состояния, поведения. Если он слушает грустную музыку и у него часто меняется настроение, это еще не значит, что дело плохо — все это вполне характерно для обычных подростков. Так что однозначно оценить ситуацию родителям не так просто.

Важно знать, что происходит с ребенком, с его окружением, что его тревожит, что он чувствует, часто ли ему бывает одиноко. Нужно различать, когда подросток встречается с обычными для его жизни и возраста сложностями и справляется с ними, а когда — не справляется.

Постарайтесь честно признаться себе: подозрительные группы — единственное, что вас беспокоит, или есть и другие проблемы? Например, ребенок мог внезапно начать мало (или много) есть или спать, он подавлен или резко стал замкнутым. Тревожными сигналами могут быть попытки бросить школу, конфликты с друзьями, одиночество, угрозы уйти из дома. 

С другой стороны, есть ли у него в жизни что-то, что поддерживает, дает силы справляться с трудностями? Это может быть спортивная секция или клуб по интересам, школьные театральные постановки или подростковая музыкальная группа. Постарайтесь сделать так, чтобы подросток чаще оказывался именно в таких, поддерживающих ситуациях. Не менее важно приучить его звать на помощь взрослого в крайних обстоятельствах.

Говорить с ним, быть рядом 

Самое важное, что стоит сказать своему ребенку, — что вам не все равно, что с ним происходит. Этот разговор лучше не откладывать, но выберите время, когда ему будет удобно говорить. Если у вас хороший контакт с ребенком, можно открыто рассказать, что вас беспокоит в его поведении, и напрямую спросить, нет ли у него проблем и не нуждается ли он в помощи. 

Подросткам важно, чтобы в этой ситуации рядом был человек, который может внимательно выслушать, не перебивая и не оценивая.

Подросткам сложно осознать, что действительно важно и дорого в жизни. Необходимо говорить с детьми о семье, работе, о дружбе, показывать на своем примере, что действительно ценно. Читать вместе книги, обсуждать фильмы и сюжетные компьютерные игры. Важно научиться разговаривать с подростком на серьезные темы, даже если вы сами затрудняетесь с ответами: «В чем смысл жизни?», «Что такое смерть?», «Что такое дружба и любовь?» Дети не просто так увлекаются этими темами: подростковый опыт — время осознания себя, своих ценностей, поэтому им важно слышать и понимать, что ценно для родителей. 

Не бойтесь делиться собственным опытом, размышлениями. Важно показать подростку, что жизнь ценна сама по себе, что можно получать удовольствие от повседневных событий и преодолевать любые трудности. Еще такой разговор покажет, что другие люди тоже сталкивались со сложными ситуациями и с успехом прошли через них.

Развенчивать мифы 

Важно развенчать романтику, которой окутана тема суицида в подростковой среде. Нужно говорить о смерти, ее безвозвратности и неотвратимости, о том, что за ней ничего нет — ни волшебных миров, ни синих китов, что все это — обман. Откровенный разговор с подростком о том, как смерть и самоубийство выглядят на самом деле, станет важным шагом на пути его возвращения в реальность.

Пообщаться с кем-нибудь из его окружения 

Это может быть классный руководитель, социальный педагог, школьный психолог, тренер или друг подростка — главное, чтобы у вас был хороший контакт с этим человеком. Бывает и так, что обеспокоенный классный руководитель или кто-то другой сам выходит на связь. Тут самое время выяснить, как вообще у ребенка обстоят дела с уроками или друзьями. Заодно можно узнать, в курсе ли в школе о «группах смерти», что по этому поводу думают или предпринимают другие взрослые.

Прервать «поток» и дать замену

Как и другие игры в интернете, смертельные квесты увлекают детей и заставляют «выпасть» из реальности. Но стоит прерваться на неделю — и игра утрачивает часть своей привлекательности. Если вы боитесь, что ваш ребенок уже играет в опасную игру, изолируйте его от средств связи, увезите на неделю, дайте выспаться. Как минимум он перестанет воспринимать сетевые угрозы как реальные, а, возможно, и вовсе перестанет воспринимать игру всерьез. 

Такая «отключка» не решит его внутренние проблемы, а только прервет состояние игрового «потока». Дальше важно найти что-то, что нравится ребенку, и дать ему возможность этим заниматься. Поддержать его хобби, какую-то интересную для него деятельность, найти сообщество, где его будут ценить и поощрять его здоровые увлечения.

Обратиться за помощью к специалистам 

Есть медицинские, социальные и психологические центры, куда можно обратиться за поддержкой, если ситуация становится небезопасной или вам трудно ее оценить самим. Причем помощь может пригодиться не только подросткам, но и родителям. Это могут быть индивидуальные или семейные консультации, частные или государственные центры, группы поддержки, телефоны доверия. Всегда есть возможность опереться на других людей и их опыт.

Куда обратиться?

  1. Общероссийский детский телефон доверия: 8 800 2000 122
  2. Бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи «Дети онлайн»: 8 800 25 000 15
  3. Московская служба психологической помощи населению: +7 (499) 173 09 09
  4. Телефон доверия экстренной психологической помощи: +7 (495) 575 87 70
  5. Cлужба психологической помощи для подростков и молодежи (до 23 лет) www.твоятерритория.онлайн

  

Источники:

Открытая научная библиотека «КиберЛенинка»

Интернет-издание Meduza 

Журнал и сайт Psychologies

Поделиться в соцсетях