background picturebackground picture

Гимнастика для голоса и дыхания

Младенцы

Раннее детство

Дошкольники

Особые дети

566

Логопед о важности дыхательных упражнений

Одним из любимых занятий детей раннего возраста является запускание мыльных пузырей. Пузыри летят, переливаются, лопаются, брызгаясь и разлетаясь в разные стороны, вызывая улыбки и смех завороженно наблюдающих малышей. У некоторых детей не получается надуть пузырь: воздушная струя очень слабая или вообще отсутствует. Родители могут не обращать внимания на такую маленькую трудность. Но это первый сигнал для обращения к специалисту. Чем полезна эта и многие другие игры, связанные с дыхательными функциями ребенка, рассказывает Екатерина Григорьева, логопед высшей категории Особого семейного центра «Семь-Я».

Развитие голоса и дыхания

Одним из направлений логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является развитие голоса и дыхания. У таких ребят отмечается тихий, слабый и затухающий голос, поверхностное дыхание, как правило через рот. Нарушение функции правильного дыхания является одной из причин гипоксии — недостаточности кислорода в клетках мозга, вследствие чего страдают память, внимание, сон, ребенок страдает частыми простудными заболеваниями. И здесь не обойтись без помощи специалистов, которые могут помочь укрепить состояние ребенка, повысить общий тонус его организма, сформировать у него правильный тип дыхания и развить силу голоса. В решении этих задач огромное значение имеют самые простые на первый взгляд игры. Здесь требуется терпение и усердие, потому что не у всех детей получается с первого раза выполнить простое упражнение. Но, преодолев этот этап, ребенок поднимается на ступеньку выше в своем развитии.

Активные игры для детей раннего возраста

Вот самые первые детские игры, целью которых является активизация речевой продукции ребенка, а также увеличение силы и длительности выдоха.

Мыльные пузыри

Это самая любимая многими малышами забава. Главным условием игры является то, что баночка с раствором должна находиться у родителей, которые показывают ребенку, как дуть, вытягивая губы трубочкой, с шумом выдыхая воздушную струю, произнося звук [ф]. Каждое свое действие взрослый комментирует, привлекая внимание ребенка: «Смотри, я дую. Пузырь летит! Ой, лопнул! Теперь ты. Дуй!» Если у малыша не получается, можно подуть на ладошку ребенка, поднеся его ручку ко рту. Игра проводится по очереди: то дует ребенок, то взрослый. Все действия проходят эмоционально окрашено. Важно завершить игру до того, как ребенок устанет.

Салют

Для этой игры необходимо разноцветные салфетки нарезать на маленькие кусочки. Кусочки салфетки очень легкие, и ребенку будет легко сдувать их с ладошки. Сначала взрослый демонстрирует «салют» на своей руке, затем предлагает ребенку повторить действие, побуждая его словом «дуй». Взрослый комментирует: «Ура! Салют!»

Ветряная мельница

Всем известна такая пластмассовая игрушка. Чтобы мельница закрутилась, необходимо определенное усилие. К этой игре лучше приступать после того, как ребенок научится делать «салют» с ладошки.

Мыльная пена

Прием водных процедур — самое приятное и удобное время для общения. Многие дети любят играть с мыльной пеной. Ее можно класть на ладошку и сдувать, разбрызгивать в стороны. Все это вызывает у ребенка смех и мотивирует повторять игру.

Задуй свечу

Отличным поводом для этой игры является празднование дня рождения в семье с задуванием свечей на торте. Но можно это упражнение выполнять и без повода, придумав любую причину, чтобы зажечь свечу и потом на нее подуть.

Выполняя эти упражнения, ребенок учится удерживать определенную позу губ — «хоботок», играть на губах, вызывая при этом звуки [б-б-б] или [ф-ф-ф]. Кроме того, спокойный удлиненный выдох способствует развитию плавной красивой речи, будь это слог, слово или предложение.

Совет для родителей. Следите, чтобы щеки у детей при выполнении этих упражнений не надувались. Если щеки надуваются — слегка нажимая на них, вытягивайте губы ребенка вперед.

Когда ребенок научится дуть, можно переходить к более сложным упражнениям.

Вышеописанные упражнения носят характер активных, так как требуют активных действий со стороны ребенка. Но есть еще и пассивная дыхательная гимнастика — для тех детей, которые не могут сами активно включиться в совместную со взрослыми работу вследствие своего возраста или состояния здоровья.

Пассивная дыхательная гимнастика

Целью этого упражнения является увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Его следует проводить после сна, когда ребенок сыт и находится в хорошем настроении. Исходное положение — лежа на спине. Взрослый легко поглаживает тело и конечности ребенка, подготавливая его к основному упражнению. Взяв кисти ребенка, взрослый, слегка потряхивая ими, разводит руки в стороны и вверх (к голове), при этом грудная клетка слегка приподнимается — вдох, затем, прижимая руки к туловищу, легко надавливает на грудную клетку — выдох.

Данное упражнение можно проводить на ранних этапах жизни малышей, но следует проконсультироваться с врачом.

Тренировка глубины и ритмичности дыхания

Целью следующего комплекса упражнений является тренировка глубины и ритмичности дыхания. Он рассчитан на детей старше 5 месяцев (следует проконсультироваться с врачом на наличие противопоказаний).

Упражнение 1

Исходное положение — лежа на спине. Взрослый с легким потряхиванием разводит руки ребенка в стороны и поднимает их вверх, при этом происходит вдох, а при опускании рук и прижимании их к грудной клетке — выдох.

Упражнение 2

Одновременно с поворотом головы ребенка в одну из сторон отводится в соответствующую сторону и его рука (вдох). Слегка потряхивая руку и поворачивая голову, их возвращают в исходное положение — выдох.

Совет для родителей. Если есть ограничение в движении у ребенка или вы боитесь самостоятельно выполнять данное упражнение, возьмите большую желтую игрушку. Сфокусируйте взгляд малыша на ней и, взяв ребенка за руку, отведите ее в сторону, перемещая в ту же сторону и игрушку, так чтобы ребенок мог повернуть голову, прослеживая взглядом за ярким предметом, затем вернитесь в исходное положение. То же самое проделайте в другую сторону.

Упражнение 3

Исходное положение — лежа на спине, руки ребенка под головой (если есть возможность). Взрослый, осторожно потряхивая ноги ребенка, вытягивает их, разгибая, при этом происходит вдох; при сгибании ног в коленях и приведении к животу усиливается выдох. Упражнение делается не спеша, ритмично: вдох — выдох.

Все упражнения взрослый сопровождает голосом, комментируя свои действия, ласково разговаривая с ребенком, повторяя слова и звуки малыша, играя в перекличку.

Выработка ритмичности дыхания и пассивно-активных движений

Следующее упражнение направлено на выработку ритмичности дыхания и пассивно-активных движений ребенка. Последовательность действий такова. После расслабления рук ребенка родители предлагают взять малышу в руку погремушку. Взрослый следит за правильным захватом игрушки (большой палец отводится в сторону, обхватив игрушку с другой стороны от остальных пальцев). Рука с вложенной в нее игрушкой пассивно (то есть самим взрослым) отводится в сторону, в ту же сторону поворачивают голову ребенка, так чтобы он все время держал игрушку в поле зрения. Погремев погремушкой в этом положении с целью стимулирования слуховых ориентировочных реакций ребенка, медленно возвращают голову и руку в исходное положение. Игрушку подносят к глазам или к губам малыша. Так поочередно проводят повороты влево и вправо (3–4 раза).

Совет для родителей. Если есть ограничения в подвижности шеи, или вы боитесь повернуть голову ребенка, или малыш активно сопротивляется, возьмите погремушку, привлеките внимание ребенка к игрушке, вложите ее в руку ребенка, отведите руку в сторону и погремите погремушкой, чтобы малыш сам, на сколько сможет, повернул голову. Вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение в другую сторону.

Упражнение выполняется медленно, не спеша. В дальнейшем можно отпустить руку ребенка, так чтобы он сам вернул ее в исходное положение.

Комплекс пассивной дыхательной гимнастики выполняется ежедневно.

Все упражнения, как активные так и пассивные, подразумевают в первую очередь развитие общения младенца со взрослым. Главное, чтобы упражнения доставляли взаимное удовольствие обоим. Только в этом случае они смогут принести огромную пользу в дальнейшем развитии ребенка.

Поделиться в соцсетях