background picturebackground picture

Где учат благотворительности и какие профессии там нужны?

Подростки

1818

«Хочу работать в благотворительном фонде»

Как быть, если ребенок хочет связать свою будущую профессию с прямой пользой для общества? Где учиться и какие форматы взаимодействия с НКО доступны молодому поколению? Разбираемся вместе с благотворительным фондом «Образ жизни».

Новая специальность

По статистике (исследование под руководством доктора психологических наук, профессора Л.Ф. Обуховой), задумываться о будущем представители «зетов» стараются намного раньше, чем предыдущие поколения. Для них очень важно найти возможность для самореализации, но выбирать путь в постоянно меняющемся мире довольно сложно, когда каждый день появляются новые направления работы, например, в сфере благотворительности.

В России нет профильного образования для социального сектора на государственном уровне. В вузах до сих пор не существует специальности фандрайзера. Есть интенсивы, курсы повышения квалификации и прочие занятия для людей, которые уже владеют какой-либо профессией.

Принято считать, что легче заниматься благотворительностью, если ты врач, учитель или спасатель. Сама профессия мотивирует тебя на помощь другим. Это миф. Благотворительность — состояние твоего внутреннего я, и профессия здесь ни при чем.

Как можно помогать?

Работу в большинстве благотворительных фондов можно разделить на 3 группы.

  1. Жизнеобеспечение фонда (системный администратор, офис-менеджер, программист и т. д.). Сотруднику не обязательно погружаться в деятельность фонда, он смотрит на все со стороны и организует процессы.
  2. Работа волонтеров. В свободное от основной работы время вы помогаете, вливаетесь в команду и берете на себя задачи по мере возможностей.

Например, в благотворительном фонде «Ночлежка» почти полностью волонтерским проектом является «Ночной автобус», где добровольцы кормят нуждающихся людей.

Все больше с каждым годом в благотворительные фонды приходят не только люди, желающие раздавать еду или одежду, но и добровольцы-профессионалы: дизайнеры, пиарщики, юристы, медики, редакторы, программисты и другие. Это pro-bono волонтерство. Так каждый может свои знания и навыки бескорыстно применять в интересах благотворительных организаций. 

  1. Реализация программ фонда. Для людей, которые занимаются данным направлением, как правило, это основное место работы. И здесь нужно иметь профильное образование.

Благотворительный фонд — это особенная среда. Внутри существует иерархия: председатель фонда, руководители направлений и проектов, линейные сотрудники: ивент, проджект, SMM-менеджеры, дизайнеры и пиарщики и — всегда востребованные — бухгалтеры и юристы.

Если стоит цель работать в благотворительном фонде, то первое, что нужно сделать, — ознакомиться с работой фонда. Они имеют разную целевую аудиторию. Есть фонды, которые занимаются адресной помощью, поддерживают людей с особыми заболеваниями, или те, кто помогает системно, занимается законотворческой деятельностью и другие.

Важно знать, какие программы реализуются фондом, чтобы соотнести свои желания и навыки с будущей профессией.

Какое образование получать?

Это может быть образование социального работника. Такие специальности есть в Российском государственном гуманитарном университете или Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н.И. Пирогова.

В БФ «Образ жизни», для того чтобы успешно вести деятельность программы «Профлаб», которая занимается улучшением качества работы социальных учреждений через актуальные практики, нужно иметь психологическое образование широкого профиля. Оно позволит грамотно решать проблемы и взрослых, и детей.

Если ребенок планирует работать с особенными людьми, лучше иметь не просто педагогическое образование, а дефектологическое.

«Педагогическое образование, — говорит Ирина Борисовна Шульгина, руководитель проекта «Школа позитивных привычек», — это минимальная гарантия достижения успеха в работе с детьми. Важно понимать специфику работы. Специалист должен быть знаком с методиками подачи материала, знать, как работают педагогическое наблюдение и другие технологии. В нашем проекте основное — это способность человека работать с большой группой людей».

При получении дефектологического образования круг изучаемых дисциплин весьма широк, например, специальная педагогика и психология, психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями и другие общеметодологические аспекты.

Можно обратиться и к дополнительному образованию. Некоторые фонды организуют школы, где студентов учат профессиональной филантропии. В 2019 году фонд «Друзья» в партнерстве с НИУ ВШЭ и Ernst & Young запускали образовательную программу для руководителей некоммерческих организаций.

Как считают создатели программы, рынок благотворительности очень разноплановый: в каждом регионе есть своя специфика и свои проблемы. Везде разные подходы и целевые группы. Для того чтобы этот рынок продолжал развиваться, нужны специалисты, представляющие себе не только отдельные проблемы, а всю картинку целиком. Благотворительность — это уже не только организация финансирования или написание отчетов о потраченных средствах, это целая профессия.

Курс уже приносил свои плоды. Выпускниками стали либо основатели своих собственных социальных проектов и организаций, таких как «Шалаш», «Добровольцы», «Национальный фонд поддержки и здоровья женщин», так и руководители направлений фондов «Линия жизни», Фонд Константина Хабенского, «Вера» и др.

Образование полезно и никогда не бывает лишним, но помните — конкретной специфике профессии всегда учатся на рабочем месте. Вы можете быть юристом, дизайнером, психологом или любым другим специалистом и помогать благотворительным организациям. Главное — это желание и доброе сердце.

Фото: Коллекция/iStock, https://obrazfund.ru

Поделиться в соцсетях