background picturebackground picture

Флюидный интеллект

Родители

Школьники

Подростки

62

Что это такое и почему он так важен

Флюидный интеллект — это одно из ключевых современных понятий в когнитивной психологии, описывающее способность человека адаптироваться к новым ситуациям, решать незнакомые задачи и справляться с проблемами без опоры на накопленный опыт или знания. Он тесно связан с гибкостью мышления, способностью к логическому рассуждению и абстрактному анализу. Он играет важную роль в процессе обучения и обработки информации, особенно в тех случаях, когда требуется импровизация или работа в совершенно новых обстоятельствах. Юлия Бурдукова, кандидат психологических наук, доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ, рассказывает о том, когда этот термин появился, о современных исследованиях флюидного интеллекта, а также о том, имеет ли он генетическую составляющую и почему он так важен.

История изучения флюидного интеллекта

Термин «флюидный интеллект» был введен американским психологом Реймондом Кеттеллом в 1940-х годах. Реймонд Кеттелл предложил двухкомпонентную теорию интеллекта, разделив его на:

  • кристаллизованный интеллект — знания и навыки, накопленные в течение жизни, которые используются для решения задач на основе предыдущего опыта. Например, к нему относится знание исторических дат, математических формул, правила грамматики, умение решать отработанные в школе задачи и пр.;
  • флюидный интеллект — когнитивная гибкость и способность к адаптивному мышлению, которая проявляется в незнакомых ситуациях. Например, способность решить задачу по алгебре, решение которой ранее не изучалось.

Реймонд Кеттелл основывал свою теорию на более ранних исследованиях Чарльза Спирмена, который ввел концепцию общего интеллекта (g-фактор, от английского g — general). Ученый дополнил идею g-фактора, подчеркнув, что интеллект не является единым и неделимым понятием, а может быть разделен на компоненты.

Развитие теории: Джон Хорн

Ученик Реймонда Кеттелла Джон Хорн в 1960–70-х годах развил идеи своего наставника и провел ряд исследований, подтверждающих различия между флюидным и кристаллизованным интеллектом. Джон Хорн выяснил, что флюидный интеллект достигает своего пика в ранней взрослости (примерно в возрасте 20–25 лет) и затем начинает постепенно снижаться. Исследователь связал это с возрастными изменениями, такими как падение скорости обработки информации с окончанием юности, и вообще с возрастным снижением пластичности мозга.

Современные исследования

На данный момент флюидный интеллект является одной из самых изучаемых характеристик в когнитивной психологии. Существует много данных, что высокий флюидный интеллект (успешное решение задач на распознавание закономерностей, головоломок) предсказывает успехи в обучении, особенно в начальной школе. Исследование также подтвердило, что успеваемость по математике и естественным наукам также связана с флюидным интеллектом. Кроме того, обнаружено, что флюидный интеллект помогает справляться с эмоционально сложными ситуациями. Например, он способствует лучшему пониманию социальных сигналов и поиску решений в конфликтах, что особенно важно для развития социальных навыков.

Роль наследственности и среды

Работы одного из самых авторитетных исследователей генома Роберта Пломина показывают, что флюидный интеллект имеет сильную генетическую составляющую, но среда также играет важную роль, особенно в детстве. Дети, которые растут в интеллектуально стимулирующей среде, получают больше возможностей для развития флюидного интеллекта.

Нейробиологические исследования

В последние десятилетия флюидный интеллект изучается во многом с помощью современных технологий, таких как функциональная магнитно-резонансная томография (fMRI). Новые методы позволили исследовать мозговые структуры, связанные с флюидным интеллектом. Среди ключевых зон выделяются передние отделы лобной коры, которые отвечают за планирование и принятие решений, и височные доли, которые играют важную роль в обработке информации и решении новых задач.

Почему флюидный интеллект — это важно?

Флюидный интеллект сегодня играет очень важную роль, потому что мир меняется быстро, и люди сталкиваются с множеством сложных задач. Это способность мыслить гибко, адаптироваться к новым условиям и находить нестандартные решения. В современном мире этот навык становится необходимостью.

Мы живем в эпоху, где технологии развиваются молниеносно, а старые способы работы часто уже не работают. Многие профессии исчезают, появляются новые, и нужно уметь быстро учиться. Нейросети и искусственный интеллект берут на себя рутинную работу, и человеку остаются задачи, требующие нестандартного мышления и умения анализировать.

Кроме того, каждый день мы получаем огромное количество информации. Флюидный интеллект помогает разобраться в этом хаосе, выбрать главное и не запутаться. Люди с высоким флюидным интеллектом быстрее находят решения, лучше анализируют данные и избегают ошибок, связанных с ложной или ненужной информацией.

Также флюидный интеллект тесно связан с творчеством. Сегодня во многих профессиях ценятся креативные идеи — будь то создание нового продукта, дизайн или научные открытия. Искусственный интеллект пока не способен на настоящую творческую работу, и это делает флюидный интеллект одним из главных преимуществ человека.

Важно и то, как этот интеллект помогает в общении. Люди с высоким флюидным интеллектом лучше находят общий язык с другими, легче решают конфликты и успешнее работают в команде. В обычной жизни это тоже полезно — такие люди проще справляются с переменами, находят выход из сложных ситуаций и быстрее учатся на своих ошибках.

Флюидный интеллект изучается все больше и больше, потому что он становится все важнее. При постоянном доступе к информации практически обо всем в мире, не обязательно хранить в своей памяти много знаний, но обязательно уметь эти знания применять.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях