background picturebackground picture

Это не характер, это нейроны!

Школьники

Подростки

341

7 фактов о подростковом мозге

«Ты что, не можешь спокойно посидеть?», «Ты не можешь замедлиться и просто проанализировать?», «Ты не можешь, наконец, научиться вовремя ложиться и вставать?» Справедливый ответ на все эти вопросы, обращенные к подростку: «Могу… но вообще-то не всегда могу». В подростковом возрасте идет активное и непрерывное развитие мозга, что существенно влияет на поведение, способы принятия решений и форматы общения и реакций. Кандидат психологических наук Анна Макарчук, директор федерального научно-методического Центра толерантности Еврейского музея, делится семью фактами о подростковом мозге.

Понимание вместо обвинений

Изменения мозга начинаются в момент раннего полового созревания. Обычно это происходит в возрасте от 10 до 12 лет у девочек и от 11 до 13 лет у мальчиков. Важно отметить, что точные сроки могут варьироваться от человека к человеку, поскольку в игру вступают генетика, влияние окружающей среды и гормональные изменения. Пластичность мозга подростка обеспечивает ему быстрое обучение и адаптацию. Казалось бы: вот он, золотой век для учебы! Но вместе с тем постоянное развитие мозга становится причиной для эмоциональной напряженности, склонностям к риску и повышенной чувствительности к мнению окружающих. Понимание этих факторов необходимо как родителям, так и педагогам.

Наш личный опыт взросления мог быть другим, а еще мы вполне могли позабыть или даже идеализировать его. Напоминая себе о естественных причинах не всегда «понятного и корректного» поведения детей, нам будет проще «войти в положение» и учитывать ежедневно факторы, заложенные природой, а не только нашим усердным воспитанием.

7 фактов — факторов

Эмоции через край

У мозга есть эмоциональный центр: он находится в миндалевидном теле, которое иногда еще называют амигдалой. Возможно, вы даже слышали о книге Джона Арена «Укрощение амигдалы». Миндалевидное тело увеличивается в размерах по мере того, как в мозге становится больше нейронов и связей. Пик роста синаптической плотности приходится как раз на ранний подростковый возраст.

Развиваясь, амигдала становится более восприимчивой к эмоциональным стимулам и реакциям, как к положительным, так и к отрицательным. Такая повышенная чувствительность приводит к интенсивным эмоциональным переживаниям. Отсюда и резкие перепады настроения, и возможное желание закатить скандал по поводу, который вам кажется незначительным.

Импульсивный контроль

Пока миндалевидное тело становится более реактивным, его связи с префронтальной корой, особенно с дорсолатеральной префронтальной корой, участвующей в когнитивном контроле, все еще развиваются.

— Будем реагировать?

— А может подождем префронтальную?

— Да она вечно опаздывает! Давай, разносим тут все!

А ведь именно эта интеграция важна для принятия рациональных решений в эмоционально заряженных ситуациях. Подростки очень постепенно учатся уравновешивать свою эмоциональную реактивность когнитивным контролем. Получается не всегда, более того, процесс будет продолжаться и во взрослом возрасте, поэтому с получением аттестата импульсивное поведение не обязательно пропадет.

Риск, вознаграждение и последствия

Как мы уже поняли, префронтальная кора, отвечающая за принятие решений, контроль импульсов и взвешивание последствий, все еще развивается в подростковом возрасте. А еще более чувствительной становится система вознаграждения, тот самый нейротрансмиттер дофамин. Сочетание чувствительной системы вознаграждения, влияния сверстников и постоянного развития делают подростков более склонными к поиску новых впечатлений, сенсациям и риску. Подростки могут участвовать в мероприятиях, которые приносят новизну и приятное волнение, не задумываясь о возможных негативных последствиях (кстати, на это они тоже еще не всегда способны), просто потому что риск, вызов и новизна — это… приятно!

Сверстники — центр вселенной

Участие амигдалы в обработке социальной информации распространяется и на отношения с друзьями. В подростковом возрасте реакции миндалевидного тела на взаимодействие со сверстниками и любые внешние оценки становятся более выраженными. Система вознаграждения мозга реагирует на одобрение и принятие, побуждая подростков искать подтверждения и соответствия в своих социальных группах. И да, это влияние иногда может преобладать над родительским руководством.

— Есть сигнал о том, что мы не нравимся Кате?

— Есть! Но он, правда, не очень выраженный…

— Не важно, увеличь в 10 раз!

Развивающаяся социальная сеть мозга делает наших детей более чувствительными к оценке, что не может не сказаться на поведении и процессе принятия решений.

Не могу я выспаться!

И вновь во всем виноваты не только телефоны. Подросткам трудно высыпаться из-за целого букета факторов: здесь и развитие мозга, и изменение циркадных ритмов, и образ жизни, сопряженный со стрессом. В подростковом возрасте происходит естественный сдвиг в циркадных ритмах, внутренних биологических часах, которые регулируют циклы сна и бодрствования. Высвобождение мелатонина, гормона сна, по сравнению с младшими детьми, задерживается. 

Сюда же можно добавить:

  • уже упомянутое стремление подростков к социальному взаимодействию, которое выдергивает их из кровати и ведет в чаты;
  • стресс и тревоги, появляющиеся из-за давления взрослых и сверстников, социальных изменений, постоянной конкуренции и ожиданий;
  • гормональные изменения, особенно в части гормона стресса — кортизола, что делает подростков более восприимчивыми к стрессовым факторам.

В результате подростки засиживаются вечером, общаясь, прокручивая в воспоминаниях все неудачи дня, переживая из-за завтрашней контрольной… Ну а потом с мучениями встают рано утром.

Ученые выступают с предложением скорректировать время начала занятий с учетом смещенного циркадного ритма. Раннее пробуждение сейчас не полезно, а наоборот, может привести к недосыпанию и нарушению естественного режима сна. Несоответствие между школьным расписанием и внутренними часами подростков известно как «социальная смена часовых поясов».

Впитывает все намного проще

— Психолог сказала, что мозг подростка пластичен, а значит, тебе легче дается изучение новых языков и навыки игры на скрипке. Давай-давай! Поднимайся и занимайся.

— А она не сказала, что пластичность работает в обе стороны? Я усвоил не только слова, но и то, как родители решают конфликты — например, криком. И все, что будет сказано обо мне. И то, как надо относиться к работе.

В подростковом возрасте мозг проходит процесс синаптической обрезки, иначе «нейрональный прунинг». Более слабые нейронные связи устраняются, чтобы мозг работал эффективнее, а значит, его когнитивные функции возрастали. Мозг подростка очень пластичен, он может адаптироваться и перестраиваться в зависимости от опыта и факторов окружающей среды. Способность мозга адаптироваться тесно связана с нейронными связями, которые укрепляются или сокращаются в зависимости от информации, которую он получает из окружающей среды.

Воспитание, в том числе культурные нормы и социальные условия, в значительной степени формируют нейронную связь мозга подростка. Позитивная и благоприятная среда может способствовать здоровому развитию мозга и улучшению когнитивных и эмоциональных навыков. И наоборот, негативная или стрессовая среда может потенциально привести к нарушениям развития мозга и повлиять на сценарии принятия решений.

Не думаю о том, что будет потом

Подростки не всегда могут полностью учитывать долгосрочные последствия своих действий из-за продолжающегося развития все той же префронтальной коры.

— Ты что, не мог подумать, чем все это закончится?

— Не мог вообще-то… Я не умею еще.

Именно поэтому сейчас так важно не рассчитывать на какую-то «запрограммированную рациональность» ребенка, а обучать его модели принятия решений, постоянно проводить четкие причинно-следственные связи между действиями и результатами.

И что с этим делать?

Понимать, любить, терпеливо относиться к естественным процессам развития, предоставлять образовательные возможности, подставлять плечо — эмоциональную поддержку, объяснять связи и делиться инструментами, необходимыми для принятия обоснованных решений.

Если же родителям не удается справиться с какой-либо проблемой самостоятельно, они всегда могут получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

С полезными материалами для родителей и педагогов можно ознакомиться и в группе в соцсети «ВКонтакте» Центра толерантности Еврейского музея — научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности, занимающегося вопросами безопасной коммуникации, создания открытой среды и профилактики травли и агрессии.

Поделиться в соцсетях