background picturebackground picture

Если родители хотят как лучше: 3 предостережения для мам и пап

Раннее детство

73

«Слишком много» знаний, внимания и заботы не бывает

Когда ребенок появляется на свет, вместе с радостью в сердцах его родителей поселяется постоянная тревога. Иногда она усиливается, иногда почти незаметна. Один из основных вопросов, который мучает взрослых, — как не навредить малышу? Мы прочитали три интересных книги, каждая из которых по-разному отвечает на этот вопрос.

Научные знания помогают лучше понимать ребенка

Взгляд на ребенка как на марсианина — не такое уж редкое явление для молодых мам и пап. Чего младенец хочет, почему плачет, зачем уже подросший малыш ведет себя так, а не иначе, почему вдруг смеется или падает на спину и дрыгает ногами? Почему хитрит и по-детски неуклюже врет? Взрослые пытаются понять ребенка с высоты прожитых лет — и это естественно. Но мы почти не помним себя в раннем возрасте, поэтому не можем в полной мере представить, что заставляет ребенка так загадочно себя вести.

Малыш плачет и никак не хочет утешиться. Ни еда, ни укачивание, ни смена подгузника, ни какие-то другие способы успокоения на него не действуют. Если исключены неудобство положения или боль, можно попробовать такой способ: покажите ребенку яркую книжку с фотографиями или рисунками человеческих лиц. Малыш начнет пристально рассматривать чужие усы, носы, глаза, уши и перестанет реветь. Никакого чуда — сработают знания о детском развитии.

Когда ребенок рождается на свет, его зрение совсем слабое — он не видит так, как мы, различает только черный и белый цвета, четкие линии и образы. Но волшебным образом малыш быстро вычленяет и начинает узнавать родные лица людей, которые чаще всех находятся рядом с ним.

Почему так происходит, объясняет эксперимент «Лицо „омлет“». Повторить его можно в домашних условиях с собственных ребенком.

Содержание его таково: если показать ребенку два четких рисунка, на одном из которых будет схематично изображено обычное человеческое лицо, а на другом — лицо «омлет» (то есть круг с «накиданными» туда кое-как «носом», «глазами», «ртом»), то ребенок дольше задержится взглядом на рисунке обычного лица. Люди — социальные животные, и взаимодействие с другими им очень важно с самого рождения, — так объясняется результат эксперимента.

Эмбер и Энди Анковски описали этот эксперимент и еще три десятка других в книге «Что у него в голове? Простые эксперименты, которые помогут родителям понять их ребенка». Авторы — психолог-мама и писатель-папа — рассказывают, чем наука может помочь в воспитании маленьких детей.

Эмоциональная связь необходима ребенку с рождения

«Не бери его на руки — избалуешь». «Не обращай внимания, поплачет — перестанет». «Не иди у него на поводу — ты же видишь, он специально, чтобы ты отреагировала». Молодые родители, особенно мамы, порой могут слышать такие советы от представителей старшего поколения.

Кто-то следует им даже без подсказки, потому что именно так несколько десятков лет назад взрослые относились к детям — и принципы отстраненного воспитания стали привычным делом для тех, кто вырос.

Однажды детского психиатра Брюса Перри вызвали к ребенку, который поставил в тупик множество врачей. Маленькая девочка Лаура 4 лет от роду весила всего 11 килограммов и не набирала вес, несмотря на все усилия взрослых. Все документы о ее болезни образовывали стопку больше метра высотой — выше, чем сама Лаура.

Оказалось, что отставание в физическом развитии было вызвано реакцией на стресс, пережитый в младенчестве. Брюс Перри поговорил с матерью девочки, 22-летней Вирджинией, и почти сразу понял, что происходит.

Вирджиния была брошенным ребенком, с младенчества воспитывалась в системе государственной опеки. Она не знала, что значит быть матерью, потому что никогда не видела от других людей ни заботы, ни ласки. Ее кормили и одевали по необходимости.

Когда родилась Лаура, Вирджиния стала заботиться о физиологических потребностях дочки, но почти не прикасалась к ней, не брала на руки, игнорировала ее плач, который не был связан с явными проблемами — грязным подгузником или голодом.

Вирджиния не была плохой матерью — она просто не знала, что прикосновения взрослого человека дарят младенцу ощущение безопасности и собственной нужности на этом свете.

Тесная эмоциональная связь между ребенком и родителями позволяет малышу спокойно расти. Если такой связи нет, и на его потребности откликаются очень редко, ребенок не чувствует себя нужным и желанным, он не может правильно развиваться. 

Случай Лауры психиатр впоследствии описал в одной из глав книги «Мальчик, которого растили как собаку». В ней собраны истории детей, переживших травму. Брюс Перри описывает, каким образом тяжелые события и невнимание к ребенку могут влиять на его состояние и развитие.

Детские истории, фантазии и игры — ключ к построению отношений с другими людьми

Взрослым часто кажется, что малыши еще ничего не понимают, болтают всякую смешную ерунду, с ними нельзя говорить серьезно. Но современные педагогические практики опровергают этот стереотип. Умение взрослого слушать и поддерживать диалог никогда не будет лишним. С ребенком стоит разговаривать, интересоваться теми историями, которые он рассказывает, — в хитросплетениях того, что взрослым кажется просто фантазией, могут проявляться свойства характера, склонности, особенности детей.

Два маленьких мальчика играют в полицейских. «Я слышу воров, — шепчет один другому. — Я их в тюрьму посажу». «Нет, я», — спорит с ним товарищ. «Не оба. Это слишком много. Нужно немного». «Тогда ты папа-полиция, а я старший брат-полиция». «Оба два полиция?» «Не очень много». «Только два. Оба два — папа и еще брат». 

Казалось бы, что такого? Детский лепет, мальчики общаются. Но оказывается, между ними происходит очень важное взаимодействие. Внутри истории про полицейских она находят актуальное воплощение двух абстрактных понятий — «слишком много» и «оба». Они поняли все сами — и их развитие продвинулось вперед без вмешательства взрослых.

Разговор этот описала американский педагог Вивиан Гасси Пейли. Она наблюдала за этим и множеством других разговоров маленьких детей, работая с ними много лет, и написала книгу «Мальчик, который хотел быть вертолетом». В этом документально-художественном повествовании утверждается мысль о важности игры для развития детей, такой игры, «самую суть которой составляет рассказывание историй».

История одного ребенка органично пересекается с историей другого — так и рождаются человеческие отношения, так дети входят в общество. И хороший воспитатель может в этом отношении сделать для ребенка столько же, сколько заботливые родители, — чутко относиться к тому, что происходит в мире ребенка, и создавать вокруг него островок безопасности. Именно такие «островки» вокруг детей помогают им гармонично развиваться.

Фото: Коллекция/iStock 

Поделиться в соцсетях