background picturebackground picture

Дополнительное образование: найти то, что нравится

Школьники

4

Высокие достижения, общее развитие или преодоление слабых сторон?

Многие родители убеждены: уроков в школе для полноценного и всестороннего развития ребенку недостаточно. Они стремятся найти занятия, где ребенок сможет применить свои физические, интеллектуальные или творческие способности. Как сделать правильный выбор?

Система дополнительного образования существует для того, чтобы ребенок мог почувствовать себя успешным, чтобы у него была возможность проявить свой скрытый потенциал или оттачивать выдающиеся способности в науке, спорте, искусстве. Кружки или секции должны помочь ребенку лучше понять себя, свои сильные стороны, интересы и предпочтения. В этом заинтересован прежде всего сам ребенок, но также его семья и общество в целом.

Какую задачу мы хотим решить?

Зачем? — первый вопрос, на который родителям нужно честно себе ответить. Есть три основных варианта: для общего развития; ради успехов и достижений; для коррекции и/или преодоления личностных особенностей ребенка, трудностей в общении.

Общее развитие

В первом случае обычно решается задача занятости ребенка, удовлетворения его интересов и развития способностей. Если у ребенка нет каких-то явных предпочтений или особых способностей, то он может посещать несколько кружков или секций, возможно, часто их меняя.

Иногда это тревожит родителей: им кажется, что интересы ребенка изменчивы и непостоянны, и он не доводит дело до конца. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то именно разнообразие кружков и секций открывает ребенку возможность пробовать себя в разных областях, нащупывая таким образом, что ему более интересно, что у него лучше получается.

Высокие достижения

Второй вектор выбирается семьей, если ребенок с раннего возраста проявляет (или родители думают, что проявляет) особые способности к чему-либо. С целью максимального развития этих способностей и достижения в данной области высоких результатов родители и подбирают дополнительные занятия. Такая увлеченность предполагает высокую занятость ребенка, переход от уровня к уровню. Данный путь часто выбирают родители — профессиональные музыканты (художники, спортсмены) или мамы и папы, которые по каким-то причинам не реализовали собственную мечту детства быть хоккеистом, скрипачом, танцором.

Преодоление слабых сторон

Третий вариант — возможность компенсировать особенности или трудности ребенка. Например, если малыш стеснительный и тревожный, его записывают в театральную студию, чтобы он там раскрепостился. Не может постоять за себя? На боевые искусства. Слабое здоровье? На плаванье или фигурное катание. Проблемы с речью? На хор в музыкальную школу.

Два последних вида мотивации родителей комментирует детский психолог Наталья Гришаева: «Первая стратегия — развивать то, что хорошо получается. Например, отдать в художественную школу ребенка, который здорово рисует. Но есть и вторая — развивать то, что совсем не развито. Отдать слабенького ребенка в борьбу, малыша без музыкального слуха — в музыку. Всегда нужно искать золотую середину, но в младшем школьном возрасте важно все-таки развивать неразвитое. Идеально было бы совместить, и выбрать две секции — одну, где ребенок будет на высоте, и вторую — где будет стараться и учиться. Ведь если школьник будет ходить только туда, где он НЕ лучше всех, и где все сложно, он может потерять уверенность в себе. Так что секция, где он будет „отличником“, пойдет ему на пользу».

Спросите ребенка

Возможно, у него уже есть на примете какой-нибудь кружок, в который он хотел бы ходить. А может быть, ребенок вообще ничего об этом не знает. Тогда вам придется объяснить, для чего это ему нужно, и рассказать о возможных вариантах, предложив на выбор самый привлекательный.

Не стоит записывать ребенка в секцию, не посоветовавшись с ним. Иногда детям кажется, что они вообще ничего не хотят. Бывает, наоборот, интересно все. Ребенок может выбрать что-то, что ему совсем не по силам, только потому, что там занимается одноклассник, на которого он хочет быть похожим. Но все же водить ребенка против его воли туда, куда он не хочет, не стоит: это не доставит удовольствия ни вам, ни ему.

Главное при выборе дополнительных занятий — соблюдать интересы ребенка. Это важно еще и потому, что дополнительные занятия — это не только возможность получить новые знания, но и отдохнуть, сменить вид деятельности, считает педагог-психолог Наталья Паршина: «В большинстве случаев кружок или секция — время, проведенное для удовольствия, эмоциональная разрядка и заряд хорошего настроения. Если вы отправите ребенка в спортивную секцию, когда он хотел заниматься рисованием — вряд ли из этого выйдет что-то путное».

Выбор кружка все-таки не настолько ответственное решение, как выбор школы. Всегда можно бросить то, что не понравилось или не подошло. Для ребенка разочарование в том, чего он страстно хотел, может стать полезным жизненным опытом: в следующий раз он будет более критично оценивать себя и внимательнее прислушиваться к советам педагогов и родителей.

Когда и сколько заниматься?

Выбор объема и продолжительности занятий зависит в первую очередь от возраста ребенка. По мнению психолога Татьяны Мачуриной, записываться в специализированные кружки (на танцы, в профессиональный спорт, на рисование или пение) лучше после пяти лет: «в этом возрасте ребенок уже обладает навыками выполнения действий по образцу, а это означает, что и обучение на этих кружках не будет для него бесполезным, но, напротив, заинтересует». Такая же ситуация, по ее словам, и с изучением иностранных языков: лучше не торопиться и отложить начало занятий до 6-8 лет.

Первоклассников записывать на множество разнообразных кружков сразу ни к чему: ребенку необходимо адаптироваться в новой для него среде, в новом коллективе. Это и так довольно серьезный стресс для ребенка, а дополнительные нагрузки могут его усилить. «Даже если создается впечатление, что ребенок хорошо проходит период адаптации к школе, торопиться с записью на кружки не следует, — отмечает Татьяна Мачурина. — Нужно подождать хотя бы первые полгода».

По мнению психолога, в младшем школьном возрасте дополнительные занятия не должны превышать четыре учебных часа в неделю. В средней школе они уже могут длиться до шести учебных часов два раза в неделю, а в старшей школе уже допустимы занятия три раза в неделю общей продолжительностью 10-12 учебных часов.

У ребенка должно оставаться свободное время, которое он может провести по своему усмотрению — встретиться с друзьями, почитать книгу, сходить в кино или на прогулку, поэтому одного-двух, максимум трех кружков вполне достаточно. И лучше чередовать физические и умственные нагрузки, чтобы не перегружать ребенка, считают психологи.

Где найти?

В систему дополнительного образования включены многие организации:

  1. общеобразовательные школы;
  2. центры цифрового образования детей «IT-куб»;
  3. региональные центры «Сириус»;
  4. детские школы искусств;
  5. образовательные центры: дома творчества, спортивные школы;
  6. вузы и учреждения среднего профессионального образования на базе «Домов научной коллаборации»;
  7. детские технопарки «Кванториум», стационарные и мобильные.

Для общего развития подойдут кружки в школе и студии детского творчества, занятия в которых построены по проектному принципу: достижение конкретного, видимого практического результата за какой-то ограниченный срок, затем переход к новым задачам. Это могут быть школьные театральные или музыкальные студии с подготовкой концертов и спектаклей к праздникам, спортивные секции с участием в соревнованиях между классами или школами, творческие мастерские с подготовкой выставок или декораций к спектаклям, научно-познавательные кружки с подготовкой к защите проектных и исследовательских работ.

Основная задача в этом случае — заинтересовать ребенка, поддержать и развить возникший у него интерес к какой-то области.

Если решено развивать специальные способности, у ребенка есть ресурсы (здоровье, характер) и желание, а у родителей — время помогать ему достигать результатов в конкурентной среде, можно выбрать музыкальную, спортивную, художественную школу. С пониманием того, что эти занятия с большим трудом можно назвать «дополнительными»: они будут занимать много времени, потребуют большого труда и занятости всей семьи на несколько лет.

Также нужно быть готовым к тому, что даже самый успешный юный спортсмен или музыкант не раз будет готов бросить дело, на которое затрачено столько времени и сил, и родителям вместе с ребенком придется принимать в этом отношении непростое решение. Но если семье этот путь по плечу — бонусы очевидны: это воспитание характера, высокая самоорганизация, умение трудиться, альтернативный круг общения, и конечно, специальные навыки и умения.

Если семья хочет преодолеть трудности в развитии ребенка и в качестве средства для этого выбирает кружки и секции, важно понимать, что в этой ситуации (как, впрочем, и в любой другой) главный принцип — «Не навреди!». Родителям необходимо проконсультироваться со специалистом. Если ребенок идет в сферу спорта, то логично будет заранее обсудить это с педиатром и тренером; если в театральный кружок или на курсы иностранного языка — то с логопедом; если в творческую студию — то с педагогом дополнительного образования. Неудачный выбор занятий может усугубить сложности, которые испытывает малыш.

Как записать?

В первую очередь можно сходить на дни открытых дверей. Информация об их проведении публикуется на официальных сайтах организаций. Как правило, дни открытых дверей проводятся два раза в год: в начале учебного года (сентябрь) — в ознакомительных целях, и в конце учебного года (апрель) — чтобы продемонстрировать результаты и достижения ребят. На таких мероприятиях родители имеют возможность наблюдать, как ведут себя дети, как общаются с ребятами педагоги, поговорить с руководителями кружков и секций, с детьми и родителями, которые в них уже ходят. Такая информация «из первых рук» будет ценнее любых публикаций на сайтах.

В большинстве государственных и муниципальных организаций дополнительного образования занятия проводятся бесплатно. В организациях, включенных в систему финансирования ДО, оплата производится при помощи сертификатов на бесплатное ДО, которые будут введены во всех регионах страны к 2024 году.

                 

Источники:

Энциклопедия практической психологии «Психологос» 

Проект РИА Новости «Социальный навигатор»

Сайт для родителей «Азбука воспитания» 

Cемейный сайт 7ya.ru

Поделиться в соцсетях