Восполняем эмоциональные и физические ресурсы
Справляться со стрессом, находить жизненные силы и радоваться жизни в любой ситуации помогает педагог-психолог, руководитель социально-психологической службы Центра развития творчества детей и юношества (г. Воронеж), лауреат конкурса «Педагог-психолог России — 2021» Екатерина Болдырева.
Проблема молодеет
В наши дни выгорать может любой человек (вне зависимости от возраста), если своевременно не будет восполнять свое ресурсное состояние. Современное детство нельзя назвать ни беспечным, ни беззаботным. Помимо обычных детских задач — хорошо учиться, слушать взрослых, налаживать контакты с социумом, детям нужно уметь справляться со стрессом и выдерживать высокие информационные и эмоциональные нагрузки.
Они учатся, участвуют в конкурсах, соревнованиях, решают домашние задания после учебы, посещают по нескольку кружков. И при этом еще им нужно успевать общаться со сверстниками, соответствовать требованиям взрослых, искать гармонию с самими собой. И все это при высоком ритме жизни. В результате дети становятся подверженными эмоциональному выгоранию.
Если взрослые вовремя не заметят это настроение ребенка, его состояние может перейти в более болезненное, появятся психосоматические проявления, депрессия, апатия, и все это может привести к психическим и физиологическим нарушениям.
Самая большая опасность — суицидальные попытки, зависимости.
Выгорание — это состояние психического и физического истощения, возникшее в ответ на эмоциональное перенапряжение в работе с людьми.
Детское выгорание — это острое эмоциональное истощение нервной системы ребенка, которое возникает из-за чрезмерной нагрузки в учебе или дома.
Задача близких взрослых — замечать изменения в поведении и состоянии ребенка и своевременно проводить профилактику.
Важно вовремя восстанавливать ресурсное состояние ребенка, создавать условия для заботы о нем, чтобы он сам научился заботиться о себе.
Как понять, что что-то не так?
Обращаем внимание!
Понаблюдайте за ребенком, ответьте на некоторые вопросы и проанализируйте ответы на них.
- Как меняется у ребенка настроение? Часто ли меняется? Он стал более возбужденным, агрессивным, тревожным, обидчивым?
- Есть ли нарушение сна?
- Нарушен ли аппетит?
- Головные боли и др.
- Легко ли просыпается по утрам?
- Чувствует ли себя отдохнувшим после выходных?
- Просит ли о помощи?
- Рассказывает ли о происходящем?
- Получается ли вывести его на разговор или чаще всего он замкнут?
- Жалуется ли на усталость? Испытывает ли потребность в отдыхе?
- Больше не интересно то, что раньше привлекало внимание.
- Снижается успеваемость, возникает медлительность.
- Избегает ли занятий, групп сверстников, новых мест?
- Или проявляет желание и открыт чему-то новому?
- Предпочтения в цвете одежды (черные и темные тона).
Существуют стадии эмоционального выгорания. Сначала идет истощение, потом может происходить редукция достижений, когда обесценивается то, что делается, и деперсонализация, когда человек ведет себя более агрессивно, уходит от деятельности, избегает чего-либо, общения с окружающими и т. д.
Если вы замечаете у ребенка несколько признаков, то можно предположить, что уже есть истощение. Ваша задача — определить, что же на самом деле произошло.
Отличникам вдвойне тяжелей, поскольку им нужно постоянно контролировать себя и выдавать высокий результат. Они наиболее подвержены эмоциональному выгоранию. И в какой-то момент, если они не успевают заботиться о себе, отдыхать, то может произойти надлом.
Причины детского выгорания
- Чрезмерные требования со стороны школы.
- Чрезмерные требования родителей.
- Чрезмерные требования к самому себе, желание быть лучшим.
- Множество конкурсов, соревнований.
- Угроза психологической безопасности (буллинг), конфликтные отношения с учителем (сверстником, родителями, братом или сестрой и т. д.).
- Напряженный микроклимат в семье, подмена ролей (развод, неполная семья, повторный брак родителей).
- Особенности нервной системы, психического и физического развития.
- Стрессовые ситуации, длительное эмоциональное напряжение.
- Нарушен режим дня, не восполняется своевременно ресурсное состояние, не удовлетворяются базовые потребности и не учитываются возрастные особенности ребенка.
- Многозадачность — вся неделя расписана дополнительными занятиями и репетиторами, дефицит свободного времени, сна.
- «Выученная беспомощность» (ребенок старается, выполняет домашние задания, приходит в школу и все равно получает двойки или тройки), дефицит успеха.
- Чрезмерное количество экранного времени, игры с телефоном. Некоторые дети проводят с гаджетами 7–8 часов в день.
Признаки детского выгорания
- Постоянная усталость, «нет сил».
- Нарушение сна.
- Нарушение аппетита.
- Ослабление иммунитета.
- Головные боли, возможны невротические проявления (тики и др.) и т. д.
- Проблемы с концентрацией, забывчивость.
- Прокрастинация.
- Апатия.
- Избегание.
- Плаксивость, капризность, вспышки агрессии, раздражительность, чрезмерная обидчивость, беспокойство, страхи, конфликтность.
- Негативное видение: «Какой в этом смысл?», «Все равно у меня ничего не получится…», «Бесполезно».
- Снижение успеваемости, нежелание заниматься любимым делом (хобби).
Профилактика и восстановление сил
Прежде всего важно помнить о том, что у каждого человека есть источник сил. И он не бездонный. Задача — как взрослых, так и детей — ежедневно совершать полезные действия, которые будут помогать восстанавливать энергию и силы по всем направлениям.
Тело — забота о своем здоровье, о красоте.
Сердце — забота об эмоциях, о получении радости, об отношениях, общении с близкими людьми, друзьями, окружающими.
Разум — это то, что мы узнаем, что нам интересно, и то, что нас наполняет и развивает нашу компетентность.
Душа — наши желания и ценности, цели в жизни, вдохновение, планирование и прогноз того, к чему мы стремимся.
За основу можно взять пирамиду Маслоу. И вот первая потребность — физиологическая. Первое, с чего начать, — это восстановить режим дня с чередованием активности и пассивности.
- Очень важно, чтобы количество сна было в норме — не менее 8 часов в сутки.
- Следующий важный фактор — правильное сбалансированное питание.
- Далее — потребность в безопасности, в том числе психологическая. Если ребенку в семье неуютно и некомфортно, это может стать источником проблем. Заботиться нужно также и о том, как ребенок чувствует себя в школе.
- Ребенку (да и вообще любому человеку) жизненно важно ощущать себя нужным и любимым. Восполняйте дефицит общения. Проводите время вместе, зовите друзей — своих и ребенка. Старайтесь получать и вызывать больше положительных эмоций.
- Не забывайте об уважении и признании. Важно одобрять, замечать у детей сильные качества и говорить о том, что вам очень повезло, что у вас ребенок смелый, старательный, умный, красивый, умелый и т. д.
- Копите успехи, результаты, сделайте дерево достижений, портфолио.
- Благодарите за помощь и заботу.
Когда базовые потребности удовлетворены, восполнение сил в источнике происходит естественным образом.
Пути восполнения ресурсов
Если у ребенка уже случилось эмоциональное выгорание, нужно действовать. Помогаем восполнять ресурсное состояние, исходя из предыдущих рекомендаций.
Проявляем смелость и идем к психологу, поскольку с помощью диагностики психолог может определить, нужны ли консультация у невролога и какая-либо еще дополнительная поддержка. Бывает, что требуется медицинская помощь, тогда сопровождение проводится комплексно: психолог, психиатр, невролог.
Устраивайте дни отдыха. Хотя бы раз в неделю должен быть законный выходной, «день тюленя», когда ребенок имеет полное право не делать и не посещать ничего.
Помогаем находить в любой ситуации позитивные смыслы. Все к лучшему!
Расслабляемся физически: массаж, бассейн, прогулки. Время для «хотелок». Подойдет все, что доставляет удовольствие и помогает снять напряжение.
Ищем поддерживающее окружение: родители, бабушки, дедушки, подруги, друзья.
Развиваем навык, не как решить задачу, а как решить задачу легче.
Создаем чек-лист заботы о себе. Что нужно лично мне для восстановления тела, для восполнения эмоций, для общения с окружающими.
Собираем коробку (или сумку) радости. Помещаем в нее все, что навевает приятные воспоминания, ассоциируется с удовольствием и счастьем, приносит радость. Цитрусовые пахнут Новым годом, засушенная трава или цветок — летом, плюшевая игрушка дарит воспоминание о том, когда был маленьким и т. д. Такую сумочку можно доставать в тот момент, когда нет сил, когда пропадает вдохновение, можно вообще каждый день в нее заглядывать — после трудного дня, например.
Учитесь сами и учите ребенка мыслить позитивно. Ведь не всегда можно повлиять на какие-то внешние обстоятельства, но позитивное мышление поможет понять и принять ситуацию и направить энергию не в переживание стресса, а на поиск сил, что сделает нас и детей более жизнестойкими.
Материал подготовлен при содействии Центра родительской компетентности ВГПУ.