background picturebackground picture

Детское выгорание: профилактика и восстановление

Дошкольники

Школьники

Подростки

612

Восполняем эмоциональные и физические ресурсы

Справляться со стрессом, находить жизненные силы и радоваться жизни в любой ситуации помогает педагог-психолог, руководитель социально-психологической службы Центра развития творчества детей и юношества (г. Воронеж), лауреат конкурса «Педагог-психолог России — 2021» Екатерина Болдырева.

Проблема молодеет

В наши дни выгорать может любой человек (вне зависимости от возраста), если своевременно не будет восполнять свое ресурсное состояние. Современное детство нельзя назвать ни беспечным, ни беззаботным. Помимо обычных детских задач — хорошо учиться, слушать взрослых, налаживать контакты с социумом, детям нужно уметь справляться со стрессом и выдерживать высокие информационные и эмоциональные нагрузки.

Они учатся, участвуют в конкурсах, соревнованиях, решают домашние задания после учебы, посещают по нескольку кружков. И при этом еще им нужно успевать общаться со сверстниками, соответствовать требованиям взрослых, искать гармонию с самими собой. И все это при высоком ритме жизни. В результате дети становятся подверженными эмоциональному выгоранию.

Если взрослые вовремя не заметят это настроение ребенка, его состояние может перейти в более болезненное, появятся психосоматические проявления, депрессия, апатия, и все это может привести к психическим и физиологическим нарушениям.

Самая большая опасность — суицидальные попытки, зависимости.

Выгорание — это состояние психического и физического истощения, возникшее в ответ на эмоциональное перенапряжение в работе с людьми.

Детское выгорание — это острое эмоциональное истощение нервной системы ребенка, которое возникает из-за чрезмерной нагрузки в учебе или дома.

Задача близких взрослых — замечать изменения в поведении и состоянии ребенка и своевременно проводить профилактику.

Важно вовремя восстанавливать ресурсное состояние ребенка, создавать условия для заботы о нем, чтобы он сам научился заботиться о себе.

Как понять, что что-то не так?

Обращаем внимание!

Понаблюдайте за ребенком, ответьте на некоторые вопросы и проанализируйте ответы на них.

  • Как меняется у ребенка настроение? Часто ли меняется? Он стал более возбужденным, агрессивным, тревожным, обидчивым?
  • Есть ли нарушение сна?
  • Нарушен ли аппетит?
  • Головные боли и др.
  • Легко ли просыпается по утрам?
  • Чувствует ли себя отдохнувшим после выходных?
  • Просит ли о помощи?
  • Рассказывает ли о происходящем?
  • Получается ли вывести его на разговор или чаще всего он замкнут?
  • Жалуется ли на усталость? Испытывает ли потребность в отдыхе?
  • Больше не интересно то, что раньше привлекало внимание.
  • Снижается успеваемость, возникает медлительность.
  • Избегает ли занятий, групп сверстников, новых мест?
  • Или проявляет желание и открыт чему-то новому?
  • Предпочтения в цвете одежды (черные и темные тона).

Существуют стадии эмоционального выгорания. Сначала идет истощение, потом может происходить редукция достижений, когда обесценивается то, что делается, и деперсонализация, когда человек ведет себя более агрессивно, уходит от деятельности, избегает чего-либо, общения с окружающими и т. д.

Если вы замечаете у ребенка несколько признаков, то можно предположить, что уже есть истощение. Ваша задача — определить, что же на самом деле произошло.

Отличникам вдвойне тяжелей, поскольку им нужно постоянно контролировать себя и выдавать высокий результат. Они наиболее подвержены эмоциональному выгоранию. И в какой-то момент, если они не успевают заботиться о себе, отдыхать, то может произойти надлом.

Причины детского выгорания

  • Чрезмерные требования со стороны школы.
  • Чрезмерные требования родителей.
  • Чрезмерные требования к самому себе, желание быть лучшим.
  • Множество конкурсов, соревнований.
  • Угроза психологической безопасности (буллинг), конфликтные отношения с учителем (сверстником, родителями, братом или сестрой и т. д.).
  • Напряженный микроклимат в семье, подмена ролей (развод, неполная семья, повторный брак родителей).
  • Особенности нервной системы, психического и физического развития.
  • Стрессовые ситуации, длительное эмоциональное напряжение.
  • Нарушен режим дня, не восполняется своевременно ресурсное состояние, не удовлетворяются базовые потребности и не учитываются возрастные особенности ребенка.
  • Многозадачность — вся неделя расписана дополнительными занятиями и репетиторами, дефицит свободного времени, сна.
  • «Выученная беспомощность» (ребенок старается, выполняет домашние задания, приходит в школу и все равно получает двойки или тройки), дефицит успеха.
  • Чрезмерное количество экранного времени, игры с телефоном. Некоторые дети проводят с гаджетами 7–8 часов в день.

Признаки детского выгорания

  • Постоянная усталость, «нет сил».
  • Нарушение сна.
  • Нарушение аппетита.
  • Ослабление иммунитета.
  • Головные боли, возможны невротические проявления (тики и др.) и т. д.
  • Проблемы с концентрацией, забывчивость.
  • Прокрастинация.
  • Апатия.
  • Избегание.
  • Плаксивость, капризность, вспышки агрессии, раздражительность, чрезмерная обидчивость, беспокойство, страхи, конфликтность.
  • Негативное видение: «Какой в этом смысл?», «Все равно у меня ничего не получится…», «Бесполезно».
  • Снижение успеваемости, нежелание заниматься любимым делом (хобби).

Профилактика и восстановление сил

Прежде всего важно помнить о том, что у каждого человека есть источник сил. И он не бездонный. Задача — как взрослых, так и детей — ежедневно совершать полезные действия, которые будут помогать восстанавливать энергию и силы по всем направлениям.

Тело — забота о своем здоровье, о красоте.

Сердце — забота об эмоциях, о получении радости, об отношениях, общении с близкими людьми, друзьями, окружающими.

Разум — это то, что мы узнаем, что нам интересно, и то, что нас наполняет и развивает нашу компетентность.

Душа — наши желания и ценности, цели в жизни, вдохновение, планирование и прогноз того, к чему мы стремимся.

За основу можно взять пирамиду Маслоу. И вот первая потребность — физиологическая. Первое, с чего начать, — это восстановить режим дня с чередованием активности и пассивности.

  1. Очень важно, чтобы количество сна было в норме — не менее 8 часов в сутки.
  2. Следующий важный фактор — правильное сбалансированное питание.
  3. Далее — потребность в безопасности, в том числе психологическая. Если ребенку в семье неуютно и некомфортно, это может стать источником проблем. Заботиться нужно также и о том, как ребенок чувствует себя в школе.
  4. Ребенку (да и вообще любому человеку) жизненно важно ощущать себя нужным и любимым. Восполняйте дефицит общения. Проводите время вместе, зовите друзей — своих и ребенка. Старайтесь получать и вызывать больше положительных эмоций.
  5. Не забывайте об уважении и признании. Важно одобрять, замечать у детей сильные качества и говорить о том, что вам очень повезло, что у вас ребенок смелый, старательный, умный, красивый, умелый и т. д.
  6. Копите успехи, результаты, сделайте дерево достижений, портфолио.
  7. Благодарите за помощь и заботу.

Когда базовые потребности удовлетворены, восполнение сил в источнике происходит естественным образом.

Пути восполнения ресурсов

Если у ребенка уже случилось эмоциональное выгорание, нужно действовать. Помогаем восполнять ресурсное состояние, исходя из предыдущих рекомендаций.

Проявляем смелость и идем к психологу, поскольку с помощью диагностики психолог может определить, нужны ли консультация у невролога и какая-либо еще дополнительная поддержка. Бывает, что требуется медицинская помощь, тогда сопровождение проводится комплексно: психолог, психиатр, невролог.

Устраивайте дни отдыха. Хотя бы раз в неделю должен быть законный выходной, «день тюленя», когда ребенок имеет полное право не делать и не посещать ничего.

Помогаем находить в любой ситуации позитивные смыслы. Все к лучшему!

Расслабляемся физически: массаж, бассейн, прогулки. Время для «хотелок». Подойдет все, что доставляет удовольствие и помогает снять напряжение.

Ищем поддерживающее окружение: родители, бабушки, дедушки, подруги, друзья.

Развиваем навык, не как решить задачу, а как решить задачу легче.

Создаем чек-лист заботы о себе. Что нужно лично мне для восстановления тела, для восполнения эмоций, для общения с окружающими.

Собираем коробку (или сумку) радости. Помещаем в нее все, что навевает приятные воспоминания, ассоциируется с удовольствием и счастьем, приносит радость. Цитрусовые пахнут Новым годом, засушенная трава или цветок — летом, плюшевая игрушка дарит воспоминание о том, когда был маленьким и т. д. Такую сумочку можно доставать в тот момент, когда нет сил, когда пропадает вдохновение, можно вообще каждый день в нее заглядывать — после трудного дня, например.

Учитесь сами и учите ребенка мыслить позитивно. Ведь не всегда можно повлиять на какие-то внешние обстоятельства, но позитивное мышление поможет понять и принять ситуацию и направить энергию не в переживание стресса, а на поиск сил, что сделает нас и детей более жизнестойкими.

Материал подготовлен при содействии Центра родительской компетентности ВГПУ.

Поделиться в соцсетях