Если дети не поделили игрушку, взрослых чаще беспокоит не моральный облик ребенка, а собственная родительская репутация
Когда маленький ребенок не дает другому малышу свою игрушку, родители часто расстраиваются и испытывают чувство стыда. Им неприятно, что их любимое чадо так себя ведет. А главное, что они могут с этим сделать? Можно ли воспитать в детях щедрость? Или жадность — это черта характера, «исправлять» которую бесполезно?
Конфликты между малышами на детской площадке — обычное явление. Те, кто побойчее, пытаются отобрать понравившиеся игрушки у сверстников. Те, кто не так напорист, чтобы покушаться на чужое имущество, всеми силами стараются отстоять свое: иногда они начинают плакать и готовы даже драться, только бы не отдать любимую вещь.
Многие родители думают, что ребенок в этот момент жадничает, и со стороны это действительно выглядит именно так. Но на самом деле у подобного поведения маленьких детей совсем другое объяснение.
Ребенок выстраивает границы личного пространства
В возрасте от 1,5 до 3 лет малыш предпринимает первые попытки отделить собственное «Я» от других людей и от остального мира. На этом этапе развития маленький человек начинает осознавать, что у него есть что-то свое. Словом «моё» он обозначает личное пространство и то, что в него входит, и начинает этим дорожить. Свои игрушки малыш воспринимает как продолжение и часть себя, поэтому любое посягательство на них вызывает у него протест и негодование.
Такое поведение ребенка не имеет отношения к нормам морали. Нежелание делиться в данный момент — это способ познания окружающего мира, взаимодействия с другими и установления личных границ.
«Эта история не про жадность и не про вежливость ни в коем случае, — пишет семейный психолог Людмила Петрановская. — Мышление уровня „если я буду вести себя так-то, со мной будут хотеть/не хотеть общаться“, или „если я поступлю так, то он отреагирует эдак“, а уж тем более мышление на уровне социальных норм „надо делиться, жадным быть плохо“ двухлеткам недоступно».
Чью проблему решают родители
Родителям стоит задуматься о том, что на самом деле их беспокоит в ситуации, когда дети что-то не поделили. Им не нравится, что могут подумать о них окружающие, или их волнует поведение ребенка? Ответ не так очевиден, как кажется. Когда ребенок «жадничает» (с точки зрения взрослых), многие мамы всячески пытаются уговорить, заставить, принудить своего малыша поделиться. Иногда даже случается, что родители силой отнимают у «жадины» машинку или лопатку и отдают ее другому ребенку.
Такой поступок близкого взрослого может глубоко ранить малыша — для него это удар, равносильный предательству. Ребенку непонятно, почему мама встала на сторону другого человека.
«Если сильная мама отнимает у меня, слабого, игрушку, то отчего же и мне, подражая маме, нельзя отнять игрушку у того, кто слабее меня?» — так объяснял ситуацию обеспокоенной маме педагог и публицист, автор книги «Педагогика для всех» Симон Соловейчик.
Отнимая у ребенка игрушку, вы подаете ему дурной пример: кто сильнее, тот и прав. Уговоры тоже мало помогают воспитать щедрость. «Обычно уговоры противопоставляют наказаниям, — продолжает размышлять Симон Соловейчик. — На самом деле они помогают так же мало, как и наказания. Какой смысл уговаривать ребенка, который по возрасту уговоров просто не понимает?»
Как научить детей делиться
Что же могут предпринять родители? Как правильно поступить, чтобы добиться не сиюминутного результата, а взрастить в ребенке желание делиться?
Заложить основы доверия
Начиная с самого раннего возраста, нужно говорить ребенку, что его игрушки принадлежат только ему, и он вправе распоряжаться ими по своему усмотрению. И если он не хочет с кем-то делиться, то может никому их не отдавать. Такой разговор между мамой и малышом поможет создать доверительные отношения и придаст ребенку уверенности в себе: он теперь может самостоятельно принимать решения.
Спорные ситуации могут возникать не только между чужими детьми. Часто бывает трудно поделить игрушки между братьями и сестрами. Нередко в семьях «пострадавшей» стороной в таких спорах оказывается старший ребенок. Родители говорят: «Он маленький, ты должен уступить, дай ему поиграть».
Тут важно помнить о том, что у каждого ребенка, даже в одной семье, игрушки свои. При появлении младшего брата или сестры игрушки старшего ребенка не становятся автоматически общими. Основное правило действует и в этом случае: у каждого есть свои собственные вещи.
Рассказать о правилах общения
Необходимо все время объяснять малышу, что другие люди обладают точно такими же правами, как он. И если он захочет в какой-то момент поиграть чужой игрушкой, ему придется просить разрешения. Так уже в раннем возрасте ребенок получит первые представления о правилах вежливости и культуре поведения.
Подготовьте ребенка к тому, что реакция на его просьбу может быть разной. Если малыш попросил, и ему отказали, он, конечно, расстроится. В этом случае маме лучше успокоить и утешить своего малыша. Но не уговаривать другого ребенка уступить и поделиться игрушкой, ведь он тоже сам распоряжается своим имуществом.
Не искоренять недостатки, а растить достоинства
Эффективным способом воздействия в педагогике считается внушение. «Мы, сами того не замечая, пользуемся этим методом на каждом шагу, — считает Симон Соловейчик. — Мы то и дело внушаем ребенку: ты неряха, ты лентяй, ты злой, ты жадный… И чем меньше ребенок, тем легче поддается он внушению».
Маленький ребенок, как и любой человек, поступает в соответствии со своим представлением о самом себе. Если ему внушить, что он жадный, он будет ощущать себя именно так. Если внушить, что он щедрый, он станет щедрым.
Правда, следует помнить, что внушение — не только слова. Это личный пример родителей, поскольку ребенок всегда копирует поведение взрослых. Подкрепляйте слова своими действиями, это очень убедительно. Если ребенок будет видеть, как вы делитесь с другими, он обязательно последует за вами.
Еще один важный прием — поощрение в тех случаях, когда ребенок поступает хорошо. Не стоит зацикливаться на ситуациях, где малыш не проявил доброту и щедрость. Но всегда стоит отмечать, когда он пошел навстречу, поделился с другим человеком. «Сто случаев жадности оставим без внимания и осуждения, а вот один случай щедрости, пусть нечаянной, превратим в событие», — советует педагог.
Лайфхаки для родителей
- Если вы идете в гости к другому ребенку, возьмите с собой из дома несколько игрушек, чтобы ими можно было поменяться с хозяином.
- Если гости с детьми приходят к вам, заранее обсудите с ребенком, какими из своих «сокровищ» он делиться категорически не намерен, и спрячьте их.
- Если в гости приходят несколько детей, можно заранее приготовить альбомы для рисования, наборы цветной бумаги, ножницы, карандаши. В этом случае у всех все будет одинаковое и споров не возникнет.
- Когда все хотят играть одной и той же игрушкой, установите очередность и выделите каждому ребенку на игру одинаковое время. Для этого можно использовать таймер.
Фото: Коллекция/iStock