background picturebackground picture

Дети в интернете: советы психолога и педагога

Школьники

Подростки

Цифровая среда

1021

Заботимся о безопасности

О том, чем ребенку грозит бесконтрольное нахождение в Сети и как справиться с его возможными негативными последствиями, рассказывают кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ИКП РАО Ильшат Нурлыгаянов и педагог-дефектолог, научный сотрудник ИКП РАО Евгения Акимова.

Готовность стать интернет-пользователем

Любой родитель заинтересован в том, чтобы ребенок смог включиться в социум, адаптироваться к жизни, занять достойное место в обществе. Для этого необходимо обладать информацией, которая в широком доступе находится в интернете. Но как правильно искать и анализировать полученные сведения? Очевидно, для этого нужны определенные навыки и умения. Специалисты выделяют следующие основные показатели готовности ребенка к началу использования интернета.

  • Потребность в получении информации, необходимой для развития и обучения.
  • Потребность в удаленном общении с близкими и сверстниками. Подобное происходит, когда ребенок достаточно коммуникабелен и у него уже имеется сложившийся круг общения. Для поддержания социальных связей ему необходимы новые средства для общения и обмена информацией. Таким образом, можно сделать вывод, что именно школьный возраст является оптимальным для начала знакомства ребенка с возможностями интернета.
  • Способность научиться отличать опасную ситуацию от неопасной, прогнозировать развитие событий и отказываться от потенциально опасных действий.

Основные проблемы и риски в информационном пространстве

Если ребенок не научится правильно использовать возможности интернета, он может столкнуться с некоторыми неприятными моментами и трудностями. О чем идет речь? Среди основных социально-психологических проблем и рисков интернета можно выделить следующие.

  • Чрезмерная увлеченность (зависимость).
  • Информационная (сенсорная) перегрузка или веб-серфинг. Навязчивое использование социальных сетей, чатов, блогов и, соответственно, большие объемы переписки, постоянное участие в разного рода чатах и форумах. Бесцельное и практически бесконтрольное путешествие по Сети или сознательно неуправляемый поиск информации.
  • Вовлечение в совершение противоправных и асоциальных действий посредством интернета, неосознаваемое молодыми людьми как совершение противоправного и, естественно, уголовно наказуемого деяния.
  • Вовлечение в деструктивные сообщества.
  • Агрессия, грубость или травля. Риски агрессии в интернет-среде, троллинг и кибербуллинг.

Последствия зависимости от интернета

Чрезмерная увлеченность интернетом может привести к негативным последствиям, среди которых отмечаются постстрессовое расстройство, эмоциональные, коммуникативные и когнитивные трудности, социальная изоляция и дезориентация, асоциальная направленность личности, проблемы со здоровьем.

Как правильно организовать знакомство с интернетом

В младшем школьном возрасте общение и получение информации в интернете должно происходить только с помощью родителей.

Для начала нужно выделить этапы обучения использования ребенком интернета по мере освоения его возможностей. Важно, чтобы на каждом этапе обучение проходило на фоне теплых, доброжелательных, доверительных отношений с сыном или дочерью.

Первый этап — это общение и получение информации. Наступает он примерно в младшем школьном возрасте. В этот период родители должны полностью контролировать количество и содержание получаемой ребенком информации, помочь ознакомиться и использовать доступные возможности интернета. То есть ребенок вместе с родителем использует обучающе-информационный контент, вместе они ищут и проверяют достоверность информации в Сети. Вместе обмениваются фотографиями, аудио- и видеосообщениями.

На данном этапе родители формируют у своего ребенка культуру безопасной работы в интернете, показывают пример, а также знакомят с различными правилами.

В среднем и старшем школьном возрасте использование интернета должно происходить также под контролем родителей.

Далее следует второй этап. В этот период ребенку доступно небольшое количество проверенных сайтов, соответствующих его потребностям, семейная электронная почта, а также, возможно, при острой необходимости, одна-две проверенных группы в мессенджерах. Рекомендуется держать компьютер с подключением к интернету в одной из общих комнат, в которых можно легко осуществлять визуальный контроль над тем, что делает ребенок в интернете, использовать программу родительского контроля на мобильном устройстве.

В подростковом возрасте родителям важно продолжать поддерживать доверительные отношения с ребенком, осуществлять корректировку, обсуждение и закрепление правил, контроль деятельности сына или дочери в интернете, использовать программные фильтры.

На третьем этапе (в конце подросткового возраста) ребенок помнит и соблюдает необходимые правила, а родитель контролирует их соблюдение. Подросток уже наслышан о том, какая информация существует в интернете, и совершенно нормально, что некоторые дети хотят все это сами увидеть, услышать и прочесть. Доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи программных фильтров. На данном этапе очень важно не забывать поддерживать доверительные отношения с ребенком. Спокойно беседовать, например, о его друзьях в интернете, о том, что они вместе делают, чем занимаются, и напоминать, что ребенок всегда может обратиться за помощью, посоветоваться с родителем и не должен бояться этого.

Время пребывания в интернете

Младший школьный возраст — не более 1 часа в день.

Старший школьный возраст — не более 3 часов в день.

Продлить время использования электронного устройства можно, но не более чем на 5 минут. Будьте вежливы, последовательны и настойчивы в момент, когда ребенку необходимо остановиться. Скажите: «Я вижу, что тебе не хочется останавливаться сейчас, но, к сожалению, время, которое было отведено на твою игру (или посещение сайтов), уже закончилось, и ты сможешь продолжить это все завтра, в следующий дозволенный промежуток времени».

Выходить в Сеть лучше преимущественно в первой половине дня. Причем эти сеансы желательно включить в общий распорядок дня наравне с приемом пищи, выполнением домашних заданий, играми и сном. Необходимо проводить динамические паузы, разминки, зарядки с включением занятий активными видами деятельности, как после любой сидячей работы.

Укрепление доверительных отношений

Обязательно нужно укреплять внутрисемейные доверительные отношения, и поможет в этом диалог с ребенком. Очень важно постепенно сформировать у ребенка правильную позицию и для этого необходимо доброжелательно обсуждать любые вопросы, связанные с интернетом.

В диалоге ребенок получает возможность выразить свое эмоциональное отношение к происходящему, сформулировать свои мысли, понять эмоции, отрефлексировать различные впечатления и поделиться негативными или положительными переживаниями.

Задача родителей — помочь сыну или дочери выразить себя. Для этого от взрослых потребуется немного терпения и искренняя заинтересованность в жизни и переживаниях своего ребенка.

«Семейные» правила использования интернета

Специалисты «Центра защиты прав и интересов детей» сформулировали ряд рекомендаций, которые помогут обезопасить пребывание ребенка в Сети.

1. Подключение к Сети только с разрешения родителей.

2. Нельзя самостоятельно открывать прикрепленные к почтовым сообщениям вложения.

3. Любые покупки в интернете должны быть обговорены с родителями и совершаться на проверенных сайтах.

4. Нельзя отвечать на обидные, недоброжелательные сообщения. Кибербуллинг — агрессия и травля в Сети.

5. Быть осторожным и осмотрительным с людьми.

О любых угрозах в социальной сети или в личной переписке ребенку обязательно нужно сообщить родителям, по возможности необходимо сразу же сделать скриншот таких сообщений и показать взрослым. Если по электронной почте или в сообщениях кто-то отправляет угрозы вашему ребенку или оскорбляет его, лучше всего сменить электронные контакты. Если кто-то выложил в интернете сцену киберунижения, необходимо сообщить об этом администрации сайта, на который заходил ребенок. Можно также сделать скриншоты и обратиться на горячую линию РОЦИТ, чтобы получить ответ от специалистов о дальнейших действиях для решения проблемы.

Нужно быть готовым к тому, что на форумах или в чатах люди не всегда те, за кого себя выдают, и ребенку нужно объяснить, что даже если написано, что ресурс создан для детей, это абсолютно не гарантирует того, что его не могут посещать взрослые, имеющие злой умысел.

Что такое безопасная игра

Для того чтобы понять, стоит ли ребенку играть в ту или иную компьютерную игру, можно руководствоваться следующими критериями.

1. На прохождение игры не должно требоваться более 2–3 часов.

2. Игра не должна провоцировать ребенка на покупку виртуальных апгрейдов, без которых невозможно выиграть.

3. Игра не должна содержать сцен насилия и жестокости, а также сценариев антисоциального и преступного поведения.

4. На игру должен быть установлен согласованный с родителями лимит времени.

5. Категорически запрещается еда во время игры. Во время приема пищи не следует ни сидеть за телефоном, ни переписываться. Нужно есть в спокойном состоянии, без каких-либо визуальных раздражителей, убирать телефон, выключать экраны. Единственное, что можно, — это пообщаться с родителями или послушать какую-то негромкую музыку.

Правила информационной и коммуникативной безопасности

Расскажите ребенку о простых, но эффективных правилах.

  • Сообщать родителям о любой насторожившей их информации из интернета, от кого бы она ни исходила.
  • Не доверять непроверенной информации в интернете.
  • Защищать личные данные от третьих лиц (геоданные, личную информацию, сведения о семье и друзьях).
  • Использовать только модерируемые чаты. Этим можно минимизировать риск анонимного общения.
  • Не договариваться о встрече с интернет-знакомыми, не предупредив родителей.
  • Соблюдать сетевой этикет (осторожность, умеренность, грамотность, уважение).

Правила для родителей

Правило первое (и самое важное!): постоянно беседовать с ребенком об увиденном в Сети, интересоваться его действиями и впечатлениями.

Второе: включить программу родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить ребенка от нежелательного контента.

Третье: не бояться повторять и постоянно объяснять ребенку правила безопасности в Сети. Для этого можно разместить специальную памятку возле компьютера.

Четвертое: необходимо создать персональный аккаунт в популярных социальных сетях и изучить особенности их использования.

Пятое: стать другом своему ребенку в медиасообществе, делиться с ним позитивной информацией, узнавать о виртуальных друзьях, о встречах ребенка с ними в реальной жизни.

Шестое: ни в коем случае не принижать виртуальную жизнь ребенка. Она для него такая же реальная, как и настоящая жизнь.

Седьмой важный момент: не уменьшать важность интернета и других передовых технологий, потому что сейчас дети растут в совершенно другой информационной среде, они учатся в условиях, которые отличаются от родительского детства, и это неизбежно. Но во благо ли пойдут современные технологии, зависит исключительно от того, каким образом ребенок обращается с ними. Необходимо помочь ребенку сделать все правильно.

Правило восьмое: если подросток сталкивается с серьезной психологической нагрузкой в цифровом пространстве, важно помочь ему устроить перерыв в использовании интернета. Запрещать пользоваться интернетом нельзя ни в коем случае! Необходимо договориться с ребенком о том, что ему нужно отвлечься. Можно предложить какие-то интересные офлайновые действия, которые будут для него актуальны и заинтересуют его.

Посмотреть вебинар «Дети в интернете: советы психолога и педагога» можно по ссылке.

Поделиться в соцсетях