О влиянии речи, мимики и жестов на самопрезентацию
Современный мир представляет собой широкое многообразие мнений, способов и видов коммуникации. Сегодня не только подрастающее поколение, но и мы, взрослые, ищем новые пути для построения коммуникации с окружающим миром. Многие из нас адаптировались и научились использовать более подходящие формулировки, мимику и жесты, которые понятны собеседнику. О влиянии речи и языка тела на самопрезентацию рассказывает Артем Шилин, старший преподаватель кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью факультета «Социальная психология» МГППУ.
Вербальная и невербальная коммуникация трансформируется под влиянием новой информации. Веяния современности предполагают размытие содержательного аспекта нашей речи: например, утром мы обсуждаем с членами семьи домашние, бытовые темы, а во время работы используем профессиональный жаргон. Таким образом, в течение дня мы примеряем на себя различные роли, выбирая средства речи в зависимости от обстоятельств.
Что поза и жесты говорят о человеке?
Говоря о невербальной модели коммуникации, мы обращаем внимание на позу и жесты собеседника. Например, открытое выражение лица и мягкая улыбка показывают уважение к собеседнику, в то время как непроизвольное облизывание губ и прямой взгляд могут свидетельствовать об интересе, стискивание зубов и нахмуренные брови предупреждают нас о враждебности, а быстрое глотание предшествует такому чувству, как горе.
Мы обращаем внимание не только на положение головы и мимику в целом, но и уделяем внимание отдельным деталям. Многое о наших подлинных чувствах могут рассказать глаза: если мы испытываем уважение к человеку, то можем отводить взгляд, стараясь не бросать вызов объекту, а выражая покорность. Любые изменения нашего зрачка, будь то сужение или расширение, говорят об интересе к нашему собеседнику — ну или о резкой перемене света. Однако если единовременно мы отводим взгляд и наш зрачок сужается — это может свидетельствовать о враждебном настрое к собеседнику.
Испытывая чувство горя, мы можем начать быстро мигать или сидеть с отсутствующим выражением лица, как бы находясь внутри себя. А вот если мы быстро мигаем, у нас наблюдается сужение зрачков и потупленный взгляд, это может указывать нашему собеседнику на то, что мы хотим его обмануть.
Пытаясь определить модель невербального поведения, необходимо всегда учитывать факторы в совокупности — не всегда действие, анализируемое вне контекста, поможет определить нам подлинные чувства и намерения собеседника.
Также, помимо совокупности мимики и жестов, необходимо обращать внимание на окружающую обстановку: если вам кажется, что собеседнику некомфортно в процессе коммуникации, это может быть вызвано многими причинами — трудность в улавливании вашей реакции, некомфортная обстановка, внутреннее напряжение, связанное с не зависящими от вас обстоятельствами и т. д.
Что можно узнать о человеке по его речи?
Всегда важно рассматривать вербальную и невербальную коммуникации в совокупности, а также при наличии возможности напрямую уточнять у собеседника о его чувствах и намерениях.
«Заговори, чтобы я тебя увидел», — попросил как-то известный древнегреческий философ Сократ молчащего молодого человека. «Каков человек, такова и его речь», — считал он.
Люди одеваются в разные одежды, приобретают аксессуары для создания иллюзии своего социального статуса, вкуса… Но именно речь является отражением внутреннего мира человека.
Речь, не столько в содержательном смысле, сколько исходя из своей тональности, свидетельствует об эмоциональном состоянии нашего собеседника. Мы воспринимаем информацию во всем ее многообразии через доступные нам органы чувств. Обрабатывая ее, мы формируем ответную реакцию, которая становится сигналом для нашего собеседника о наших мыслях, чувствах и намерениях.
Эклектика дня — это спектр наших способностей, позволяющий не только доносить информацию, но и слышать друг друга, в зависимости от влияющих внутренних и внешних факторов. Однако стоит отметить, что нередко наш опыт становится помехой, и мы не до конца понимаем, кто стоит перед нами, наделяя его ролями, которые когда-то хотели прожить или уже проживали.
Не поддержку ли и понимание ищет в нас ребенок, который смотрит и делает только первые шаги во взрослый многогранный мир?
Роли доверия отведено отдельное место в коммуникативном процессе: именно чувство безопасности рядом с нашим собеседником позволяет нам наиболее полноценно передавать сообщения, снижая риски неверной интерпретации.
Чтобы увидеть человека, обязательно ли слышать его речь?
Современные технологии трансформировали положение вещей, сформировав новый вид коммуникации — виртуальный. Период пандемии сделал социальные сети неотъемлемой частью нашей жизни, с одной стороны, ограничив живое общение, а с другой — сформировав новую речевую культуру.
Кто, как не подрастающее поколение, задает направление норм и правил коммуникации, формируя собственный сленг, определяя культуру коммуникации в пространстве современных технологий, причем не только в текстовом понимании, но и в рамках визуального сопровождения.
Несомненно из года в год мы наблюдаем межпоколенческий конфликт, связанный с трудностями восприятия речевых сигналов. Молодые люди в силу возраста и недостаточного опыта претендуют на внедрение новых моделей общения, в то время как старшее поколение, имея укоренившееся мировоззрение, испытывая влияние посттрудовой социализации, обладает менее гибкой моделью коммуникации, которая сформировалась по прошествии многих лет.
Тем не менее коммуникация, независимо от возраста, предполагает наличие критического мышления. Именно оно позволяет отфильтровывать необходимую информацию и на ее основе не только строить коммуникацию с собеседником, но и формировать траекторию личностного развития.
Укоренившееся в нашем сознании понятие буллинга, который из реального пространства очень быстро перешел в виртуальное, — также следствие коммуникативных особенностей, примеривания на себя множества ролей, считывания жестов и мимики, применения критического мышления для анализа ситуации и избрания способа к действию, исходя из своих внутренних побуждений и внешних обстоятельств.
Если мы считаем себя гарантом информации, то мы должны учитывать процесс формирования личности нашего собеседника: в какой семье он рос, в каком городе, регионе, в какую школу ходил и т. д. Знание — понятие неизмеримое: если кто-то не знает того, что знаем мы, значит, есть кто-то, кто знает что-то, чего мы не знаем. Знание, ум, интеллект не всегда определяют человека в социуме, подчас наибольшее влияние на это оказывает речь, а именно — манера говорить.
Проверим, как видят нас окружающие
При всем многообразии информации сегодня каждый обладает широким выбором средств самоинтерпретации и самопрезентации, вот почему стоит обратиться не к нашему внешнему, а к нашему внутреннему миру, лишь в глубине его мы можем найти нас настоящих.
Попробуйте, стоя перед зеркалом, понять, как именно вы выражаете себя во внешнем мире — какими жестами и мимикой пользуетесь чаще всего.
А еще попробуйте выполнить упражнение — передайте следующие состояния, используя только мимику лица.
Удивление
Удивленное выражение лица очень характерно и обычно формируется приподнятыми бровями и приподнятой верхней губой.
Счастье
Счастье можно передать одним движением лица, когда уголки губ растягиваются в улыбке.
Злость
Исследователи считают, что сжатые губы являются основным признаком гнева.
Страх
Страх формируется из более тонких движений лица и часто передается движением бровей.
Грусть
Грусть может проявляться сочетанием движения бровей, опущенных уголков губ и частичного углубления носогубной борозды, также известной как линии улыбки.
Отвращение
Либо сморщенный нос, либо приподнятая верхняя губа могут означать выражение отвращения.
Теперь попробуйте передать эти состояния жестами, позами тела и вербальным образом.
Каждый из нас — часть большого социального пространства, и уже сейчас нам нужно ответить на самые главные вопросы: «Говорим ли мы с нашими детьми так, что они видят в нас доверие?» и «Говорим ли мы с нашими собеседниками так, что нам готовы доверять?»
На нас сегодня возложена большая ответственность не только «видеть» собеседника, но и уметь находить с ним общий язык — язык, который мы сохраним вместе и пронесем сквозь память поколений, будь то традиции и ценности семьи или чаяния наших детей.