Как и зачем прививать ребенку любовь к сказкам
Сказочные истории — первые литературные произведения, с которыми сталкивается ребенок с самых первых месяцев жизни. Наверное, нет ни одного человека, который не знал хотя бы одной сказки. Почему все помнят и любят сказки? В чем их значение? Для чего они нужны родителям и детям? Как правильно читать сказки и пробуждать у малыша любовь к чтению? Своим мнением и рекомендациями на эту тему делится кандидат педагогических наук Наталья Додокина.
Поверить в сказку
В эпоху цифровых технологий бумажным изданиям трудно конкурировать с электронными гаджетами. Многие дети (да и взрослые) предпочитают яркий светящийся экран тихому и размеренному шелесту страниц. Это вполне понятно: взаимодействовать со смартфоном или планшетом очень увлекательно.
Но книги нужны и важны, поэтому большинство родителей хотели бы пробудить в своем ребенке читательский интерес. Интерес — это ключевое слово. Если ребенок увлечется процессом, он будет читать с удовольствием.
Знакомство с литературой начинается в раннем возрасте. Мама рассказывает младенцу самые простые сказки, потешки, поет колыбельные песни. Ребенок еще не понимает смысла слов, но уже улавливает звуки, чувствует напевность родного языка, ощущает размеренность и ритмичность речи.
Сказка — самый архаичный жанр. Люди использовали сказки испокон веков. Они влияют на эмоциональный, чувственный мир ребенка и взрослого.
В сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный смысл.
Добрым молодцам урок
Для привлечения детского внимания к морально-нравственным аспектам не подойдут назидательный тон и рассуждения о полезности. Как нельзя лучше для обучения и воспитания пригодятся сказочные истории. В интересной, захватывающей, увлекательной форме сказки способны рассказать ребенку о чем угодно, так как в них отражаются абсолютно все жизненные реалии. Что происходит при чтении сказок?
- Формирование бережного отношения ко всему, что нас окружает.
- Воспитание сердца, то есть знакомство с морально-нравственными ориентирами.
- Все ожившие сказочные объекты окружающего мира могут действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь, и эта идея способствует тому, чтобы дети сформировали в себе чувство принятия другого.
- Победа добра над злом важна для поддержания бодрости духа и для развития стремления к лучшему.
- Понимание того, что все самое ценное, к чему стремятся сказочные герои, достается через определенные испытания. А то, что дается даром, может очень быстро уйти.
- Развитие целеполагания и терпения.
- Осознание факта, что вокруг нас находится очень много помощников. И они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем сами справиться с ситуацией или заданием.
- Формирование чувства самостоятельности и доверия к окружающему миру.
- Более сильного физически можно победить хитростью и умом, смекалкой. Это дает веру ребенку, что из любой ситуации можно найти выход.
- Установка системы ценностей, которая происходит через осознание того, что добро сильнее зла.
- Воспитание чувства справедливости, сопереживания. В этот момент формируется позитивное отношение к жизни и гармонизируются эмоции.
- Развитие фантазии и гибкости мышления.
- Развитие языковых навыков и появление атрибутов устной речи.
Правила чтения
- Сказку лучше не читать, а рассказывать. Во время рассказывания можно увидеть реакцию ребенка и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны в данный момент.
- Рассказывайте сказку с удовольствием. Старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Вы не просто знакомите ребенка со сказкой, вы вместе с ним погружаетесь в удивительный волшебный мир и не оставляете его там одного.
- Не отказывайтесь читать или рассказывать сказку по нескольку раз. Если малыш просит снова и снова повторять историю, значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить. Возможно, ребенка волнует герой или какие-то образные поэтические слова и выражения.
- Инсценируйте сказку. Предложите ребенку нарисовать иллюстрации, вылепить персонажей, вырезать из бумаги декорации. Только ни на чем не настаивайте. Пусть малыш выберет сам то, что ему по душе.
- Если ребенок не хочет слушать сказку, не нужно его заставлять. В возрасте от 1 до 4 лет малыш способен внимательно слушать 10–15 минут, в 3–5 лет — 15–20 минут. Вы должны подстраиваться под потребности и возможности вашего ребенка.
- Выбирая сказки для чтения, ориентируйтесь на предпочтения вашего сына или дочери.
- Если есть возможность, лучше, если сказки будет читать мужчина. Женский голос рядом с ребенком звучит всегда и везде: дома, в детском саду, в школе и даже в вузе. Поэтому если волшебную историю будет рассказывать папа или дедушка, он привлечет максимальное количество внимания ребенка.
- Читайте выразительно, стараясь максимально передать эмоции, играйте голосом, меняйте интонацию.
- Не делайте из ребенка пассивного слушателя. Привлекайте его к рассматриванию иллюстраций, выражению эмоций. Возможно, во время прочтения он захочет к вам прижаться. Позвольте ему прилечь, принять удобную для него позу, развалиться в кресле и т. п. Это должна быть уютная семейная обстановка. Она будет усиливать восприятие.
- Обязательно следите за реакцией детей. Ребенок всегда даст знать, понравилась ему сказка или нет.
- Показывайте своим видом, что чтение сказки доставляет вам удовольствие, не бубните, словно исполняя надоевшую повинность. Ребенок моментально считывает ваше настроение и утрачивает интерес.
- Демонстрируйте уважение к книге. Ребенок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, не повозка и т. д. Приучайте детей аккуратно обращаться с книгами.
- Сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Помимо того, что он любит слушать ваш голос, ребенок всегда ориентируется на ваше мнение. Он будет смотреть на вашу реакцию, следить за вашими проявлениями во время чтения.
- Давайте детям возможность говорить о своих ощущениях. Играйте голосом в зависимости от содержания, но не перебарщивайте с эмоциями. Излишняя драматизация может помешать ребенку воспроизводить в его воображении нарисованные словами картины.
- Если вдруг вы видите, что ребенок устал, лучше перестаньте читать. Вернетесь к прочтению позже. Если интерес остался, можно кратко пересказать конец сказки.
- Сделайте из ежедневного чтения приятный семейный ритуал. Даже когда ребенок научится читать, продолжайте совместное чтение, читайте вслух.
- После прочтения сказки всегда старайтесь ее обсудить.
- Не уговаривайте ребенка послушать, а заинтересовывайте его. Разрешите малышу выбрать сказку для чтения самому. Соберите ему его личную библиотеку.
- Если ребенок читает сам, не отрывайте его от этого занятия, даже если в данный момент необходимо что-то сделать.
- Не подменяйте свой голос аудиокнигой. От такого прослушивания не будет никакой пользы. Ни один гаджет не заменит ребенку общения с вами.
Если хотите привить своему ребенку любовь к чтению, начинайте читать ему сказки как можно раньше, учитывая его возраст, интересы и характер. Вы будете для малыша проводником в удивительный волшебный мир книг, а он станет настоящим любителем литературы, родного языка и культуры.