background picturebackground picture

Читаем детям, но только не нотации

Родители

Младенцы

Раннее детство

Дошкольники

Цифровая среда

351

Как и зачем прививать ребенку любовь к сказкам

Сказочные истории — первые литературные произведения, с которыми сталкивается ребенок с самых первых месяцев жизни. Наверное, нет ни одного человека, который не знал хотя бы одной сказки. Почему все помнят и любят сказки? В чем их значение? Для чего они нужны родителям и детям? Как правильно читать сказки и пробуждать у малыша любовь к чтению? Своим мнением и рекомендациями на эту тему делится кандидат педагогических наук Наталья Додокина.

Поверить в сказку

В эпоху цифровых технологий бумажным изданиям трудно конкурировать с электронными гаджетами. Многие дети (да и взрослые) предпочитают яркий светящийся экран тихому и размеренному шелесту страниц. Это вполне понятно: взаимодействовать со смартфоном или планшетом очень увлекательно.

Но книги нужны и важны, поэтому большинство родителей хотели бы пробудить в своем ребенке читательский интерес. Интерес — это ключевое слово. Если ребенок увлечется процессом, он будет читать с удовольствием.

Знакомство с литературой начинается в раннем возрасте. Мама рассказывает младенцу самые простые сказки, потешки, поет колыбельные песни. Ребенок еще не понимает смысла слов, но уже улавливает звуки, чувствует напевность родного языка, ощущает размеренность и ритмичность речи.

Сказка — самый архаичный жанр. Люди использовали сказки испокон веков. Они влияют на эмоциональный, чувственный мир ребенка и взрослого.

В сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный смысл.

Добрым молодцам урок

Для привлечения детского внимания к морально-нравственным аспектам не подойдут назидательный тон и рассуждения о полезности. Как нельзя лучше для обучения и воспитания пригодятся сказочные истории. В интересной, захватывающей, увлекательной форме сказки способны рассказать ребенку о чем угодно, так как в них отражаются абсолютно все жизненные реалии. Что происходит при чтении сказок?

  • Формирование бережного отношения ко всему, что нас окружает.
  • Воспитание сердца, то есть знакомство с морально-нравственными ориентирами.
  • Все ожившие сказочные объекты окружающего мира могут действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь, и эта идея способствует тому, чтобы дети сформировали в себе чувство принятия другого.
  • Победа добра над злом важна для поддержания бодрости духа и для развития стремления к лучшему.
  • Понимание того, что все самое ценное, к чему стремятся сказочные герои, достается через определенные испытания. А то, что дается даром, может очень быстро уйти.
  • Развитие целеполагания и терпения.
  • Осознание факта, что вокруг нас находится очень много помощников. И они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем сами справиться с ситуацией или заданием.
  • Формирование чувства самостоятельности и доверия к окружающему миру.
  • Более сильного физически можно победить хитростью и умом, смекалкой. Это дает веру ребенку, что из любой ситуации можно найти выход.
  • Установка системы ценностей, которая происходит через осознание того, что добро сильнее зла.
  • Воспитание чувства справедливости, сопереживания. В этот момент формируется позитивное отношение к жизни и гармонизируются эмоции.
  • Развитие фантазии и гибкости мышления.
  • Развитие языковых навыков и появление атрибутов устной речи.

Правила чтения

  1. Сказку лучше не читать, а рассказывать. Во время рассказывания можно увидеть реакцию ребенка и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны в данный момент.
  2. Рассказывайте сказку с удовольствием. Старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Вы не просто знакомите ребенка со сказкой, вы вместе с ним погружаетесь в удивительный волшебный мир и не оставляете его там одного.
  3. Не отказывайтесь читать или рассказывать сказку по нескольку раз. Если малыш просит снова и снова повторять историю, значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить. Возможно, ребенка волнует герой или какие-то образные поэтические слова и выражения.
  4. Инсценируйте сказку. Предложите ребенку нарисовать иллюстрации, вылепить персонажей, вырезать из бумаги декорации. Только ни на чем не настаивайте. Пусть малыш выберет сам то, что ему по душе.
  5. Если ребенок не хочет слушать сказку, не нужно его заставлять. В возрасте от 1 до 4 лет малыш способен внимательно слушать 10–15 минут, в 3–5 лет — 15–20 минут. Вы должны подстраиваться под потребности и возможности вашего ребенка.
  6. Выбирая сказки для чтения, ориентируйтесь на предпочтения вашего сына или дочери.
  7. Если есть возможность, лучше, если сказки будет читать мужчина. Женский голос рядом с ребенком звучит всегда и везде: дома, в детском саду, в школе и даже в вузе. Поэтому если волшебную историю будет рассказывать папа или дедушка, он привлечет максимальное количество внимания ребенка.
  8. Читайте выразительно, стараясь максимально передать эмоции, играйте голосом, меняйте интонацию.
  9. Не делайте из ребенка пассивного слушателя. Привлекайте его к рассматриванию иллюстраций, выражению эмоций. Возможно, во время прочтения он захочет к вам прижаться. Позвольте ему прилечь, принять удобную для него позу, развалиться в кресле и т. п. Это должна быть уютная семейная обстановка. Она будет усиливать восприятие.
  10. Обязательно следите за реакцией детей. Ребенок всегда даст знать, понравилась ему сказка или нет.
  11. Показывайте своим видом, что чтение сказки доставляет вам удовольствие, не бубните, словно исполняя надоевшую повинность. Ребенок моментально считывает ваше настроение и утрачивает интерес.
  12. Демонстрируйте уважение к книге. Ребенок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, не повозка и т. д. Приучайте детей аккуратно обращаться с книгами.
  13. Сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Помимо того, что он любит слушать ваш голос, ребенок всегда ориентируется на ваше мнение. Он будет смотреть на вашу реакцию, следить за вашими проявлениями во время чтения.
  14. Давайте детям возможность говорить о своих ощущениях. Играйте голосом в зависимости от содержания, но не перебарщивайте с эмоциями. Излишняя драматизация может помешать ребенку воспроизводить в его воображении нарисованные словами картины.
  15. Если вдруг вы видите, что ребенок устал, лучше перестаньте читать. Вернетесь к прочтению позже. Если интерес остался, можно кратко пересказать конец сказки.
  16. Сделайте из ежедневного чтения приятный семейный ритуал. Даже когда ребенок научится читать, продолжайте совместное чтение, читайте вслух.
  17. После прочтения сказки всегда старайтесь ее обсудить.
  18. Не уговаривайте ребенка послушать, а заинтересовывайте его. Разрешите малышу выбрать сказку для чтения самому. Соберите ему его личную библиотеку.
  19. Если ребенок читает сам, не отрывайте его от этого занятия, даже если в данный момент необходимо что-то сделать.
  20. Не подменяйте свой голос аудиокнигой. От такого прослушивания не будет никакой пользы. Ни один гаджет не заменит ребенку общения с вами.

Если хотите привить своему ребенку любовь к чтению, начинайте читать ему сказки как можно раньше, учитывая его возраст, интересы и характер. Вы будете для малыша проводником в удивительный волшебный мир книг, а он станет настоящим любителем литературы, родного языка и культуры.

Поделиться в соцсетях