background picturebackground picture

Делинквентное поведение: что толкает подростка на противоправные поступки

Подростки

4296

Психологи говорят, что одна из причин — нарушенные отношения между родителями и детьми

Трудные дети, которые в подростковом возрасте начинают нарушать закон, разрушать свою жизнь и жизнь других людей, вызывают беспокойство у педагогов, психологов, родителей — в общем, у всех неравнодушных взрослых. Специалисты исследуют причины такого поведения, чтобы попытаться его предотвратить.

Делинквентное поведение — еще не криминальное

Взрослого человека, который возьмет чужое, вступит в групповую драку с применением оружия или будет всерьез угрожать другому, скорее всего, ждет уголовное наказание. Специалисты сочтут такое поведение криминальным. Поведение подростка, который совершает незначительные противоправные поступки или в силу возраста еще не подпадает под действие уголовного кодекса, называют делинквентным (от англ. delinquency — правонарушение, провинность).

По статистике МВД, в 2019 году каждое 27-е преступление в России было совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Это гораздо меньше, чем в начале 2000 годов — тогда подростки были вовлечены в каждое 10-е криминальное деяние.

Виды и формы делинквентного поведения

Эксперты выделяют скрытое и открытое делинквентное поведение и разные формы его проявления.

Скрытое делинквентное поведение в форме причинения имущественного ущерба:

  1. мелкое воровство;
  2. кражи со взломом;
  3. мошенничество;
  4. вымогательство, грабежи;
  5. подлоги;
  6. вандализм, поджоги;
  7. разрушение имущества.

Открытое делинквентное поведение в форме агрессии:

  1. злобные выпады, злословие, обвинения или запугивания;
  2. травля (буллинг) или иное насилие по отношению к младшим или сверстникам;
  3. мелкое хулиганство;
  4. драки (в том числе групповые) или нападения;
  5. жестокие действия по отношению к животным.

Некоторые виды делинквентного поведения могут проявляться и в 6–7 лет. Чем раньше взрослые заметят неблагополучие ребенка, тем больше шансов ему помочь. Таким детям нужно уделять много внимания, чтобы разобраться в ситуации. Скорее всего, ранние противоправные поступки говорят о наличии проблем, с которыми ребенок не может справиться сам социально приемлемым способом, — эта невозможность и приводит к серьезным последствиям.

Факторы риска для подростка

Внешние условия для появления делинквентного поведения

1. Социальные проблемы общества. Некоторые ученые, которые исследуют проблему на уровне высоких научных обобщений, выделяют эту причину в качестве одной из основополагающих. Экономические трудности страны влекут за собой множество других проблем, на которые особенно остро реагируют дети.

2. Средства массовой информации, интернет, по мнению исследователей, оказывают негативное влияние на неокрепшую психику растущего человека. Примеры безнаказанности, жестокости, насилия, которые он наблюдает с экрана, к хорошему не приводят.

3. Стиль семейного воспитания, семейные кризисы считаются главной причиной делинквентного поведения ребенка. Психологи выделяют несколько обстоятельств, которые могут повлиять на ухудшение поведения подростка:

• существенный недостаток нежной заботы и привязанности со стороны родителей (это, в свою очередь, вызывает травматические переживания ребенка);

• физическое или психологическое насилие в семье, культ силы;

• острая психологическая травма, из последствий которой ребенок не может выбраться сам (болезнь или смерть родителя, развод, насилие);

• тяжелая атмосфера в семье, постоянные конфликты между родителями;

• непоследовательные стратегии воспитания в семье, вседозволенность или заброшенность, недостаточный или излишний контроль;

• пример взрослых, которые проявляют криминальное, асоциальное поведение и считают это нормой.

4. Конфликты в школе, пренебрежение со стороны сверстников, отрицательная оценка всех способностей ребенка взрослыми.

Индивидуальные причины появления делинквентного поведения

• оправдание правонарушений, отрицательное отношение к закону;

• сниженная критичность к своему поведению, непонимание происходящего;

• эмоциональные особенности: холодность, отсутствие сочувствия по отношению к другим, частые колебания настроения, вспышки гнева, злости, скрытность;

• неумение контролировать свои эмоции, агрессия

• желание быть в центре внимания и заниженная самооценка;

• невысокие познавательные способности;

употребление психоактивных веществ

• стремление получить сильные впечатления;

• неспособность сопротивляться вредным влияниям.

Когда подросток чувствует себя одиноким, непонятым в ближнем кругу, в школе, это заставляет его искать понимание и почву для самоутверждения там, где его поддержат: в уличной компании, в которой, скорее всего, найдутся и приятели с проблемным поведением.

Желание быть своим заставит ребенка следовать правилам, принятым в группе, и идти на правонарушения. То, что значимо для  группы, будет значимо и для ее участника — причем он может стремиться достичь целей группы любой ценой.

Что делать взрослым?

Делинквентное поведение — сложная форма отклоняющегося поведения, или девиации. Для того, чтобы помочь подростку, нужен целый комплекс мер — не только со стороны государственных систем профилактики и ресоциализации трудных детей, но и со стороны школы и семьи. При этом эксперты признают, что часто педагогам и родителям может не хватать знаний и навыков, поэтому система помощи делинквентным подросткам должна включать поддержку семьи, работу с ней.

В основе глубоких отношений между взрослыми и детьми лежат эмпатия и способность к диалогу в любых ситуациях. Этими качествами должен обладать значимый для подростка взрослый, чтобы повлиять на ситуацию. В этом случае взрослый поможет подростку адекватно относиться к себе и своему поведению, принять общественные нормы и изменить отношение к окружающему миру.

                             

Источники:

«Навигатор профилактики девиантного поведения» Московского психолого-педагогического государственного университета 

Н.Н. Васягина «Делинквентное поведение подростков: феноменология, причины, возможности профилактики»

О.А. Топильская «Психологический анализ отчуждения подростков в контексте делинквентного поведения»

Материалы XV международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством», которая проходила 20–22 ноября 2019 года в Московском психолого-педагогическом государственном университете 

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях