Дети жалуются на раздражительность, подавленность, проблемы со сном и общую неудовлетворенность жизнью
От чего зависит психологическое благополучие детей? Как чувствуют себя школьники в России и Европе, что вызывает у них беспокойство и тревогу? Некоторые ответы дает многолетнее исследование поведения школьников в отношении здоровья. Новые данные показывают, что многие подростки недовольны жизнью и жалуются на раздражительность, подавленность и проблемы со сном.
Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (Health Behaviour in School-аged Children, HBSC) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) проводит с 1983 года. Каждые четыре года дети и подростки 11, 13 и 15 лет из стран Европы и Северной Америки принимают участие в добровольном анонимном анкетировании. Они отвечают на вопросы о своих привычках в еде и общении, оценивают свое физическое здоровье, психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью.
Результаты работы, в которой участвуют специалисты разных стран, дают возможность политикам, врачам, педагогам, родителям понять, с какими трудностями подростки сталкиваются чаще всего и что предпринять, чтобы решить эти проблемы в будущем. Эксперты называют исследование HBSC уникальным инструментом, позволяющим обобщать большие массивы данных и делать выводы.
В 1993 году к этому проекту присоединилась Россия; с тех пор она приняла участие в семи исследовательских циклах. Последний цикл проводился в 2018 году, и сейчас подведены его итоги. В России в этом цикле приняли участие дети из 9 регионов; ощущениями от собственной жизни поделился 4281 человек. В целом исследователи собрали данные о 227 441 ребенке в 45 странах мира.
На что чаще всего жалуются дети
Новые данные говорят о том, что психическое благополучие подростков во многих странах с 2014 по 2018 годы снизилось. Больше детей, чем раньше, сообщили о признаках психического нездоровья: жаловались на раздражительность, подавленность, проблемы со сном. С этими проблемами сталкивается четверть опрошенных.
Жалобы нарастали по мере взросления детей, причем больше их было у девочек. Мальчики и дети из более состоятельных семей сообщали о большей удовлетворенности жизнью и более высоком уровне психического благополучия.
«Это повод всем нам обеспокоиться, — говорит директор Европейского регионального бюро ВОЗ Ханс Клюге. — То, как мы отреагируем на эту нарастающую проблему, повлияет на несколько поколений. Вложения в молодых людей, например, посредством облегчения им доступа к услугам в области психического здоровья в соответствии с их потребностями, принесут тройные дивиденды в виде медицинской, социальной и экономической выгоды для сегодняшних подростков, завтрашних взрослых и будущих поколений».
От чего зависит удовлетворенность жизнью
Показатели здоровья в исследовании HBSC включают в себя не только физические симптомы (головная боль, боль в спине, боль в животе, сочетание симптомов), но и психологические (раздражительность, подавленность, нервозность).
Психическое благополучие зависит в том числе и от того, где живут подростки. Жители небольших городов и сел удовлетворены жизнью немного больше, чем жители мегаполисов, отмечают эксперты.
Российские подростки чуть больше удовлетворены жизнью, чем их сверстники из других стран. Однако у всех без исключения детей этот показатель снижается по мере взросления.
Что такое удовлетворенность жизнью? «Это восприятие ребенком тех социальных условий, в которых он находится, то, как он оценивает будущее, отношения с родителями, учителями и сверстниками», — объясняет Светлана Лазуренко, начальник центра психолого-педагогической помощи в педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, которая тоже принимала участие в анализе российских результатов исследования HBSC.
Любопытно, что российские дети больше удовлетворены поддержкой родителей, чем сверстников. И при этом показатель меняется так же, как показатель общего психологического благополучия: чем меньше населенный пункт, тем крепче связь между детьми и родителями.
Что беспокоит подростков в России
В целом российские школьники к 2018 году стали считать себя более здоровыми, но при этом наблюдается существенная гендерная разница: девочки относятся к своему физическому состоянию более критично.
«Мальчики чаще, чем девочки, сообщают о том, что их здоровье хорошее. Например, среди 15-летних мальчиков показатель составляет 32%, а среди девочек — 17%. В 2013–2014 годах показатели в аналогичных группах составляли 26% и 13% соответственно», — объясняет культуролог Анна Маточкина, ведущий исследователь HBSC-Россия, научный сотрудник ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры».
На раздражительность, подавленность и нервозность российские дети в 2018 году указывали реже, чем в 2014 году. Однако чаще стали жаловаться на проблемы со сном, особенно 13-летние.
Если в 2014 году об этом сообщили 14% девочек и 11% мальчиков этого возраста, то спустя четыре года — уже 21% и 14% соответственно. Жалоб стало больше и среди 11-летних и 15-летних, но не так сильно.
«Можно говорить о том, что сегодня достаточно большой процент детей не ощущает себя психологически благополучно, — замечает Светлана Лазуренко. — К сожалению, это неудивительно. Процент отклонений, девиаций, которые существуют в детской популяции, данный инструмент подтвердил».
Когда ребенок в целом оценивает свое здоровье как хорошее, это обычно означает, что и с психологическим состоянием у него все в порядке. Если же он недоволен своим здоровьем, это указывает на вероятность психологических проблем. Косвенными признаками психологического неблагополучия могут быть также проблемы в общении со сверстниками, со сном, общая неудовлетворенность жизнью.
Как пандемия влияет на самочувствие детей
Закрытие школ и длительный режим ограничений не могли не повлиять на детей. По данным ВОЗ, у детей в Италии и Испании из-за режима самоизоляции возникают трудности с концентрацией внимания, повышенная раздражительность, возбуждение и нервозность. Российские исследователи следят за ситуацией, но пока не готовы делать выводы о том, как именно ситуация самоизоляции повлияла на детей, — для этого не хватает объективных данных.
Выводы о психологическом состоянии детей и подростков по состоянию на 2018 год, естественно, не учитывают влияние пандемии и могут быть значительно пересмотрены после очередного цикла исследования. Он начнется в 2021 году и продолжится в 2022 году.