background picturebackground picture

Аутизм у девочек

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

Особые дети

421

Как он проявляется и чем отличается от аутизма у мальчиков

Аутизм точнее, расстройства аутистического спектра (РАС) — это группа состояний, характеризующихся нарушением общения, социального взаимодействия и наличием стереотипных форм поведения. У мальчиков аутизм диагностируется чаще, чем у девочек (в соотношении примерно 3:1). Исследователи предполагают, что по крайней мере частично это можно объяснить тем, что проявления аутизма у девочек отличаются от мальчиков, что затрудняет диагностику. Ульяна Мамохина, заведующая лабораторией «Комплексное исследование речи у детей при аутизме и других нарушениях развития» ФРЦ МГППУ, и Камилла Данилина, старший научный сотрудник научной лаборатории ФРЦ МГППУ, рассказывают о симптомах аутизма у девочек, различиях между девочками и мальчиками с РАС.

Аутизм у девочек и мальчиков

Исследования показали, что родители девочек и мальчиков начинают замечать особенности поведения своих детей, связанные с РАС, примерно в одинаковом возрасте. При этом девочки получают диагноз значительно позже мальчиков (в среднем в возрасте 81 месяц для девочек, 61 месяц для мальчиков). На возраст постановки диагноза влияет также состояние когнитивных функций: дети с более выраженными интеллектуальными нарушениями получают диагноз раньше, что может быть связано с бо́льшим количеством проблем, которые возникают у них и их семей в процессе развития. Статистика показывает: у девочек с аутизмом когнитивные нарушения встречаются реже, чем у мальчиков. Возможно, поэтому трудности этих девочек остаются незамеченными в процессе диагностики.

Социальное взаимодействие и коммуникация

Трудности социальной коммуникации при аутизме могут проявляться по-разному: ребенок затрудняется в поддержании разговора, не считывает социальный контекст, негибко использует мимику, жесты, взгляд при общении, не понимает социальные отношения и свою роль в них. Девочки с аутизмом могут быть более успешными в общении, чем мальчики, несмотря на то, что у них тоже имеются трудности взаимодействия и коммуникации.

Считается, что девочки более социально мотивированы, поэтому они могут прилагать усилия, чтобы копировать поведение своих сверстниц и таким образом скрывать свои трудности.

Такой «маскинг» (то есть маскировка проявлений аутизма и компенсация специфических трудностей), хотя и не является естественным и автоматическим поведением для ребенка с РАС, может не осознаваться им в полной мере, особенно если усвоен в раннем возрасте.

Взрослые женщины с РАС также сообщают, что на протяжении жизни они старались понять социальные правила и имитировать поведение, которое от них ожидается. Исследования показывают, что аутичные женщины в большей мере используют стратегии маскинга по сравнению аутичными мужчинами. Исследователи предполагают, что это различие есть и в детском возрасте, и частично оно объясняет трудности диагностики РАС у девочек.

Даже с учетом маскинга аутичные девочки отличаются от своих нейротипичных сверстниц. Так, они меньше склонны «болтать ни о чем» и испытывают трудности с пониманием социальных тонкостей, нюансов отношений, особенно при усложнении социальных требований и вариантов взаимодействия с возрастом. Хранение секретов, сплетни, притворство для сохранения отношений, «ложь во благо» — все это может быть трудным для девочки-подростка с РАС, в то время как ее сверстницам эти неудачи могут показаться намеренным предательством.

Аутичные девочки чаще вовлекаются в социальные конфликты, чем нейротипичные девочки, а также мальчики, как с аутизмом, так и нейротипичные, что приводит к повышенной тревожности при общении.

Взаимодействие со сверстниками у девочек и мальчиков с РАС отличается. Наблюдения за свободной игрой детей на площадке показывают, что мальчики с РАС чаще находятся в одиночестве, далеко от групп нейротипичных сверстников, и заняты своими собственными играми. Социальные трудности таких мальчиков легко заметить, ведь их отстраненность от других детей бросается в глаза.

Девочки с РАС склонны подходить ближе к своим сверстницам, и со стороны может показаться, что они участвуют в совместных играх и других занятиях. Однако при детальном наблюдении можно заметить, что аутичные девочки часто находятся на периферии общения и игр: они просто стоят рядом, наблюдая, но не разговаривая с другими, или выполняют в играх инструментальную роль (например, держат скакалку, через которую прыгают другие дети).

Девочки с РАС склонны играть с детьми помладше или с мальчиками-ровесниками, так как их игры проще и структурнее. Получается, что со стороны родителям и педагогам кажется, что девочка общается и играет с другими детьми, и проблемы в общении и взаимодействии могут остаться незамеченными.

Важной составляющей общения является невербальная коммуникация, то есть способность понимать и использовать жесты, мимику, взгляд и другие неречевые приемы для передачи информации.

Девочки с РАС зачастую проявляют себя в этой сфере лучше аутичных мальчиков, например, используют больше жестов и делают это более выразительно, умело сочетают невербальные приемы с речью, поддерживают зрительный контакт во время разговора. Всему этому аутичные девочки учатся, наблюдая за своими сверстницами и копируя их.

Но даже несмотря на успешность в демонстрации невербальных форм коммуникации, девочки с РАС испытывают такие же трудности, как и аутичные мальчики, в понимании невербальных знаков других людей. Интерпретация тонкостей выражения лица, интонации голоса и чтение языка тела трудны для аутичных девочек, что может приводить к проблемам и конфликтам при взаимодействии со сверстниками. Ведь часто бывает, что небольшой невербальный знак, такой как поднятие бровей или закатывание глаз, полностью меняет контекст разговора, и игнорирование такого сигнала может быть воспринято собеседниками негативно.

Ограниченное и повторяющееся поведение и интересы

Вторая часть симптомов аутизма связана с особенностями поведения: дети с РАС обычно не любят изменения, склонны выполнять действия в одном и том же порядке, предпочитают однотипные игры и другую активность, имеют мало интересов, но глубоко погружаются в них. Часто встречаются необычные реакции на сенсорные стимулы.

Различия между девочками и мальчиками с РАС наиболее заметны именно в этой области: девочки демонстрируют значимо меньше признаков аутизма, относящихся к сфере повторяющегося поведения и ограниченных интересов. Это особенно заметно у девочек без когнитивных нарушений.

Данные, в том числе и полученные из самоотчетов взрослых женщин, показывают, что такие девочки намеренно стараются скрыть свои особенности, прилагая усилия и изобретая стратегии компенсации. Поскольку диагностические критерии и стандартизированные методики диагностики аутизма во многом опираются на учет ограниченного и повторяющегося поведения, интересов и активности, возникает вопрос, насколько они способны учесть эту особенность в процессе диагностики, ведь со стороны такие «скрытые» особенности не будут заметны окружающим.

Не только выраженность и частота проявлений, но и характер повторяющегося поведения у девочек отличается от мальчиков. Обычно, говоря о повторяющемся поведении при аутизме, мы думаем о стереотипных движениях, беге по кругу, эхолалиях (то есть повторениях одних и тех же слов или фраз), выстраивании предметов в ряды. Девочки с РАС склонны к менее заметным формам: чтение одной и той же книжки, пересмотр одного фильма по нескольку раз, повторное выполнение уже сделанных заданий. Такая активность обеспечивает им комфорт и предсказуемость, которые и являются целью повторяющегося поведения, но при этом не мешает другим, поэтому окружающие могут не обращать внимание на эти проявления РАС.

Для людей с РАС характерно стремление к повторяемости, негативное отношение к переменам.

Внезапное изменение планов или необходимость прекратить одну деятельность и перейти к другой вызывают сильный дискомфорт как у мальчиков, так и у девочек с РАС. Однако аутичные девочки менее склонны открыто выражать свой дискомфорт, вызванный изменениями в привычном порядке. Вместо этого они переживают его внутри, стараясь найти стратегии для компенсации. Например, такая девочка может быть более требовательной к себе, стараясь выполнять все учебные задания идеально и до конца, тщательно следуя установленным правилам оформления тетради. Она помогает по дому, раскладывая вещи по местам, настаивает на единственно верном их расположении. В играх с другими детьми она может взять на себя роль координатора, которая обеспечит ей необходимый уровень контроля над ситуацией. Это девочка, которая настаивает на соблюдении участниками правил игры и сама никогда их не нарушает. Проявление ограниченных интересов у девочек и мальчиков с РАС также отличается.

Исследования показывают, что интересы аутичных мальчиков чаще связаны с неодушевленными объектами и техникой. Интересы девочек с РАС более разнообразны и больше похожи на интересы их сверстниц типичного развития (например, животные, книги или фильмы, знаменитости).

Тем не менее интересы аутичных девочек так же интенсивны, как у аутичных мальчиков, девочки тратят много времени, глубоко изучая интересующие темы.

Исследований, посвященных различиям между девочками и мальчиками в области необычных реакций на сенсорные стимулы, пока мало. Однако некоторые из них показывают, что девочки и женщины, вероятно, испытывают больше симптомов из этой области на протяжении жизни. Сенсорные особенности могут проявляться как в чрезмерной чувствительности (например, ребенок не любит громкие звуки, закрывает уши руками, не может есть пищу определенной текстуры), так и в снижении чувствительности (не замечает чувства голода, жажды, боли, не реагирует на речь) или даже в поведении, направленном на поиск ощущений (любит нюхать несъедобные предметы, трогает определенные текстуры, издает звуки).

Стоит отметить, что все дети, подростки и взрослые с РАС очень разные. Конечно, не все аутичные девочки ведут себя так, как описано выше, а некоторые аутичные мальчики могут больше походить в своих проявлениях РАС на описанный профиль. Индивидуальный подход, уход от стереотипов, знание о возможных скрытых проявлениях аутизма необходимы для обеспечения своевременной помощи всем детям с РАС.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях