КОРОТКО О ВАЖНОМ
Ежегодно 13 ноября отмечается Международный день слепых. Нарушением зрения, по данным статистики, во всем мире страдают более 2 млрд человек, в России проживает более 450 тысяч инвалидов по зрению, и среди них — тысячи детей. На главные вопросы родителей об обучении и воспитании слабовидящего ребенка ответила старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения Института коррекционной педагогики Екатерина Иванова.
Нужно ли стараться ограждать ребенка с нарушением зрения от всех бытовых дел, постоянно находиться рядом?
Эксперт отмечает, что такое мнение — одно из самых распространенных заблуждений о воспитании детей с нарушениями зрения. Взрослым очень важно набраться терпения и не делать все за ребенка, а научить его самостоятельно выполнять необходимые действия по самообслуживанию и бытовые дела. Нужно не ограничивать активность ребенка, а создать такую комфортную и безопасную среду, в которой он сможет всему научиться сам.
Где родители могут почерпнуть необходимые знания о том, как научить ребенка самостоятельности?
Для мам и пап, воспитывающих детей с нарушениями зрения, существует много практико-ориентированной литературы, которая содержит конкретные практические рекомендации и ответы на наиболее часто возникающие вопросы. Например, много полезных рекомендаций можно найти на официальном сайте Института коррекционной педагогики.
Детям с нарушениями зрения доступно инклюзивное обучение?
Инклюзивное образование доступно как слепым, так и слабовидящим детям на всех уровнях обучения. Так, для дошкольников предусматривается возможность посещения групп комбинированной направленности совместно со сверстниками с сохранным зрением.
Обучение детей с нарушением зрения также предполагает и наличие психолого-педагогического, и в частности тифлопедагогического, сопровождения, а также создание специальных образовательных условий.

Какие существуют варианты школьного образования детей с нарушениями зрения?
Для ребят с нарушениями зрения и сохранным интеллектом существует несколько вариантов образования. Например, вариант 3.1 предназначен для слепых обучающихся, психическое развитие и компенсаторные навыки которых соответствуют возрастной норме. В этом случае ребята учатся столько же, сколько и школьники с сохранным зрением.
Вариант 3.2 адресован слепым обучающимся, у которых наблюдается задержка психического развития или несформированность компенсаторных навыков. Сроки обучения продлеваются на 1 год.
Есть и другие варианты образования. Вариант и форму получения образования выбирают родители на основании рекомендаций ПМПК.
Какие профессии лучше всего выбирать выпускникам с нарушениями зрения?
Прежде всего, нужно ориентироваться на интересы ребенка, не стоит зацикливаться только на профессиях, рекомендованных для людей с нарушениями зрения.
«В реалиях жизни современного постиндустриального общества и цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека все более высокую востребованность получают интеллектуальные, в том числе цифровые, профессии, профессии, связанные с деятельностью СМИ, менеджментом, и другие», — отмечает Екатерина Иванова.