Разбираемся в причинах
Непреодолимое желание грызть ногти не добавляет привлекательности ни ребенку, ни взрослому. Особенно неприятно видеть эту привычку у людей старшего возраста, ведь она часто берет начало в детстве и со временем лишь усиливается. Римма Чиркина, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ, предлагает разобраться в причинах такого поведения и дает рекомендации, как эффективно его исправить.
О вредной привычке
Многие специалисты сходятся во мнении, что детское желание грызть ногти имеет глубокие корни в психологии. К подобным проявлениям относятся также сосание пальца, постоянное выщипывание волос или нервное трепанье прядей. Однако мотивы возникновения такого поведения могут существенно различаться, будучи индивидуальными для каждого случая. И так ли это все безобидно, как кажется на первый взгляд, или требует вмешательства?
Постоянное грызение ногтей получило медицинский термин «онихофагия» — психическое расстройство, выражающееся в навязчивом обкусывании ногтей и прилегающих к ним мягких тканей. Термин имеет греческое происхождение и означает «поедание ногтей». А обгрызание кожи вокруг ногтей — «дерматофагия» — психологическое расстройство, характеризующееся навязчивым желанием грызть или кусать свою собственную кожу, обычно на пальцах. Это действие может происходить как на уровне сознания, так и бессознательно.
Как правило, эта проблема впервые проявляется примерно в возрасте 6 лет.
В дошкольном и младшем школьном возрасте с ней сталкиваются примерно 30% детей, а у подростков этот показатель увеличивается до 50%. У 25% из них привычка сохраняется во взрослой жизни.
Наблюдения показывают, что чаще всего от этой привычки страдают мальчики — вероятно, из-за различий в особенностях организма. Девочки обычно лучше справляются со стрессовыми ситуациями.
Разбираемся в причинах
Поиск первопричины является важным шагом на пути к решению проблемы. Специалисты предлагают прежде всего обращать внимание на состояние детских ногтей: нередко они бывают слабыми, ломкими, с неприятными заусенцами, которые доставляют дискомфорт и провоцируют желание их удалить.
Когда же ногти и руки здоровы, психологи советуют обратить внимание на поведение других членов семьи, поскольку дети склонны подражать близким людям. Если подобное поведение ни у кого из членов семьи не встречается, то эффективным методом выявления причин станет ведение дневника ситуаций, предшествующих обгрызанию ногтей, а также фиксация последующих действий. К примеру, ребенок ожидает приема пищи за столом и при этом грызет ногти; после уговоров он начинает играть с салфеткой — вот пример завершенного эпизода. Необходимо фиксировать подобные детали в каждом случае. Спустя несколько дней на основе собранных записей можно будет сделать вывод о вероятных триггерах.
Вредная привычка или болезнь?
Ключевой момент заключается в том, что психологи рассматривают это явление не как безобидную привычку, а как признак скрытых проблем у ребенка. Решение этих проблем — первый шаг к избавлению от этой склонности.
Онихофагия может иметь множество причин и рассматривается специалистами как один из симптомов ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), тревожности, а также как реакция на стресс, усталость, конфликты, нарушение значимых отношений, как проявление злости, чувства вины, как подражание кому-то.
Грызение ногтей — это наиболее распространенная плохая привычка в детском возрасте, и попытки взрослых запретить («Прекрати кусать ногти!», «Убери пальцы изо рта!») или наказать могут вызвать протест и даже усиление симптома. Но и мягкая попытка отвлечь чаще всего дает кратковременный результат.

Навыковый терапевт рекомендует
Существует более эффективный краткосрочный, ориентированный на результат подход к такого рода проблеме. Он описан в литературе как 15-шаговый метод «Навыки ребенка» Б. Фурмана. В рамках этого подхода внимание обращается не на то, чтобы заставить ребенка прекратить грызть ногти, а на то, чтобы помочь ему сделать ногти красивыми, причем начиная только с одного.
Дайте ребенку решить, какой из десяти пальцев будет первым, и предложите придумать, как отпраздновать, когда результат будет достигнут. Например, можно раскрасить отращенный ноготь, или провести специальную церемонию ногтя перед всеми членами семьи, или зафиксировать событие на видео. После того как достигнут успех в отращивании первого ногтя, ваш ребенок может захотеть отрастить другой. Поощрите изменения, один ноготь за другим, пока ногти на всех пальцах не будут отрощены.
Когда фокус смещается с требования прекратить плохую привычку на постепенное и конкретное достижение реальных целей, успех становится возможным, а дети могут почувствовать гордость за достигнутое. Ну а родители могут обнаружить, что помогать отращивать ногти гораздо легче, чем просто прекратить плохую привычку. Это хорошо работает с дошкольниками.
Дети постарше могут принять решение освоить, например, такие навыки, как:
- навык отращивания ногтей;
- навык поддержания ногтей в привлекательном состоянии;
- навык покраски ногтей вместо грызения;
- навык удерживания руки на бедре, когда замечаешь, что начинаешь кусать ногти, и т. п.
Шаги по освоению навыка
- Помогите ребенку выбрать навык.
- Сделайте это увлекательным.
- Поддерживайте своим интересом и фиксируйте каждое проявление навыков.
- Закрепите успех празднованием и переходите к освоению следующего навыка.
Чем старше человек, тем сложнее ему избавиться от привычки грызть ногти, поэтому важно предотвратить появление этой проблемы еще в раннем возрасте.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.
