Эксперты проводят тренинги и дают рекомендации родителям
В наши дни образовательный процесс зачастую осуществляется в условиях поликультурной среды — миграционные процессы, в том числе процессы внутренней миграции, увеличение числа семей с детьми, сменивших место жительства, семьи и дети, возвращенные из зон боевых действий и приграничных территорий. Любое переселение, а особенно вынужденное, — мощный стрессор, с которым сталкиваются как родители, так и их несовершеннолетние дети, диктующий необходимость активизации адаптационного потенциала. Воздействие этого стрессора, а также пережитый ранее травматический опыт создают препятствия для формирования конструктивной психологической защиты, способствуют истощению ресурсов на фоне ощущения нестабильности и опасности новой для мигрантов среды, страхов, тревожности, подавленности.
Эти чувства, переживаемые несовершеннолетними, могут стать причиной асоциальных форм поведения, склонности к риску, межличностным и межнациональным конфликтам, подверженности деструктивной информации экстремистского характера. Своевременное выявление и профилактика конфликтных ситуаций среди участников образовательных отношений, формирование безопасной образовательной среды позволят снизить вероятность вовлечения несовершеннолетних в радикальные группировки.
Сотрудниками Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ МГППУ разработаны:
- учебно-методические пособия, в которых предложены практические разработки по технологии и приемам, направленным на профилактику и разрешение конфликтных ситуаций;
- программы по профилактике конфликтов среди участников образовательных отношений;
- тренинги по формированию межэтнической толерантности;
- рекомендации родителям по психологической поддержке детей, подвергшихся воздействию идеологии экстремизма и терроризма.
Для педагогов и родителей (законных представителей) разработаны памятки по профилактике экстремизма в подростковой среде.
Для несовершеннолетних — памятки, содержащие информацию по признакам вовлечения в противоправную деятельность и телефоны горячих линий организаций, оказывающих помощь и поддержку детям и подросткам в трудных жизненных ситуациях.
Психологическая профилактика вовлечения обучающихся в экстремистскую и террористическую деятельность в поликультурной образовательной среде рассматривается на нескольких уровнях.
На федеральном уровне разрабатываются планы антитеррористической направленности, осуществляется координация действий органов власти и общественных организаций по их исполнению, разрабатываются методы профилактики, создаются программы подготовки специалистов, осуществляется их непосредственное обучение.
На региональном уровне ведется непосредственная работа с привлечением имеющихся на территории субъекта Российской Федерации необходимых сил и средств; апробация и адаптация общероссийских методик к условиям региона, реализация профилактических информационных кампаний.
На местном уровне, или уровне муниципальных образований, осуществляется практическая реализация запланированных мероприятий, таких как приобщение подверженных воздействию идеологии терроризма категорий граждан к общественно полезному труду, проведение индивидуальной профилактической работы в виде бесед, организация встреч участников антитеррористических операций с обучающимися, оказание материальной помощи, поиск выхода из трудной жизненной ситуации, решение социально-бытовых проблем и др.
Комплексный подход и выстроенная система профилактики вовлечения несовершеннолетних в экстремистские и радикальные группировки должна способствовать формированию безопасной среды для адаптации вынужденных переселенцев, снижению межкультурных, межнациональных конфликтных ситуаций, пропаганде правил взаимоуважения, взаимоподдержки и сотрудничества в образовательных организациях.