Рекомендации специалистов по выбору компьютерных игр для детей 5–7 лет
Разрешить или запретить своему ребенку проводить время перед экраном планшета, ноутбука или компьютера? Как организовать безопасное для здоровья и психики взаимодействие дошкольника с компьютером? Компьютерные игры вредны или полезны для развития маленького игрока? Все ли компьютерные игры, названные производителями «обучающими», подойдут вашему ребенку и помогут ему усвоить заявленные в названии игры знания? Эти и многие другие вопросы все чаще встают перед современными родителями в условиях стремительно расширяющегося влияния компьютерных и информационных технологий на все сферы человеческой жизни. Попытаемся разобраться в проблеме.
Бесцельные и бесконтрольные игры с гаджетами вряд ли принесут малышу пользу. К включению в жизнь ребенка компьютерных технологий родителям следует подходить ответственно и осознанно. Специалисты сходятся во мнении, что начинать знакомство детей 5–7 лет с компьютером нужно с разработанных для этого возраста компьютерных игр. Правильно подобранные компьютерные игры оказывают положительное влияние на развитие памяти, внимания, мышления ребенка, расширяют его кругозор, помогают проявить творческие способности, мотивируют его к учебной деятельности.
Компьютерные игры для дошкольников: какие выбрать
Компьютерные игры, рекомендованные для дошкольников, можно условно разделить на обучающие и развивающие.
Обучающие компьютерные игры в игровой занимательной форме предлагают ребенку разнообразные задания по родному и иностранному языкам, математике, знакомят с окружающим миром, позволяют закрепить полученные знания, подготавливают к школьному обучению и т. д.
Развивающие компьютерные игры направлены на развитие творческих способностей детей, их фантазии, мышления, памяти. Играя в них, ребенок может рисовать на экране компьютера, раскрашивать, выполнять задания по конструированию, в качестве «режиссера» создавать сюжеты сказок и мультфильмов. Такие программы являются инструментами для самовыражения ребенка, позволяют ему почувствовать себя исследователем и творцом.
При выборе компьютерной игры для детей взрослый должен поставить себе определенную цель: с помощью нее привить малышу тот или иной навык, научить чему-то конкретному, потренировать его память или внимание, развить творческие способности, а возможно, просто развлечь. Игра ради игры — занятие пустое и неблагодарное.
Далее следует определиться с жанром и содержанием игры. Однако, прежде чем предложить ее своему ребенку, нужно обязательно поиграть в эту игру самим и убедиться, что она по всем критериям подходит для дошкольника. В помощь родителям разработаны требования, предъявляемые к компьютерным играм для дошкольников.
Требования к компьютерным играм для детей 5–7 лет
- Поскольку дети только знакомятся с буквами или не умеют читать, информация о правилах и ходе игры не должна быть представлена в текстовой форме.
- Если в игре (например, обучающей детей грамоте) используются буквы и отдельные слова, то они должны быть написаны шрифтом большого размера.
- Изображения в игре должны быть крупными, не иметь мелких, отвлекающих деталей.
- Темп происходящего в игре, движений персонажей не должен быть слишком высоким.
- Правильность ответов в обучающих играх должна оцениваться при помощи понятных дошкольникам графических символов (например, поднятый вверх большой палец, улыбающееся лицо и др.), звуковых эффектов. Не рекомендуется применение системы оценок в баллах.
- В играх не должны присутствовать негативно сказывающиеся на психике ребенка сцены насилия и жестокости.
- Тематика компьютерной игры должна соответствовать возрасту ребенка и быть понятна ему по своему содержанию.
В случае отсутствия уверенности в сделанном выборе, можно найти в Сети и внимательно изучить описание и методические рекомендации (при их наличии) к игре, ознакомиться с рецензиями, написанными профессионалами, посоветоваться с педагогом дошкольного учреждения, где воспитывается ребенок. Если же развеять сомнения не удается, лучше отказаться от этой игры и продолжить поиск.
Несложные правила
Чтобы игры за компьютером не сказывались негативно на здоровье малыша, родители, организуя его деятельность, должны четко следовать правилам.
- Дошкольнику 5–7 лет рекомендуется использовать компьютер не более 15 минут два раза в неделю.
- Играть в компьютерные игры желательно в первой половине дня.
- Комната, где играет ребенок, должна иметь хорошее освещение.
- Должны соблюдаться гигиенические нормы: помещение нужно регулярно проветривать, компьютерную технику очищать от пыли.
- Мебель — стол и стул со спинкой — должны соответствовать росту ребенка.
- Необходимо внимательно следить за правильностью осанки малыша.
- Расстояние от глаз ребенка до экрана не должно превышать 60 см.
- По окончании компьютерной игры нужно сделать вместе с ребенком гимнастику для глаз, чтобы снять зрительное напряжение.
- Работа за компьютером должна сменяться физическими упражнениями и подвижными играми.
Важность совместной игры
Выбрав игру и подготовив для ребенка игровое пространство, не следует оставлять его один на один с гаджетом. В силах родителей превратить знакомство малыша с компьютером в увлекательное совместное приключение, стать для ребенка важным участником игрового процесса. Находящийся рядом с играющим дошкольником взрослый должен быть эмоционально вовлечен в игровой процесс, в случае необходимости помогать ребенку справляться с поставленными в игре задачами, замечать и положительно оценивать каждое его достижение. Важно комментировать происходящее на экране и действия самого ребенка, делиться своими впечатлениями, чтобы малыш смог более полно осмыслить игровой сюжет, соотнести его с собственным жизненным опытом.
В заключение еще раз отметим: компьютерные технологии настолько прочно вошли в нашу повседневную реальность, что полностью вычеркнуть их из жизни ребенка не получится даже при сильном желании его родителей. Тем важнее правильно организовать знакомство малыша с компьютером, свести на нет возможные риски, сделать это взаимодействие полезным как для развития ребенка, так и для укрепления детско-родительских отношений.