background picturebackground picture

Знакомим ребенка с компьютером

Родители

Дошкольники

Цифровая среда

172

Рекомендации специалистов по выбору компьютерных игр для детей 5–7 лет

Разрешить или запретить своему ребенку проводить время перед экраном планшета, ноутбука или компьютера? Как организовать безопасное для здоровья и психики взаимодействие дошкольника с компьютером? Компьютерные игры вредны или полезны для развития маленького игрока? Все ли компьютерные игры, названные производителями «обучающими», подойдут вашему ребенку и помогут ему усвоить заявленные в названии игры знания? Эти и многие другие вопросы все чаще встают перед современными родителями в условиях стремительно расширяющегося влияния компьютерных и информационных технологий на все сферы человеческой жизни. Попытаемся разобраться в проблеме.

Бесцельные и бесконтрольные игры с гаджетами вряд ли принесут малышу пользу. К включению в жизнь ребенка компьютерных технологий родителям следует подходить ответственно и осознанно. Специалисты сходятся во мнении, что начинать знакомство детей 5–7 лет с компьютером нужно с разработанных для этого возраста компьютерных игр. Правильно подобранные компьютерные игры оказывают положительное влияние на развитие памяти, внимания, мышления ребенка, расширяют его кругозор, помогают проявить творческие способности, мотивируют его к учебной деятельности.

Компьютерные игры для дошкольников: какие выбрать

Компьютерные игры, рекомендованные для дошкольников, можно условно разделить на обучающие и развивающие.

Обучающие компьютерные игры в игровой занимательной форме предлагают ребенку разнообразные задания по родному и иностранному языкам, математике, знакомят с окружающим миром, позволяют закрепить полученные знания, подготавливают к школьному обучению и т. д.

Развивающие компьютерные игры направлены на развитие творческих способностей детей, их фантазии, мышления, памяти. Играя в них, ребенок может рисовать на экране компьютера, раскрашивать, выполнять задания по конструированию, в качестве «режиссера» создавать сюжеты сказок и мультфильмов. Такие программы являются инструментами для самовыражения ребенка, позволяют ему почувствовать себя исследователем и творцом.

При выборе компьютерной игры для детей взрослый должен поставить себе определенную цель: с помощью нее привить малышу тот или иной навык, научить чему-то конкретному, потренировать его память или внимание, развить творческие способности, а возможно, просто развлечь. Игра ради игры — занятие пустое и неблагодарное.

Далее следует определиться с жанром и содержанием игры. Однако, прежде чем предложить ее своему ребенку, нужно обязательно поиграть в эту игру самим и убедиться, что она по всем критериям подходит для дошкольника. В помощь родителям разработаны требования, предъявляемые к компьютерным играм для дошкольников.

Требования к компьютерным играм для детей 5–7 лет

  • Поскольку дети только знакомятся с буквами или не умеют читать, информация о правилах и ходе игры не должна быть представлена в текстовой форме.
  • Если в игре (например, обучающей детей грамоте) используются буквы и отдельные слова, то они должны быть написаны шрифтом большого размера.
  • Изображения в игре должны быть крупными, не иметь мелких, отвлекающих деталей.
  • Темп происходящего в игре, движений персонажей не должен быть слишком высоким.
  • Правильность ответов в обучающих играх должна оцениваться при помощи понятных дошкольникам графических символов (например, поднятый вверх большой палец, улыбающееся лицо и др.), звуковых эффектов. Не рекомендуется применение системы оценок в баллах.
  • В играх не должны присутствовать негативно сказывающиеся на психике ребенка сцены насилия и жестокости.
  • Тематика компьютерной игры должна соответствовать возрасту ребенка и быть понятна ему по своему содержанию.

В случае отсутствия уверенности в сделанном выборе, можно найти в Сети и внимательно изучить описание и методические рекомендации (при их наличии) к игре, ознакомиться с рецензиями, написанными профессионалами, посоветоваться с педагогом дошкольного учреждения, где воспитывается ребенок. Если же развеять сомнения не удается, лучше отказаться от этой игры и продолжить поиск.

Несложные правила

Чтобы игры за компьютером не сказывались негативно на здоровье малыша, родители, организуя его деятельность, должны четко следовать правилам.

  • Дошкольнику 5–7 лет рекомендуется использовать компьютер не более 15 минут два раза в неделю.
  • Играть в компьютерные игры желательно в первой половине дня.
  • Комната, где играет ребенок, должна иметь хорошее освещение.
  • Должны соблюдаться гигиенические нормы: помещение нужно регулярно проветривать, компьютерную технику очищать от пыли.
  • Мебель — стол и стул со спинкой — должны соответствовать росту ребенка.
  • Необходимо внимательно следить за правильностью осанки малыша.
  • Расстояние от глаз ребенка до экрана не должно превышать 60 см.
  • По окончании компьютерной игры нужно сделать вместе с ребенком гимнастику для глаз, чтобы снять зрительное напряжение.
  • Работа за компьютером должна сменяться физическими упражнениями и подвижными играми.

Важность совместной игры

Выбрав игру и подготовив для ребенка игровое пространство, не следует оставлять его один на один с гаджетом. В силах родителей превратить знакомство малыша с компьютером в увлекательное совместное приключение, стать для ребенка важным участником игрового процесса. Находящийся рядом с играющим дошкольником взрослый должен быть эмоционально вовлечен в игровой процесс, в случае необходимости помогать ребенку справляться с поставленными в игре задачами, замечать и положительно оценивать каждое его достижение. Важно комментировать происходящее на экране и действия самого ребенка, делиться своими впечатлениями, чтобы малыш смог более полно осмыслить игровой сюжет, соотнести его с собственным жизненным опытом.

В заключение еще раз отметим: компьютерные технологии настолько прочно вошли в нашу повседневную реальность, что полностью вычеркнуть их из жизни ребенка не получится даже при сильном желании его родителей. Тем важнее правильно организовать знакомство малыша с компьютером, свести на нет возможные риски, сделать это взаимодействие полезным как для развития ребенка, так и для укрепления детско-родительских отношений.

Поделиться в соцсетях