Психолог о последствиях такого поведения
Жестокое обращение с детьми и подростками — важная проблема, представляющая глубокий интерес. В мировом сообществе и по сей день порой случаются споры относительно того, что стоит относить к жестокому обращению, а что является лишь последствием конфликтных взаимодействий в семье или в иных взаимоотношениях ребенка с окружением. Кандидат психологических наук Оксана Гурина, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ, рассказывает о проблеме жестокого обращения с детьми и последствиях такого поведения в отношении подрастающего поколения.
Согласно Всемирной организации здравоохранения, под жестоким обращением с детьми понимаются насильственные действия или неправомерное бездействие в отношении детей в возрасте до 18 лет. Оно охватывает все виды физической и/или эмоциональной жестокости, сексуального насилия, отсутствия заботы, невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях со стороны лица, выполняющего обязанности, пользующегося доверием или облеченного властью, которые приводят к нанесению реального или потенциального ущерба здоровью ребенка, его шансам на выживание, развитию или достоинству.
Таким образом, традиционно различают следующие формы жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение нуждами ребенка, эмоциональное (психологическое) насилие.
При этом, как правило, выделяют следующие значимые критерии жестокого обращения: уровень тяжести воздействия, частота и длительность воздействия, возраст и уровень развития ребенка, этнические и культурные нормы и традиции.
Формы жестокого обращения с детьми
К вопросу жестокого обращения можно подойти многоаспектно. В нашем случае рассмотрим формы жестокого обращения с детьми с учетом характерных последствий для разных возрастов.
Период новорожденности и раннее детство (от рождения до 3 лет)
Жестокое обращение по отношению к новорожденным и детям раннего возраста наиболее часто проявляется в семье, среди близких. Основными формами насилия в этом возрасте является пренебрежение нуждами ребенка, физическое насилие, а именно нанесение телесных повреждений, применение физических наказаний, намеренное лишение ребенка пищи и др.
К жестокому обращению с младенцами относят синдром тряски младенца, при котором ребенок получает повреждения головного мозга. Возникает такой синдром при энергичном встряхивании, резких укачиваниях малыша.
Последствия подобного поведения со стороны взрослого нередко приводят к задержке умственного развития, нарушениям речи и двигательным нарушениям, а в некоторых случаях даже к смерти ребенка. В целом любое насилие в этом возрасте способно нанести вред психофизическому развитию ребенка, а также привести к когнитивным, поведенческим, эмоциональным нарушениям.
В младенческом и раннем возрасте дети беспомощны как в физическом, так и в эмоциональном плане, переживания последствий насилия будут в основном проявляться в задержке психофизического развития, симптомах неврозоподобных нарушений, например: в нарушениях кормления и аппетита (снижение аппетита, частые срыгивания, избирательность в еде и др.), в нарушениях сна (длительное засыпание, спонтанные пробуждения, крики во сне и др.), в проявлении дневных и ночных страхов (выраженный страх незнакомых, ночные кошмары с 2 лет).
Дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет)
В этом возрасте большинство детей начинает посещать дошкольные учреждения и чаще взаимодействовать со сверстниками и другими взрослыми. Формы жестокого обращения, которым подвержены дети в этом возрасте, разнородные и смешанные: физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, пренебрежение нуждами ребенка.
Для дошкольного возраста характерно становление представлений о себе и об окружающем мире. Таким образом, не пресекаемое насилие со стороны взрослых и сверстников может восприниматься как эталон поведения, как приемлемый способ взаимодействия с окружением, что в дальнейшем может усваиваться и реализоваться в поведении ребенка.
Переживание насилия ребенком дошкольного возраста может проявляться по-разному, наиболее свойственны следующие эмоциональные и поведенческие реакции: частое выражение таких негативных эмоций, как страх, тревога, беспокойство, растерянность при взаимодействии со взрослыми; агрессивное поведение в отношении окружающих людей, животных; регрессивное поведение, свойственное более младшему возрасту; неврозоподобная симптоматика (о чем упоминалось выше) и др.
Младший школьный возраст (от 7 до 11–12 лет)
Младший школьный возраст знаменуется погружением ребенка в учебную деятельность и посещением соответствующих образовательных организаций. Дети в этом возрасте обретают некоторую самостоятельность, усваивают нормы и правила социального поведения, стремятся получать новые знания и обучаться.
Жестокое обращение может быть связано с физическим и эмоциональным насилием со стороны одноклассников, учеников других классов, школьного персонала. Наиболее часто описываются ситуации так называемой травли (буллинга) в образовательных учреждениях.
Последствия насилия могут выражаться в резком ухудшении успеваемости школьника, в отказе от посещения школы, избегании сверстников, во внезапных вспышках агрессии и гнева, в деструктивном поведении, а также в повышенной тревожности.
Средний и старший школьный возраст (от 12–13 до 18 лет)
В этом возрасте ребенок получает относительную свободу и независимость от взрослых, сам стремится стать взрослым. Подростковый возраст нередко является переломным, характеризуется пересмотром всех социальных ценностей и культурных установок. Хрупкость подростка связана во многом и с гормональной перестройкой организма. В связи с чем нередко они становятся жертвами сексуального насилия, последствия которого, с одной стороны, могут быть тяжело переносимыми, с другой — не восприниматься как нечто противоправное, а, напротив, представляться как нечто захватывающее, приносящее удовольствие. Однако и в том, и в другом случае переживание сексуального насилия в подростковом возрасте наносит вред психическому здоровью. Естественно, что подростки также могут быть подвержены физическому и эмоциональному насилию как со стороны близких взрослых, так и со стороны сверстников.
Для подростков типичны следующие реакции на насилие: протестное поведение, уходы из дома, общение с асоциальными компаниями, суицидальное и самоповреждающее поведение.
Последствия жестокого обращения
Жестокое обращение в отношении детей необязательно формирует жестокое поведение у ребенка в будущем, так как существует достаточно много факторов, в том числе не всегда благополучных, способных препятствовать развитию такого поведения, например, индивидуально-психологические особенности самого ребенка в совокупности с его психофизическими характеристиками (астеничный тревожный ребенок скорее будет проявлять страхи по отношению к окружению, чем сам совершит насилие).
При этом не стоит забывать, что жестокое обращение, насилие в отношении детей всегда оставляет негативный отпечаток на умственном, когнитивном, эмоциональном и социальном развитии ребенка.
Наказание
Если родители или другие лица, несущие ответственность за детей, уличены в жестоком обращении, они могут быть привлечены к различным формам ответственности, в том числе к уголовной. В российском законодательстве уголовная ответственность за жестокое обращение с детьми регулируется статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации. Статья 156 УК РФ определяет уголовную ответственность за неисполнение (или ненадлежащее выполнение) обязанностей по воспитанию ребенка его родителем или другим лицом, на которое возложены соответствующие функции. Если родители привлекаются к уголовной ответственности, они могут быть лишены родительских прав в соответствии с судебным приговором.
Несмотря на то, что порой сложно определить суровость наказания по отношению к тем, кто совершил насилие в отношении детей, можно сказать лишь одно: пережитое ребенком оставит след в его последующем развитии и дальнейшей судьбе.
Не оставайтесь равнодушными!
Если вы стали свидетелем жестокого обращения с ребенком, стоит предпринять следующие шаги.
- Попытаться по возможности остановить насильственные действия, стараясь избегать агрессивных действий со своей стороны. При необходимости вызвать соответствующие службы по единому номеру 112.
- В случае если вам удалось прекратить насилие, окажите первичную помощь ребенку: убедитесь, что у него нет травм; уточните его самочувствие; отведите в безопасное место.
- Свяжитесь с родителями ребенка по возможности и необходимости, встретьте и объясните произошедшую ситуацию экстренным службам. Если вы сами являетесь родителем ребенка, оказавшимся жертвой насилия, старайтесь следовать рекомендациям соответствующих служб.