background picturebackground picture

Зачем нужны пеленки новорожденному

Младенцы

14

Мнение специалиста

О том, как и чем помогают младенцу в развитии получаемые им тактильные ощущения, рассказывает детский аналитический психотерапевт Ольга Новичкова.

Для младенцев восприятие через кожу имеет большое значение: тактильные ощущения несут сильный, развивающий психику заряд. Но прикосновение к коже по-разному воспринимается новорожденными и младенцами постарше.

Пока идет адаптация…

Совсем маленькие дети, новорожденные и недоношенные, с момента рождения и в среднем до полутора месяцев просто адаптируются к новой для них воздушной среде. Дети, скорее, нуждаются в том, чтобы окружающий их мир был безопасен, питал и не отвлекал от физиологической перестройки.

Ведь новорожденный проходит очень сложный путь: легкие дышат воздухом, пищеварительная система перестраивается на принятие, переваривание и выделение пищи, добавляется зрительная информация. Его нежная кожа чувствует трение, прикосновение, тепло или холод, ветерок и т. д.

В этот момент многие современные мамы, в отличие от молодых родителей прошлых поколений, задаются вопросом: нужно ли пеленать младенца? Замечено, что малыши успокаиваются от пеленания. Почему так происходит?

Теплые пеленки возвращают детям чувство, что они снова находятся в безопасном пространстве маминого живота.

Это особенно актуально для тех детей, которые родились раньше срока: такая подстройка окружающего мира под нужды малыша позволяет ему не перенапрягаться в попытках приспособиться к действительности самостоятельно.

Пеленки спасают и помогают

Когда самый обширный орган тела — кожа — не подвергается воздействию внешних стимулов и излишней познавательной нагрузке (то есть при пеленании), то у малыша появляется возможность направлять собственные силы на освоение других процессов.

Пеленание похоже на отголосок древнего русского обычая «перепекания в печи» новорожденных, особенно детей, родившихся раньше срока.

Если не исследовать символическое значение обряда, а уделить внимание физическим действиям, то в обоих процессах можно заметить схожесть:

  1. младенец находится в тепле;
  2. его движения ограничены внешним барьером, который не дает излишне двигаться;
  3. воздействие стимулов, поступающее через кожу, снижено.

Все это помогает ребенку более мягко перейти от симбиоза с матерью к отделенности, сосредоточиться на приспособлении к воздушному, а не водному миру.

Когда пеленки больше не нужны

После того как младенец наберется достаточно сил для адаптации, его психика «развернется» в сторону освоения окружающего мира. Тогда кожа ребенка, которая служит органом познания границ тела, будет выполнять важную функцию.

Именно через тактильные ощущения ребенок сталкивается с границами собственного тела и тем самым продвигается в процессе формирования своего «Я».

Этот процесс похож на наполнение водой некоего сосуда: для того чтобы емкость наполнить, нужны дно и стенки — тогда будет куда лить воду. Подобное происходит и в развитии «Я»: границы очерчивают безопасное пространство для психики. А в данном случае границы — это тактильные ощущения, получаемые через кожу, пеленание, надежные заботливые руки, которые уверенно держат малыша.

В дальнейшем, примерно с 3 месяцев, тактильные ощущения начинают выполнять еще одну функцию: помогают ребенку устанавливать контакт с миром. Младенец различает прикосновения и оценивает свое состояние от процесса. Его психика «расширяется» достаточно для того, чтобы различать палитру разных воздействий: щекотно, нежно, приятно, шершаво, мокро или сухо и т. п. Конечно, огромный вклад в развитие восприимчивости ребенка добавляет присутствие заботящегося взрослого.

Важная часть формирования здорового «Я»

Когда телесный контакт родителя и малыша сочетается с любящим взглядом, когда бережные прикосновения устраняют дискомфорт младенца, доставляют ему разные тактильные ощущения (массаж с маслом или без, поглаживание, легкое постукивание подушечками пальцев), то в сознании ребенка все эти стимулы связываются воедино с внешней информацией и служат здоровому восприятию мира.

Такое связывание закладывает основу корректного восприятия реальности. Ведь как можно получить точное понимание происходящего, если стимулы противоречат друг другу? К примеру, ощущения приятные, а заботящийся недоволен; если он улыбается, но при этом причиняет боль; или ругается и кричит, делая приятный массаж?

Важно: непреднамеренно случившиеся ситуации такого рода не нанесут урона детской психике — все люди ошибаются! Если же подобные действия стали системой, то ребенок получает одновременно противоположные стимулы. Здесь и взрослый человек бы растерялся: чему же верить — глазам или ощущениям, которые получает тело?

При поступлении противоречивой информации какие-то чувства не принимаются во внимание и блокируются в развитии.

А поскольку телесность — очень важная часть формирования здорового «Я» и его границ, разделение со своими телесными ощущениями отдаляет ребенка от самого себя.

И в свою очередь, позитивный телесный контакт, сначала с пеленками, а затем кожа к коже, вместе с лучистым взглядом любящих глаз и голосом, наполненным вниманием к младенцу, дарит ребенку огромный заряд безопасности и радостного принятия. В таком пространстве мира можно с удовольствием развиваться.

Беседовала Анна Демина

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях