Сказка снижает тревожность и показывает, что добро невозможно без зла
В народных сказках подчас кипят недетские страсти: кто-то кого-то хочет съесть, сжить со свету, сварить в котле, отдать на растерзание зверям или посадить на кол. И иногда злодеям это даже удается — правда, волшебные помощники спасают героев, и обычно все заканчивается хорошо. Но современные тревожные родители все чаще сомневаются: нужны ли жестокие сказки детям? Вдруг страшные подробности их напугают или смутят? Мнение аналитического психолога Лидии Руонала (Сиделевой).
Сказка позволяет узнать, что в мире все непросто
Давным-давно сказка была способом передать информацию о мире и о том, что в нем происходит, от поколения к поколению. Это сейчас мы думаем о сказках как о детском чтении, раньше они не были рассчитаны на столь юную аудиторию. С помощью сказки взрослые получали возможность пережить что-то важное: например, травматические события или возрастные кризисы.
Наши чувства, поступки, явления мира обладают амбивалентностью (от латинских слов ambo — «оба» и valentia — «сила», т. е. двойственность, противоречивость): у любого явления есть две стороны, есть плюс и минус. Обычно мы испытываем противоречивые чувства даже к самым близким людям, даже к детям наше отношение постоянно меняется. Сказочная мудрость тоже амбивалентна, она несет в себе два заряда, но вымысел помогает психике переработать информацию, разложить ее по полочкам, выработать свой взгляд на мир.
Сказка помогает справляться со страхом
У современных людей высокий уровень тревожности; что уж говорить о крестьянах и пастухах, у которых не было прогнозов погоды, и которые не знали, что скрывается за горизонтом. Сказка позволяет снизить тревогу — это одна из ее ключевых задач и раньше, и теперь.
Страшные сказки могут помочь тем, кто их слушает или читает, справляться с внутренним страхом, с ощущением, что мир опасен. Они помогают переживать эту тревогу и двигаться вместе с героями сказок к светлому будущему. Если мы можем о чем-то говорить вслух, эта тема перестает нас травмировать.
Страшные истории заставляют смириться с нашей смертностью
У детей интерес к страшному проявляется перед школой и в младших классах. В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что он смертен и что другие люди тоже умрут. Это знание пугает и одновременно завораживает — вспомним об амбивалентности чувств.
Страшные сказки, истории про красную руку и гроб на колесиках, прочие детские ужастики — это возможность поговорить на тему смерти, осознать, что в мире все когда-нибудь заканчивается, и примерить на себя это знание.
Если мы показываем ребенку только лубочные картинки, рассказываем истории, где нет даже намека на зло, т. е. убираем из его поля зрения печальные события, то есть риск, что он не подготовится к жизни.
У него будут тяжелые переживания, когда он столкнется со злом в реальности. Зло никуда не исчезает — оно есть в нашем мире, как и добро.
К теме смерти нужно подходить аккуратно, разговаривая о конечности жизни и ограниченности наших возможностей на языке ребенка. Желательно, чтобы к подростковому возрасту ребенок уже принял мысль о смерти. Но на деле бывает по-разному, и часто подростку или даже взрослому приходится примириться с этой мыслью позже.
Взрослая психика от детской, кроме всего прочего, отличается осознанием на чувственном опыте конечности земной жизни. Взрослое ощущение собственной смертности дает нам понимание времени и его ценности, формирует здоровую мотивацию и лечит от перфекционизма.
Сказки показывают, что мы не всемогущи
Ребенок думает, что ему все подвластно и все доступно, поэтому опасности его не пугают, а невозможность немедленно осуществить свои желания вызывает гнев. Родителям важно объяснять ребенку, что с ним происходит.
Не потакать ему, не пугаться его реакций и, разумеется, не принимать их на свой счет, а учить его справляться с миром, в котором иногда все идет не так, как мы надеялись или рассчитывали. Учить в том числе с помощью страшных сказок.
Ярко выраженное тревожное, злое или подавленное состояние ребенка, как правило, свидетельствует о том, что он не может справиться с чувствами, которые возникают у него из-за ограниченности его собственных сил . Он постоянно упирается в свои и родительские границы, не все из задуманного может реализовать. Но он уверен, что родители-то могут все, просто его недостаточно любят или хотят наказать. Признание, что и родители, и дети не всемогущи, дает шанс открыть в ограничениях новые возможности. Страшные сказки напоминают: в мире все неидеально, и с этим надо считаться.
Сказки позволяют усвоить универсальный культурный опыт
В сказках мы встречаем символы и образы, через которые усваиваем важные знания о жизни, о том, как устроены человеческие отношения, какие роли мы играем в этих отношениях и с какими сложностями и опасностями сопряжены эти роли.
Число сюжетов в сказках конечно, хотя они каждый раз разыгрываются в разных обстоятельствах. Благодаря сказкам дети усваивают представление о том, что на пути героя непременно встречаются испытания, через которые он должен пройти, чтобы достичь своей цели.
Чтобы сказка не нанесла вреда
Дети сейчас перегружены информацией, у них слишком много стимулов, на которые приходится реагировать, — детский мозг с этим не справляется. Они много видят, но порой не до конца понимают, что увиденное значит. В результате ребенок не всегда ощущает опасности как реальные. Поэтому многие сцены, которые неприятны тревожным взрослым, дети не воспринимают буквально и не чувствуют страха.
Раньше никто не беспокоился о том, что страшные сцены нанесут травму ребенку, потому что сказки были рассчитаны на взрослых, а дети просто находились рядом и учились вместе с родителями переживать и радоваться. С тех пор как сказки превратились в детское чтение и развлечение, они стали гораздо более добрыми: самые жестокие сцены из них уже изъяли. Но у современных просвещенных родителей все равно есть сомнения: насколько безопасны для детской психики страшные сюжеты?
Можно посоветовать родителям присматриваться к ребенку, чтобы понять, что ему интересно, от чего он получает удовольствие, т. е. читать те или иные сказки по запросу.
Если страшные сказки ему не нравятся, если они вызывают у него слишком сильные эмоции, не надо настаивать и торопить события. Возможно, он дорастет до них позже. Порой уже вполне взрослые люди читают, например, подростковую литературу, потому что, наконец, внутренне пришли к тем вопросам, которые обычно волнуют 14–15-летних.
Вдруг он поймет что-то не так
Иногда взрослые боятся, что ребенок, услышав что-то новое для себя, вдруг заинтересуется подробностями омоложения людей посредством чана с кипящим молоком. Вдруг ему захочется проверить на практике новое знание? Что тут можно сказать ребенку?
Для каждого возраста есть свои объяснения. Даже если дети спрашивают о чем-то определенном, вряд ли им важно знать подробности. Адекватным объяснением для дошкольников будет, например, сравнение кипящего молока с горячей кастрюлей на плите, куда ни в коем случае нельзя опускать пальцы.
Родителям полезно быть в курсе того, что читает маленький ребенок или что ему читают. Если он внезапно замыкается в себе после очередной сказки и у вас есть ощущение, что он что-то скрывает, попробуйте понаблюдать за его поведением, поиграть с сыном или дочерью в малыша, который чего-то испугался, и добрую волшебницу, которая пришла ему на помощь. Цель такой игры — создать доверительную обстановку, в которой ребенку будет легче рассказать о том, что его тревожит. Если разобраться не удается, можно обратиться к детскому психологу, который поможет найти слова для чувств ребенка и выяснит причину страхов.