Сказка — ложь, да в ней намек…
Сказочный мир довольно прост, но в простой истории обязательно будет затронута одна из важных для ребенка тем — радость и обида, дружба и обман, скупость и щедрость, добро и зло. О том, почему не стоит пренебрегать чтением сказок, рассказывает детский аналитический психотерапевт Ольга Новичкова.
В нынешний век в вопросах воспитания детей очень многое проходит через «полезность». Родители тщательно отбирают лучшее для ребенка, чтобы было и развитие, и обучение: знаниям или навыкам — не столь уж важно. Главное — польза! В список того, что действительно нужно ребенку, все реже входят волшебные сказки. А ведь они очень нужны детям. Почему же столь важные помощники лишены родительского внимания?
Почему родители не хотят читать детям старые сказки?
В сказках, особенно старых, без современной лакированной «зачистки», существуют жестокость и смерть. Родители же хотят оградить ребенка от столь неприглядных сторон жизни. Однако в реальности тоже есть место и смерти, и жестокости. Позволяя ребенку столкнуться с этим на страницах сказки, родители дают шанс его психике переварить все эмоции, полученные от такого столкновения, и научиться справляться со своими переживаниями, жизненными невзгодами.
А еще это прекрасная возможность помочь не отворачиваться от своих недружественных чувств, а через переживание волшебной истории сохранить с ними контакт. Это особенно актуально для очень послушных и всецело хороших, правильных детей. Именно такие дети склонны отказываться от своих недобрых чувств, что потом сказывается на их здоровье и психике. Через переживание, например, гнева в сказке ребенок безболезненно почувствует и выразит накопившееся, не вредя ни себе, ни окружающим.
Сказки со злыми мачехами, страшными кощеями и тому подобное, по мнению родителей, пугают/вредят ребенку. На самом деле нет. Замечательно, если в сказке есть некто взрослый и злой, которому противостоит главный герой. Тогда ребенок может попереживать, подобно герою сказки, позлиться на мачеху или побояться Кощея. Все эти чувства есть в жизни ребенка, и зачастую они направлены на родителей, на которых ведь злиться очень трудно или даже нельзя. Поэтому, если можно перенаправить негативные эмоции на сказочных злодеев, будет только польза и самому ребенку, и его отношениям с родителями.
Взрослые часто считают, что сказки не учат добру или прощению. Это действительно так. Однако они ведь и не должны этому учить детей! Детское мировоззрение основывается на чувстве справедливости. Если злодей наказан — справедливость восстановлена, ребенок (понемногу, даже неосознанно) укрепляется в своем мировосприятии, что крайне важно для формирования его личности. А вот взрослое мировоззрение основано на чувстве милосердия, ему претит идея отмщения. Поэтому существует такая огромная разница между тем, как воспринимают мир и сказки дети и взрослые.
Еще взрослые неодобрительно относятся к главным героям-плутам или ловкачам, которые обманом добились успеха: «Чему же они учат!» Опять же, в мире взрослых такая «ловкость» воспринимается совсем иначе. Дети очень радуются, если героям удалось обхитрить или обмануть кого-то. Значит, необязательно быть большим и сильным (как взрослые!), чтобы добиться успеха. Маленькие, но хитрые (то есть дети) тоже имеют шанс. Такая надежда очень поддерживает ребенка, который часто ощущает свою слабость перед взрослым миром.
В чем еще заключена незаменимая польза сказок?
Через сказки ребенок учится тому, что трудности надо преодолевать. Вспомним Ивана-царевича: он, узнав, что его жена, Царевна-лягушка, исчезла, погоревал и пошел искать ее. Сказки учат не пасовать перед жизненными вызовами и смело идти вперед, противостоя трудностям.
Сказки учат символическому мышлению. Именно оно является необходимым элементом здорового развития человеческой психики. С ним человек способен не просто проживать проблему, а обдумать ее, найти решение и вынести урок, не «наступая на грабли» в дальнейшем.
Сказки обнадеживают детей. Они служат опорой, они учат фантазировать. Последнее очень важно: волшебные сказки помогают справиться с трудностями, пофантазировав о волшебном мире, а не прятаться от реальной жизни в фантазиях. Здесь проходит тонкая грань. В первом случае ребенок через фантазии учится надежде и превращению своих мечтаний в планы. А во втором — прячется от жизни, проявляя неспособность справиться с жизненными вызовами. Вот такому развитию здоровых фантазий учат именно старые, волшебные народные сказки. Современные адаптации начисто лишены тех старинных элементов сюжета, которые позволяют понять: перед нами именно волшебная история, ей нужно просто верить, понимая, что это сказка. Иначе в истории со множеством фактов и объяснений ребенку не поучиться волшебной и целительной силе своих фантазий.
Старые волшебные сказки несут в себе историю, однако не полезную в очевидном смысле. Здесь сказки противопоставлены разной познавательной литературе, которая информирует, обучает, предлагает варианты поведения, которые ребенок может непосредственно воплотить в жизнь. А вот поведение героев из волшебных сказок ребенок (к счастью!) прямо не повторит. Однако он сможет повторить поведение героев в пространстве своего внутреннего мира. Например: три поросенка противостоят волку, и третьему это удается. Информационный посыл сказки, который понимают взрослые, — про важность сделать дело вовремя и качественно. А вот во внутреннем мире детей эта сказка учит не боязливо отгораживаться от мира, а набираться смелости для стойкой встречи с опасностью. Поэтому взрослым не следует пытаться найти логику в детских сказках. Эти истории созвучны со способом воспринимать мир ребенка предподросткового возраста, а не взрослого.
По этой же причине обсуждать мораль или смысл волшебных сказок с ребенком не надо. Для его развития полезнее поговорить о реальных историях. Если взрослый будет объяснять ребенку свое мнение о сказке, из нее в лучшем случае уйдет целительное волшебство. Или же ребенок окажется сбит с толку чуждым его сознанию мнением взрослого.
Еще одна неоценимая польза волшебных историй в том, что дети могут их разыграть. Но и здесь есть подтекст об истинном смысле таких разыгрываний, помимо развития творческих навыков, фантазии, примеривания образов героев и т. п. То, что ребенок может разыграть, может реально наступить. Вот пример, который описал Бруно Беттельхейм (его работы по волшебным сказкам могут приоткрыть взрослому целый мир символического смысла) про игры в сказку «Золушка». Ее любят разыгрывать дети, у которых есть сестры (реже братья). Благодаря разыгрыванию ребенок учится проходить сиблинговую ревность — то есть негативное отношение к своим сестрам или братьям! А еще — к своей матери. Сказка позволяет допустить, что перемирие и хорошие отношения возможны, дает надежду на принятость и поддержку.
Волшебные сказки полны неочевидных и нелогичных смыслов. И лучше всего позволить ребенку проживать их самому, без поиска пользы или объяснений со стороны взрослых — польза в сказках намного глубже, чем мы могли бы себе представить.