background picturebackground picture

„Я поведу тебя в театр!“

Младенцы

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

116

В каком возрасте это сделать впервые?

Сегодня молодые родители делают ставку на раннее развитие детей. Психическое развитие ребенка и его личности — процесс сложный и тонкий одновременно. Следует напомнить, что искусство (начиная с наскальной живописи) внесло неоценимый вклад в развитие способности к перспективе и на ее основе к радикальному преображению психики в инструмент, позволивший человеку качественно выделиться из остального мира природы. В силу этого приобщение к миру прекрасного может осуществляться уже на самых ранних этапах нашего развития. О том, с какого возраста и как приобщать детей к театру и выставкам, о пользе таких мероприятий рассказывает Марина Розенова, доктор психологических наук, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» МГППУ.

Выставки

С выставками дело обстоит намного проще, чем, например, с театром: на выставку вы можете прийти с ребенком даже грудного возраста — если выберете время, когда там немного посетителей и обстановка более разряженная. Ребенку в данном случае ничего не надо понимать и анализировать, искусство «работает» на него без его участия. И здесь все в комплексе: и положительные эмоции родителей, их вдохновенное — более сложное, чем обыденное — состояние, связанное с восприятием нового, оригинального, нестандартного, и сложная система подпорогового (неосознаваемого) восприятия самого ребенка, психика которого уже активна даже в перинатальный период, не говоря о времени его появления на свет.

Наука до конца не может точно описать инструменты психики, которыми мы воспринимаем особенную реальность искусства, но точно известно, что его воздействие на нас положительно: имеет развивающий характер, формирует сложные системы нейронных взаимосвязей и т. п.

Ограничение

Ограничителем на посещение выставок может выступать лишь сильно специфический характер конкретной выставки — например, чрезмерный эпатаж, для понимания которого нужен некоторый уровень подготовки и возрастной зрелости. В остальном — ограничений практически нет.

Маленьких детей можно и нужно брать с собой на интересные выставки, на которых они могут просто находиться в том пространстве и даже заниматься своими делами, играть, бегать — искусство все равно будет на них воздействовать развивающе.

Театр

С театром несколько сложнее, но все равно примерно с 2,5–3 лет детям становится интересно. Начиная с кукольного театра, который сейчас, как известно, находится на очень высоком качественном уровне, можно приобщать ребенка к этому сложному, но завораживающему виду искусства, который помогает вывести отношения и общение детей и родителей на качественный личностный уровень благодаря тому, что родители и дети могут обмениваться впечатлениями, делиться мыслями, обсуждать увиденное и услышанное. Не говоря уже о том, что театр — это источник и фактор интегрированного когнитивного, эмоционального и духовного развития.

Ограничение

В данном случае ограничением выступают несколько моментов.

Необходимость выбора посещения театра и конкретных постановок с учетом возраста ребенка и его индивидуальных особенносте. Например, если ребенок чрезмерно чувствительный, то, пока он маленький, лучше повременить с посещением постановок с гипервыразительными спецэффектами (надо узнать предварительно, что и как показывают), которые могут произвести на него слишком сильное впечатление, и потом у детей могут возникнуть трудности засыпания или появиться страхи. Но это, скорее, исключительные случаи — детские постановки все-таки учитывают возрастные особенности зрителей.

Второе ограничение — уровень развитости и интересы самого ребенка. Надо смотреть, как развивается ваш ребенок и что ему интересно. Если он «идет вперед» активно, то уже и более сложные постановки, сложная драматургия для него могут быть понятны и интересны.

Если ребенок совсем равнодушен к театру, ломать его и волоком затаскивать на спектакли не стоит, надо сначала замотивировать или заинтриговать. Иногда можно чуточку добавить незримого давления по типу просьбы «составить компанию в походе в театр на день рождения» или что-то вроде того, то есть создать обстоятельства, когда ребенок может попасть в мир театра. А потом за счет качественной коммуникации можно и дальше развить успех приобщения ребенка к драматургическому искусству, показать разные варианты этого искусства, поговорить об истории театра. Приемов можно придумать много, было бы желание.

Сегодня на театральных афишах размещается маркировка, указывающая минимальный возраст, что облегчает родителям выбор выставки или постановки.

Сейчас существуют театры даже для самых маленьких зрителей, поэтому родители могут сами принять решение, когда впервые привести ребенка в театр. Тем более что в настоящее время появилось множество интерактивных проектов, где вместо сцены и зала используется общее пространство, а артисты и музыканты вовлекают в представление зрителей, в том числе малышей. И здесь маленьким посетителям предоставляется полная свобода действий — они могут подходить к выступающим, ползать и бегать с ними рядом, танцевать.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

На нашем портале вы можете также ознакомиться с материалами о пользе посещения музеев с детьми.

«Посещаем музеи вместе с детьми»

«Музеи и поколение Z»

Поделиться в соцсетях