background picturebackground picture

Выстраиваем общение с детьми поколения Z

Цифровая среда

213

Одновременно «толстокожие» и ранимые, самостоятельные и беспомощные, а многих своих лучших друзей они никогда не видели вживую

Цифровая среда / Общение и развитие

 

В ходе Всероссийской недели родительской компетентности обсуждались особенности детей, родившихся в XXI веке, так называемого поколения Z. Какие отличия современных детей и подростков от предыдущих поколений нужно учитывать во взаимодействии с ними, рассказывает Юлия Водяха кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и конфликтологии Уральского государственного педагогического университета.

В чем особенности поколения Z

Согласно данным российской компании RuGenerations, к поколению Z относятся те, кто родились после 2003 года. Во-первых, для них характерна технологичность: это поколение, которое «родилось с гаджетом в руках». Гаджеты для них — абсолютно действительная часть жизни, так же, как и представление о том, что фотографию можно увеличить, раздвинув ее большим и указательным пальцами. Или о том, что интернет должен быть под рукой всегда и везде.

Вторая отличительная черта детей и подростков поколения Z — они совершенно по-другому думают. Преобладающая стратегия мышления — постоянный поиск новой информации. Современному поколению молодых людей очень хочется быть в курсе происходящего — как в ближнем кругу, так и в мире в целом, и первое, что они делают утром, — проверяют ленты соцсетей.

Другие особенности мышления — это, с одной стороны, быстрое переключение внимания и способность получать информацию из нескольких источников параллельно, а с другой — снижение так называемого селективного внимания, то есть способности выбирать информацию из потока, отвлекаясь от всего остального.

Такая высокая «помехоустойчивость» иногда может быть преимуществом при работе и учебе — например, у подростка фоном включено видео на компьютере, он слушает его, поглядывает на экран и одновременно делает домашнее задание. С другой стороны, он при этом совершает много ошибок по невнимательности. Как показывают исследования, такой способ работы с информацией характерен не только для детей и подростков, но и для современных молодых взрослых (примерно до 30 лет).

И, пожалуй, самая заметная особенность поколения Z — стремление всегда быть онлайн. Современные студенты и школьники относят наличие интернета к числу базовых потребностей наряду с физиологическими — такими как воздух, сон, еда и вода.

Это не значит, что с детьми что-то не так. Все дело в новой социальной ситуации развития современного ребенка. Можно говорить о том, что у современных детей происходит так называемые цифровое детство. Мы видим, как меняется структура общения в условиях интернета, видим, что восприятие себя ребенком происходит с учетом того, как быстро он может найти информацию в Сети («с гаджетом я почти бог, а без него — беспомощен»).

Риски для самооценки и живого общения

Вместе с тем цифровое детство поколения имеет и негативные стороны. В частности, оно повышает так называемые коммуникационные риски. Наверное, вы замечали, что любое опосредованное общение (по телефону, по видеосвязи или текстом) — это общение более низкого качества. Например, нам сложно считывать возможные невербальные реакции собеседника. А еще в определенных ситуациях мы можем вести себя более агрессивно, нежели при реальном общении. Именно поэтому, кстати, для современных молодых людей так остро стоит проблема кибербуллинга.

Кроме того, можно уверенно говорить об интернет-зависимости, когда подросток не может сам оторваться от экрана. В этом случае родители должны взять на себя роль внешнего «ограничителя» и четко устанавливать границы экранного времени. Для начала нужно начать придерживаться базового правила — за 2 часа до сна выключаются все гаджеты в доме, в том числе и телевизор. Это позволит мозгу более комфортно перейти в режим сна.

Другая особенность современных подростков — высокие показатели эмоциональной нестабильности и тревожности по сравнению даже с теми, которые были у их сверстников 5 лет назад. А вот самооценка, наоборот, занижена.

Нужно отметить, что локдаун и переход в режим удаленного обучения позволил современным подросткам по-новому взглянуть на собственных родителей. Они стали гораздо выше оценивать умения и способности взрослых, которых раньше не замечали. Возможно, это происходит потому, что ребята чаще стали общаться со своими родителями и имеют больше возможностей за ними наблюдать.

Другие риски связаны с чрезмерной увлеченностью виртуальным миром. Ребята не просто не знают, как можно существовать в этом мире без подключения к интернету, — его отсутствие их в прямом смысле травмирует. Есть исследование, которое показывает, что подростки, оставшись без гаджетов и интернета в полной тишине, начинают испытывать страх. Дело в том, что у «зетов» в некоторой степени деформировано ощущение реальности, ведь с большинством объектов современные дети знакомятся не в режиме реального предметного взаимодействия, а в виртуальном режиме, на экране, и это тоже накладывает свой отпечаток на особенности восприятия мира.

В этом плане интересно сравнить подростков без четких хобби и занятий помимо учебы с ребятами, которые занимаются музыкой, живописью или спортом. Так вот, дети из второй группы не боятся оставаться один на один с собой и могут сами себя занять. Например, у подростков, которые бегают на большие дистанции, очень низкий показатель склонности к возникновению депрессии.

Новое поколение — новые потребности

Что же нужно современным детям, какие желания выявляют у них исследователи? Первое, что бросается в глаза, — это потребность в признании. Она очень высока и формулируется примерно так: «Я хочу легко стать популярным человеком». Причем популярность прежде всего рассматривается через призму лайков или подписчиков в соцсетях. Причем желательно, чтобы социальный успех был быстрым и легким. В этом плане главные ориентиры для современных подростков — видеоблогеры.

У детей поколения Z также выражена потребность в комфорте. Им нужна спокойная и радостная жизнь, полная развлечений, где не нужно прилагать лишних усилий. Например, подросток говорит: «Я занимаюсь саморазвитием, например, сейчас проектирую свой блог». Спрашиваешь его: «Каковы результаты этого проектирования, что уже сделано?» — и получаешь в ответ: «Ну это просто пока мои мысли и планы». То есть человек хочет успеха и признания, но на самом деле плохо себе представляет, как к ним прийти и что для этого нужно делать.

Какими подростки поколения Z видят себя самих

Современные родители требуют от окружающих индивидуального подхода к своим детям, и в результате мы получили первое поколение, каждый представитель которого считает себя уникальным, неповторимым. Например, если такой подросток влюбился, то считает, что он первый в мире человек с такими ощущениями и другие на такие чувства неспособны.

Еще современные подростки более склонны считать себя автономными, максимально оторванными от других людей. Например, у них меньше реальных друзей, чем у представителей предыдущих поколений. Они чаще избегают общения с ровесниками в реальности, стремятся перенести его в Сеть и больше быть дома. А примерно у половины современных подростков есть виртуальные друзья, с которыми они никогда не встречались в реале — и не планируют, ведь их все устраивает.

И, пожалуй, самое главное, что нужно учитывать в общении с современными подростками и молодыми взрослыми, — то, что в обществе снова меняются возрастные рамки. Если перед нами молодой человек 19 лет, смело вычитаем 4 года: по своим психологическим особенностям перед нами пятнадцатилетний подросток. Или если раньше началом периода ранней взрослости считался возраст 20 лет, то сейчас — 24 года.

То есть мы наблюдаем инфантилизацию современных молодых людей. И опять же — ребята в этом абсолютно не виноваты. Просто благодаря развитию СМИ жизнь стала казаться гораздо опаснее, чем раньше, и родители стараются максимально оберегать своих детей. Таким образом, мы, взрослые, сами удлиняем детство своих детей.

Это общемировая тенденция, и так происходит не первое поколение. Если отмотать историю назад, то мы увидим, что, например, 100 лет назад период взрослости, когда ребенок перестает быть ребенком и начинает зарабатывать деньги, начинался в 12–13 лет. Поэтому нет смысла говорить детям фразу вроде «Вот я в твои годы…» Не стоит сравнивать себя напрямую — лучше вычтите из возраста ребенка 4 года и вспомните себя в этом возрасте.

Поделиться в соцсетях