background picturebackground picture

Возвращение в школу: помогаем ребенку войти в учебный ритм после лета

Школьники

131

Задачи родителей — наладить режим, научить ребенка осознавать свои сильные и слабые стороны и снизить требования хотя бы на первое время

Как подготовить ребенка к началу учебного года? Что делать, если школьнику понравилось на «дистанционке» и теперь он не хочет обратно в школу? Можно ли уменьшить сентябрьский стресс и как правильно распределить роли между родителями и учителями, чтобы всем было проще? На частые родительские вопросы отвечает психолог Людмила Петрановская.

Начало учебы после «дистанта» — двойной стресс

Опыт обучения на расстоянии дети восприняли по-разному. Одни скучали по одноклассникам и школьной атмосфере, в то время как другим понравилось самим планировать свое время и усваивать знания в удобном темпе. К тому же многие дети в принципе тяжело переносят ежедневное присутствие в массовой школе. Теперь таким школьникам не очень понятно, зачем снова куда-то ездить и взаимодействовать с другими, если можно обойтись без этого. У них возникает закономерный запрос к родителям: можно ли и дальше учиться из дома?

Но не стоит принимать скоропалительных решений. Дело в том, что любое изменение правил игры и образа жизни создает серьезную адаптационную нагрузку. Для перестройки организму требуется время — примерно 1,5–2 месяца.

К дистанционному режиму дети уже адаптировались в марте — апреле. Теперь им предстоит пережить период обратной адаптации. Поэтому многим детям сейчас будет тяжело, тревожно, они будут нервничать — все это нормальные проявления адаптационного стресса.

Родителям лучше проявить в этой ситуации максимум понимания и надеяться, что, начав снова ходить в школу, ребенок вспомнит, что в ней есть и плюсы: друзья, общение, интересные уроки.

Настройте ребенка на школьную жизнь

Родители заранее начинают беспокоиться, как сложатся отношения первоклассника с учителем, другими детьми и со школой в целом. Эта тревожность имеет превентивный характер — ведь еще не известно, как все будет на самом деле, — но передается от родителей ребенку. Он слышит от мамы или папы высказывания вроде «Школа — это очень серьезно, это конец детства» и, конечно, ничего хорошего от нее уже не ждет.

Здесь мы снова имеем дело с адаптационным вызовом, а значит, детской психике предстоит большая работа: изучить новую реальность, применить к ней разные стратегии поведения и выбрать из них наиболее выигрышную. Эта стадия «разведки боем» очень энергозатратна, поэтому важно, чтобы в новую ситуацию ребенок вошел в ресурсном состоянии. Чем лучше он отдохнул, тем больше у него будет сил для того, чтобы справиться с новой нагрузкой.

За лето у многих детей сбился режим дня, поэтому рекомендация, которая точно будет не лишней, — начинать прямо сейчас укладывать ребенка спать каждый день на 15–30 минут раньше, чтобы вернуть в обычный школьный ритм к 1 сентября.

Также ребенка будет легче настроить на школьную жизнь, если вовлечь его в процесс сборов и организовать разного рода психологические «плюшки». Отправляйтесь с ним за школьными принадлежностями и формой, вместе организуйте рабочее пространство, заранее сходите посмотреть на новую школу, а заодно изучите дорогу до нее.

Эти приемы годятся не только для первоклассников. Посмотрите на сайте школы, какие новые предметы появились в расписании, — возможно, какие-то из них вызовут у вашего ребенка особый интерес. Переход в новый класс — это еще и новые привилегии или права. Попробуйте давать школьнику чуть больше свободы, карманных денег, заведите ему банковскую карту или купите новый телефон — словом, найдите способ подчеркнуть, что он стал на год старше.

В первые дни ребенку необходим опыт успеха

Педиатры хорошо знакомы с феноменом «третьей недели сентября», когда школьники начинают массово болеть ОРВИ. Этому есть две причины: во-первых, дети привозят из отпусков разные вирусы и с началом учебного года активно ими обмениваются. Во-вторых, если адаптация идет тяжело, как раз через две-три недели наступает истощение организма. Если с самого начала учебного года ребенок чувствует, что не справляется с нагрузкой, видит, что в школе ему не очень рады, то к концу сентября от накопившейся усталости начинаются разного рода проблемы со здоровьем. Поэтому в первый месяц учебного года лучше снизить требования к ребенку и следить, чтобы он хорошо питался, достаточно спал и гулял.

Каждому ребенку необходимо в первые же учебные дни получить опыт успеха. Не так важно, за что его похвалят, — важно создать у него чувство «Я молодец, я могу!» Попробуйте обсудить вместе с учителем, каким образом можно создать такую ситуацию. Если получить хорошую оценку не выходит, похвалите его за аккуратный почерк, за то, что он сам проснулся утром и быстро собрался или что взялся за домашнее задание без лишних напоминаний с вашей стороны. Попытайтесь развить даже маленький успех в нечто большее: пусть комплимент действиям ребенка станет данью уважения его личным качествам.

У родителей и учителей разные задачи

Довольно распространенная ошибка родителей — брать на себя часть ответственности учителя, например, за оценки ребенка. Понятно, что мама и папа заинтересованы в хорошей учебе детей, но превращаться в учителя все равно не стоит.

Работа педагога — давать знания, оценивать их и вместе с ребенком добиваться результата, который выражается в хороших оценках. Задачи родителей совершенно иные, но ничуть не менее важные: безусловное принятие и поддержка в трудной ситуации, вне зависимости от оценок.

Вместо того чтобы «сидеть над душой» и решать со школьником (а еще хуже — за него) конкретные учебные задачи, попробуйте подойти к вопросу системно и сконцентрировать свои усилия на его дефицитах и потребностях. Никто не знает сильные и слабые стороны вашего ребенка лучше вас — так помогите ему научиться самому их осознать и учитывать.

Например, в начальных классах, как правило, больше сложностей вызывают не сами задания, а организация учебы. Помочь ребенку перестроить процесс можно, если задавать ему правильные вопросы.

  1. Что для тебя сложнее: начать задание или закончить его?
  1. Что чаще всего заставляет тебя отвлекаться и мешает довести дело до конца?
  1. Тебе удобнее сделать задание сразу или будет проще, если разделить его на маленькие шаги и делать по частям?
  1. Ты лучше запоминаешь информацию на слух или когда читаешь?

Делая акцент на таких аспектах учебы, родители проявляют заботу о ребенке, а не о его оценках. Отвечая на подобные вопросы, ребенок учится критически относиться к своим занятиям и постепенно менять свой подход на более эффективный. Это умение будет полезным на протяжении всей школьной жизни, а значит, оно гораздо важнее оценок «здесь и сейчас».

  

Источник:

«Говорим о школе»: психолог Людмила Петрановская в прямом эфире родительского клуба Family Tree

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях