background picturebackground picture

Возрастные кризисы: как помочь внукам

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

97

Полезные практики

Переходы с одного уровня развития на другой у ребенка всегда сопровождаются кризисами. Так или иначе через них проходят все дети. Правильно преодолеть трудные этапы и справиться с негативными эмоциями помогут рекомендации старшего научного сотрудника ФГБНУ ИКП кандидата психологических наук Ксении Бруцкой.

Современным родителям очень часто не хватает свободного времени, чтобы проводить его с детьми. Поэтому бабушки и дедушки стараются помочь своим детям и присматривают за внуками. Но иногда бабушки и дедушки, так же как и родители, могут сталкиваться с неизбежными детскими кризисами.

Кризис — это нормально, обязательно и неизбежно.

Как понять, что ребенок в кризисе? Ориентируйтесь на определенные симптомы и признаки.

Симптомы детского кризиса

Изменение эмоционального состояния ребенка

Малыш эмоционально становится совершенно другим. Он начинает раздражать взрослых и становится невыносимым. Так происходит, потому что внутренний мир ребенка претерпевает ряд важных изменений. Например: в 6 лет ребенку нужно выйти в мир, пойти в школу и принять социальные нормы. От него требуют правильно сидеть, слушать, запоминать, не вертеться, и при этом папы с мамой рядом нет. В его жизни происходит очень много нового. В этот период психика ребенка начинает приспосабливаться к иным правилам и другому пространству. Чаще всего данный симптом может проявляться таким фактором, как одиночество: ребенку чаще всего тоскливо или очень страшно. Именно эти чувства он испытывает в момент кризиса, но не всегда способен это осознавать, как взрослый, и не может это правильно выразить. Малыш начинает действовать как-то непонятно, становится забывчивым, рассеянным, неудобным.

Изменение в коммуникации

Обычно в кризисе у ребенка существуют следующие реакции.

  • Потребность в физическом контакте. Ребенок постоянно находится рядом с родителями, чаще взаимодействует с домашними животными.
  • Ребенок меньше играет, разговаривает, реже включается в повседневные дела. Он стремится не быть в кругу родственников. Он словно сторонится близких.
Ступор, замирание

У ребенка появляются сложности с реагированием. Он не может быстро переключаться, выполнить просьбу, хотя раньше с этим не было проблем. Если вы замечаете данные реакции, то они чаще всего говорят о том, что ребенок подходит к очередному кризису.

Нарушение физического здоровья

Ребенок может начать чаще болеть, у него возникают постоянные длительные простудные заболевания и т. д.

Конечно, ребенок, который постоянно капризничает, проявляет агрессию, раздражает родителей и близких. Но вы должны понимать, почему это происходит. Получается, что ребенок в этот период переживает очень важный, сложный для себя период. Поэтому нужно его поддержать.

Одно из самых важных правил для родителей в момент детского кризиса: «Нельзя отнимать у ребенка право чувствовать себя плохо».

Нет запрету на чувства!

Для ребенка нормально на этапе кризиса испытывать страх, раздражение и недовольство. Но взрослые чаще всего в такой ситуации транслируют запрет на проявление негативных эмоций.

Разберем следующую ситуацию.

Мальчик 8 лет упал и разбил коленку. Он плачет, подходит к маме, а она ему говорит: «Мальчики не плачут, быстро вытирай слезы. Смотри, на тебя сейчас все вокруг обращают внимание!»

Что бессознательно считывает ребенок в этот момент? «Выражать свои чувства и эмоции нельзя. Говорить о том, что тебе больно, — тоже нельзя. То, что думают о тебе люди, важнее, чем то, что ты чувствуешь».

Если мальчик продолжает жить по такому сценарию, то, когда ему исполнится 20 лет, при возникновении проблем он не будет уметь проявлять и осознавать свои эмоции и не будет способен правильно разрешать трудные ситуации.

Обычно так ведут себя родители, которые и себе не разрешают грустить, плакать и вообще проявлять негативные эмоции. Понаблюдайте за собой: как вы реагируете и что происходит с вами, когда ребенок начинает капризничать и проявлять агрессию? Чаще всего родители, бабушки и дедушки пытаются такие проявления ребенка прекратить, остановить. Взрослые выставляют некий запрет на эмоционирование. И тогда возникает вопрос: «Как помочь ребенку?» Для этого существуют эффективные практики.

Практика «Разрешение эмоций»

Первый уровень: «Позитивные эмоции»

Например, вы видите, что ребенок смеется. Вы садитесь рядом, начинаете улыбаться и говорить с ним. Вы подстраиваетесь под настроение ребенка. Важно, чтобы и вы испытывали в этот момент положительные эмоции.

Второй уровень: «Нейтральная эмоция»

Ребенок чем-то занимается в спокойной обстановке, в спокойном состоянии. Например, он играет или делает поделку. Вы также подстраиваетесь под его состояние. Творите вместе с ним, что-то спрашиваете в этот момент и т. д.

Третий уровень: «Негативные эмоции»

Если у ребенка что-то не получается, он начинает плакать и капризничать. Что делать родителям? Например, ребенок не может завязать шнурки и начинает нервничать. Родителям стоит прокомментировать ситуацию: «Ой, ну что же эти шнурки не завязываются! Не знаю, что и делать. Смотрю на них и плачу. Но это же просто шнурки. Почему у меня не получается их завязать?»

Такой комментарий означает, что вы начинаете проговаривать те чувства, которые испытывает ребенок в данный момент. Сам он пока их высказать и объяснить не может. Вы озвучиваете эмоции ребенка, успокаиваете его, возможно, приводите пример из своей жизни и тем самым возвращаете малыша на второй уровень. Не нужно поднимать его сразу на первый уровень, чтобы он начал бегать и смеяться. Важно привести ребенка в спокойное состояние.

Правило для родителей: «Неправильно запрещать ребенку негативные эмоции».

В ситуации кризиса взрослые обычно забывают об этом, потому что сами не справляются с ситуацией раздражения. Но следует помнить, что наше раздражение и раздражение ребенка в данной ситуации — абсолютно разные вещи.

Практика «Бессловесное слушание»

У ребенка кризис. Он что-то натворил и приходит к вам. Вы в этот момент начинаете очень внимательно его слушать. При этом абсолютно ничего ему не говорите. Реагировать на слова ребенка можно только мимикой и жестами. Реакцией малыша на ваше поведение будет удивление, он будет в шоке. Он ожидал выяснений, кто прав, кто виноват, что он наделал и т. д., но этого не происходит.

В конце вы можете сказать: «Мне очень жаль, что эта ситуация произошла с тобой, и поэтому, чтобы ее разрешить, нужно убраться в твоей комнате». Подобная тактика не позволит уйти в разбирательство, в конфликт, а научит ребенка социально приемлемому способу искупить свою вину и исправить положение.

Правильная реакция

Очень часто, глядя на проблемы у своих детей и внуков, мы воспринимаем их как что-то глобальное и фатальное. Важно допускать в своем сознании, что у детей будут трудности. Но нужно смотреть на жизнь в целом и не зацикливаться на мелочах. Не стоит делать трагедию из разбитой коленки или порванных штанов. То, как родители, бабушки и дедушки реагируют на детские капризы, негативизм, упрямство, является моделью поведения для ребенка. Важно всегда помнить об этом и не подавать неправильный пример.

Поделиться в соцсетях