background picturebackground picture

Влияние гаджетов на детскую психику

Цифровая среда

637

Переизбыток «цифры» может затормозить развитие речи, внимания, памяти и мышления

Чрезмерное использование экранных гаджетов с раннего возраста может привести к задержкам в развитии и сказаться в школьные годы. К таким выводам пришли ученые Московского городского педагогического университета в ходе исследования влияния цифровой среды на психическое развитие детей.

Особенно сильно влияние заметно в школьном возрасте

Сегодня большая часть отечественных и зарубежных исследований, как отмечают авторы работы «Жизнь детей в цифровом мире глазами родителей», посвящена изучению влияния цифровой среды лишь на отдельные стороны психического развития. На основе таких разрозненных данных составить целостную картину довольно трудно. Поэтому ученые МГПУ провели комплексное исследование влияния цифровой среды на ключевые направления развития школьников в целом.

По данным исследований, основные факторы риска для здоровья детей в условиях цифровой среды следующие:

  1. интенсификация нагрузок (зрительной, слуховой и нервно-психической);
  1. малоподвижность;
  1. электромагнитное излучение;
  1. стресс при потере информации;
  1. формирование зависимости.

Также выявлено неблагоприятное влияние на осанку и тело из-за положения, в котором находится ребенок во время использования цифровых устройств. Он бессознательно стремится приблизиться к монитору, вытягивая шею и сутулясь. В результате за последнее десятилетие у детей зафиксировано снижение остроты зрения.

Помимо этого, по данным ВОЗ, в странах со средним и высоким уровнем доходов (то есть там, где у детей есть более или менее свободный доступ к гаджетам) около 50% подростков и молодых людей подвергаются воздействию громкого звука от личных аудиоустройств, что может приводить к частичной или полной утрате слуха.

«Самые большие риски для развития детей связаны с экранными гаджетами, которые используются для развлекательных целей, — говорит руководитель исследовательского проекта, профессор Института педагогики и психологии образования МГПУ Сергей Степанов. — Чем раньше ребенок начинает пользоваться цифровыми устройствами, тем тяжелее могут быть последствия для развития высших психических функций: задержки в развитии речи, внимания, памяти и мышления. Особенно сильно это начинает сказываться в школьные годы на способности и готовности к обучению, саморазвитию, а также к творческой деятельности».

Как отметил профессор, если гаджеты использовать умеренно для развивающих и обучающих целей, то можно рассчитывать, что они будут полезны для становления высших психических функций у детей и подростков.

Однако результаты исследования показали, что большинство школьников пользуются гаджетами для развлечения, причем пользуются неумеренно: почти 60% родителей указали, что их дети используют электронные устройства для досуга, и лишь 40% — для обучения и расширения кругозора. Почти 70% родителей не препятствуют просмотру телепередач, 60% не ограничивают детей в использовании игровой приставки. Вместе с тем ограничения на пользование смартфоном устанавливают 66% взрослых, компьютером — 57%, планшетом — 47%, рассказали ученые.

Для снижения негативных эффектов цифровизации школьникам необходимо развивать интеллектуальные и креативные способности, отмечают исследователи. В основном это происходит за счет дополнительного образования. По их мнению, школьному образованию также следует нарастить креативную составляющую, которой сейчас на уроках явно не хватает.

Одни цифровые технологии против других

«Не случайно в последнее время обостряется дискуссия о реверсивном эффекте Флинна, согласно которому в последние два-три десятилетия наблюдается регресс интеллектуального потенциала человечества, особенно в высокоразвитых странах мира», — отмечают исследователи.

Эффект Флинна — статистический феномен, выражающийся в постепенном повышении показателей коэффициента интеллекта (IQ) с течением лет как в отдельных странах, так и в целом по миру. Если в течение XX века этот показатель прибавлял в среднем по 3 пункта за десятилетие, то в XXI веке наблюдается падение уровня IQ примерно на 1,5 пункта за десятилетие. Некоторые исследователи напрямую связывают такое падение среднего интеллекта с внедрением информационных технологий — мол, людям теперь нужно меньше думать, достаточно нажать пару кнопок.

По мнению ученых, перспективным способом предотвращения негативного воздействия экранных технологий на школьников будет применение искусственного интеллекта и Big Data («больших данных») в образовательных целях.

«Динамика самого процесса учения каждого конкретного ребенка с его затруднениями и недопониманиями обычно остается за рамками внимания учителя, когда он ведет уроки в классе, где больше 15 детей, — поясняет Сергей Степанов. — А поскольку в обычных классах учится практически в два раза больше детей, то здесь возможность цифровизации „учебных усилий“ каждого ребенка, их накопление в Big Data ресурсах и обработка с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ) могла бы оказаться эффективной поддержкой как для учителя, так и для ученика».

Поэтому теперь исследователи из МГПУ совместно с Институтом психологии РАН разрабатывают технологии на основе идеи «Цифрового ангела» (персонального ИИ), которые помогут учителю обеспечить каждому ребенку оптимальную образовательную траекторию.

На родителях — особая ответственность

«Необходимо понять, насколько старшее поколение и в первую очередь родители готовы рефлексивно (то есть осознанно и ответственно) регулировать процессы влияния цифровой среды на собственных детей. Ведь именно благодаря примеру взрослых закладываются основные поведенческие паттерны у детей и ментальные структуры их психики, базовые привычки и ценности формирующейся личности», — подытоживают свое исследование ученые из МГПУ.

Результаты исследования, по их мнению, позволяют сделать вывод, что бо́льшая часть родителей вполне отчетливо осознает риски влияния цифровой среды на развитие детей. При этом старшее поколение пробует противостоять негативным влияниям цифровой среды на подрастающее поколение, однако характер этого «сопротивления» носит преимущественно несистемный характер.

Скорее всего, это связано с тем, что большинство родителей до конца не определились с тем, какие именно факторы и элементы цифровой среды оказывают положительное, а какие — негативное влияние на физическое развитие и психологическое здоровье детей. В связи с этим возникают как минимум три задачи.

Просветительская. Необходимо с помощью СМИ и интернета популяризировать среди самих школьников и студентов, а также их родителей и учителей наиболее важные результаты исследований (психологов, педагогов, гигиенистов, антропологов и других специалистов), касающиеся вопросов влияния цифровой среды на человека, его развитие, здоровье и профессиональную деятельность.

Исследовательская. Необходимы дополнительные изыскания, чтобы изучить представления родителей о факторах цифрового влияния на развитие и здоровье детей, в первую очередь младшего возраста.

Практическая. Необходимо определить решения психолого-педагогического и медико-гигиенического характера, которые бы могли усилить позитивные факторы цифровой среды и минимизировать негативные.

  

Источник:

С. Степанов, И. Рябова, Е. Гаврилова, Т. Соболевская «Жизнь детей в цифровом мире глазами родителей» в «Сборник Univercity: города и университеты» (2020)

Фото: Pexels

Поделиться в соцсетях