Развиваем логическое мышление у ребенка
Как научить детей думать и размышлять, анализировать получаемую информацию, делать выводы и выбирать правильные решения? На вопросы отвечает учитель начальных классов высшей квалификационной категории Светлана Нечепаева.
Что это такое
Логическое мышление — это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции с целью получения обоснованного вывода из имеющихся предпосылок. Такому мышлению свойственны поиск и предоставление доказательств и аргументов, выкладка рассуждений и построение причинно-следственных связей.
Рассуждая логически, человек начинает сомневаться, доказывать, искать подтверждающие элементы своему определенному суждению. Когда он, не важно — взрослый или ребенок, — безапелляционно принимает какие-то сведения, которые поступают извне, совершенно некритично их воспринимает и не пытается анализировать и делать какие-то собственные выводы, это плохо.
Не обладающие логическим мышлением люди становятся педантичными исполнителями, но они, как правило, не способны на самостоятельное рассуждение. Способность к логическому мышлению следует формировать и развивать с детства.
Виды мышления
Выделяют следующие виды мышления:
- словесно-логическое;
- наглядно-образное;
- наглядно-действенное.
На момент поступления в первый класс у дошкольника наиболее развиты наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Для наиболее полного восприятия информации ребенку необходимо видеть то, о чем говорит взрослый. Он должен пощупать, потрогать, повертеть в руках. Дети очень любят хватать и трогать разные предметы.
Ребенок 6–7 лет обладает достаточной степенью развития наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, но словесно-логическое мышление у него присутствует слабо. Поэтому взрослым необходимо направить свои усилия на развитие этой области мышления.
Процесс обучения в начальной школе опирается на образы, картинки, карточки, предметы, наглядные пособия, которые помогают ребенку справляться со всеми необходимыми упражнениями.
По мере взросления ребенок меняет ориентиры, перестает все брать в руки, и это говорит о том, что его логическое мышление развивается и идет вперед.
Кроме того, учитель в школе использует системно-деятельностный подход. Это означает, что ребенок должен постоянно находиться в процессе какой-либо деятельности. Для этого его необходимо постоянно приобщать к словесно-логическому мышлению.
Важно научить детей делать выводы. Например, ребенок потрогал, понюхал, пощупал, разложил по коробочкам, а для чего он это сделал, для чего эти операции были им произведены? Цель и результаты необходимо обозначить словами.
Мыслительные операции
Какие мыслительные операции свойственны логическому мышлению?
- Анализ
- Синтез
- Сравнение
- Классификация
- Обобщение
Это основные операции, которыми должен овладеть школьник для успешного обучения.
Почемучки, вперед!
Если родители постоянно отвечают на вопросы своего любопытного ребенка, а не отмахиваются от его сотен тысяч почему, они могут быть уверены: у их малыша логическое мышление развивается.
Когда же взрослые не беседуют с ребенком, постоянно «отодвигают» его на второй план, все время заняты и им некогда поговорить с малышом, они тем самым не развивают, а тормозят его логическое мышление. И даже если изначально у ребенка оно присутствовало в зачатке, то при таком поведении родителей эта способность затухает, и ребенок начинает просто выполнять распоряжения взрослого. Из-за страха, из-за желания угодить, получить что-то вкусное и т. п.
Бывает, дети не задают вопросов, потому что они по природе молчуны, но при этом они чем-то все время интересуются, добывают информацию самостоятельно из книг или из интернета, и это тоже признак определенного развития.
Задача взрослого в данном случае — посмотреть, какие книги ребенок читает, какие картинки рассматривает. Причем это могут быть картинки и эротического характера в том числе, чего бояться не стоит. Этот определенный этап развития пройдет, просто не следует на нем заострять внимание.
Речь идет о том, чтобы подготовить ребенка к восприятию более сложной информации образовательного характера, которая пригодится ему в школе.
Первое, что требуется от родителей, — радоваться тому, что ребенок задает вопросы. При этом на любой свой вопрос ребенок должен получить ответ от взрослого.
Задачи для родителей
Следует научить детей узнавать признаки предметов и явлений. Для этого нужно попросить ребенка дать простую характеристику происходящего. К примеру, вчера был дождь. Нужно, чтобы ребенок описал, что происходило. Не свои чувства и ощущения, а именно процесс: сначала подул ветер, потом полетели листья, потом появилась туча и полил дождь. То есть ребенок констатирует факты, а потом делает выводы. Это дает возможность развиваться умению логически мыслить и рассуждать. Главное, чтобы ребенок все произносил вслух, потому что мысли и речь взаимосвязаны.
Важно сформировать у ребенка временную последовательность действий, научить его ориентироваться во времени.
Пригодится для развития логического мышления умение сравнивать объекты. Нужно научить ребенка искать сходства и различия предметов, для чего существует масса интересных заданий «Найди столько-то отличий».
Еще один важный момент: читать книги с ребенком и обязательно обсуждать прочитанное. Нужно задавать вопросы, выслушивать ответы и рассуждения сына или дочери. И тут главное не в том, чтобы прийти к согласию по какой-то проблеме, а в том, чтобы научить выдвигать аргументы и доказывать свою точку зрения. Беседа по прочитанному материалу позволяет освоить навык вычленять главное из потока информации и делать выводы.
Важно не навязывать свое мнение (даже при полной уверенности взрослого в своей правоте), а предоставлять ребенку возможность удостовериться в правильности или неправильности своего суждения и проверить свои догадки. Если он уверен, что после дождя всегда бывает радуга, пусть сам найдет необходимую информацию по этому вопросу.
Необходимо, чтобы ребенок ориентировался не только во времени, но и в пространстве. Важно подробно изучить с ним путь от школы до дома и выработать стратегию, где можно проходить, а куда идти не следует. Помимо того, что такой подход сделает дорогу до дома безопасной, он также позволит развить пространственно-временные отношения, что очень пригодится школьнику на уроках математики.
Вебинар Светланы Нечепаевой можно посмотреть по ссылке.