Личный опыт
Если риски, связанные с усыновлением подростка, очевидны, то о плюсах такого выбора известно немного. О том, что именно подросток — иногда гораздо более правильный выбор для тех, кто мечтает стать приемным родителем, рассказала Виолетта Ничкова, взявшая при содействии благотворительного фонда «Измени одну жизнь» под опеку 12-летнего мальчика-сироту.
Сирот из числа подростков чаще всего берут под опеку люди, которые являются их родственниками. По статистике, это почти единственная причина усыновления «взрослых сирот». Под усыновлением в данном случае имеются в виду любые формы устройства, включая опеку, попечительство, патронат. Итак, в настоящее время случаев усыновления подростков совершенно чужими людьми — единицы.
Счастливый случай
Виолетте Ничковой было 36 лет, когда она взяла под опеку 12-летнего мальчика. Друзья недоумевали. Родители поддерживали. Знакомые осторожно интересовались ее здоровьем и спрашивали, почему она не выбрала малыша.
Будущая приемная мама впервые увидела своего ребенка по телевизору в одной популярной телепередаче. Сашке очень хотелось иметь семью. А еще он мечтал стать экономистом. Но на момент съемок мальчишке было уже 11 лет, и его шансы обрести семью стремились к нулю, несмотря на все его достоинства.
У Виолетты в тот момент все в жизни было хорошо. Прекрасное образование, интереснейшая работа, любящие родители, здоровье, отдельное проживание в центре Москвы, возможность заниматься творчеством. Не было только своей семьи (в тот период она уже была разведена), но она была окружена мужским вниманием и не особо переживала о том, когда снова найдет себе мужа.
К идее приемного родительства Виолетта относилась хорошо, но считала, что все должно быть вовремя. Сначала, думала она, появятся свои дети, а потом, возможно, приемный ребенок. Все получилось наоборот. В ее жизни появился Сашка.
Идеальный возраст
Один из первых вопросов, которым задаются люди, решившиеся стать приемными родителями: «А ребенка какого возраста я хотел бы усыновить?» И хотя, по данным статистики и сложившимся стереотипам, предпочтение отдается либо грудничкам, либо деткам до 3 лет, надо понимать, что идеального возраста усыновляемого ребенка не существует.
Когда люди все же задумываются об усыновлении ребенка от 7 лет и старше, они руководствуются, как правило, только двумя причинами. Первая — это возраст самих усыновителей. Например, если сама женщина или ее супруг уже не молоды, то есть понимание, что на воспитание грудничка может не хватить жизненных ресурсов. Когда ребенку исполнится хотя бы лет 14–15, то сил играть с ним в футбол или разделять другие активные увлечения и хобби будет сложно. А ведь каждому родителю хочется прожить со своим ребенком много радостных минут, создать совместные незабываемые впечатления, сложить историю своей семьи.
Вторая причина — возраст родных детей. Такова, например, история первого французского космонавта Жан-Лу Кретьена, который усыновил русскую девочку 10 лет, уже имея собственную 12-летнюю дочку.
Сделать правильный выбор
Потенциальные приемные родители часто не учитывают многие факторы, связанные с выбором в пользу подростков. У каждого возраста родительства есть свои особенности. Определиться, действительно ли вы хотите и готовы стать родителем младенца или дошкольника или, возможно, у вас больше потребностей быть родителем подростка, помогут ответы на вопросы: «Что именно вы ищете в приемном родительстве? Как хотите реализоваться в роли приемного родителя? Что вы действительно готовы дать приемному ребенку, а чем жертвовать было бы для вас болезненно или даже разрушительно?»
На что стоит обратить внимание, когда вы задумываетесь о возрасте будущего приемного ребенка, и кому больше подойдет именно ребенок-подросток.
1. Вы готовы в ближайшие несколько лет полностью посвятить свое время новому члену семьи? Если ребенок маленький, вам придется кардинально перекроить всю свою жизнь и не на один год полностью погрузиться в жизнь и нужды малыша. Да, есть няни, но разве вы решились усыновить ребенка, чтобы его воспитывала няня?
Если у вас карьера на пике или вы просто не готовы уйти в долгосрочный «приемный декрет», но мечта о приемном ребенке вас не отпускает, то подумайте об усыновлении подростка. Он уже достаточно самостоятелен — и зачастую даже гораздо более самостоятелен по сравнению со своими сверстниками из обычных семей. Система детских домов и интернатов в целом неплохо приучает детей к дисциплине.
Не растерять ее после усыновления — вот задача! Иными словами, ребенок уже способен сам себя обслуживать. Он сам собирается по утрам, самостоятельно ходит в школу и кружки. Он уже не беспомощный член семьи! Это позволит вам во многом сохранить свой рабочий ритм жизни. При этом у вас будет достаточно времени для общения, вы в полной мере можете реализовывать себя как приемный родитель. Все это уберегает вас от риска гиперопеки, а ребенка учит развиваться и быть деятельным самому.
2. Вы главным образом мечтаете о том, чтобы подарить ребенку свой опыт, возможности, показать мир, помочь в выборе профессии? Зачастую об усыновлении задумываются люди, состоявшиеся в профессиональном плане, но по разным причинам не успевшие создать семью или завести своих детей. Мысль о пеленках, бессонных ночах, оторванности от привычной социальной активности их пугает, но одновременно и мучает желание реализоваться в осознанном родительстве. Такие люди часто легко и успешно устанавливают отношения с детьми-подростками своих родственников и друзей, нередко становясь их доверенными лицами, разделяя их увлечения.
Да, есть опасность обмануться и спутать способность к дружбе с подростком с готовностью стать родителем подростка, причем неродного и пережившего много трудностей в жизни. Но в этом поможет разобраться школа приемных родителей. Сертификат об успешном обучении в такой школе обязателен для усыновителя. Зато знания и навыки, полученные в такой школе, бесценны.
В случае Виолетты это было именно так! Они с Сашкой совершили немало отважных далеких путешествий, на которые Виолетта вряд ли решилась бы без него. Они совместно занимались разными видами спорта, пробовали различные хобби, создавали «память» о своей семье. Виолетта открывала для Сашки мир и была для него значимым взрослым. Он, сам того не подозревая, учил ее быть по-настоящему взрослой, быть лучше, быть мамой. Кстати, о слове «мама», которого ждут все приемные родители: Сашка попросил разрешения называть Виолетту мамой сразу же. Было видно, что ему это нужно, что он светится каждый раз от возможности произнести это слово.
3. Главные страхи, которые возникают у вас при мысли о приемном родительстве: а вдруг у ребенка плохая наследственность или гены? Вас пугает, что некая скрытая, в том числе психическая, болезнь так проявится в усыновленном ребенке, что сделает вашу жизнь невыносимой? Спросите себя, можно ли в грудничке или даже в трехлетнем ребенке увидеть все скрытые негативные черты, унаследованные от родных родителей? Каковы шансы увидеть это в сироте-подростке? Ответ очевиден.
Очень важно знать, в каком возрасте ребенок потерял родную семью. Среди маленьких сирот этот показатель стремится к первым дням жизни. Среди подростков немало детей, которые до сознательного возраста росли в семье, они с младенчества успели впитать тепло и ласку родной мамы. Это кардинально определяет психологию ребенка.
Специалистами много написано о синдроме «недоношенности» сирот, то есть о тех детках, кого родные мамы не носили на руках после рождения. Сашка до 6 лет рос в семье и даже неплохо помнит родную маму. Это совершенно другая, более здоровая психика по сравнению с теми, кто был брошен или потерял маму в младенчестве. Усыновляя подростка, у вас больше шансов найти ребенка без этой тяжелейшей травмы недоношенности.
4. «Подростка уже не переделаешь», — так считают многие потенциальные приемные родители, делая выбор в пользу усыновления малыша. Здесь двойная ошибка!
Многие черты характера у подростка, безусловно, уже сложились, но сложились в том числе и такие привычки и особенности, которые хорошо бы сохранить! Но сирота-подросток очень гибок, он по природе своей привык приспосабливаться — иначе выжить трудно. Обладая пытливым умом, он сможет впитать и перенять нужные привычки и установки, которые вы захотите ему передать. Мотивация тут будет выше, а скорость синтеза быстрее, чем в обычных семьях с размеренным образом жизни.
5. Не только вы выбираете подростка-сироту, но сам ребенок после 11 лет по закону имеет право выбрать или отказаться от потенциального усыновителя. Чувствуете разницу? Нет, это не разделение ответственности за будущие неудачи, но это ресурс для вас. Если не просто вы сами выбрали, но выбрали вас и доверились вам — это мощный стимул.
Вы ошибаетесь, если считаете, что ни один сирота не откажется от возможности быть усыновленным. Дети-подростки достаточно привередливы. Более того, у них есть свои страхи: жизнь в интернате уже устоялась, есть понимание, когда в 18 лет они оттуда выйдут, то получат квартиру и начнут самостоятельную жизнь, включая доступ к накопленной за годы в интернате пенсии по потере кормильца. Эти дети понимают, что у них есть, помимо вас и вашего желания создать с ними семью.
Сашка, прежде чем познакомиться с Виолеттой, уже отказался от одних потенциальных усыновителей. И теперь Виолетта бережно хранит его официальное заявление в опеку, написанное еще детским старательным почерком. В своем, возможно, первом, но таком важном юридическом документе он изъявляет свое желание и готовность стать приемным сыном Виолетты Ничковой.
Их семья состоялась, хотя в это верили не все. Как и в любой семье, у них были трудные периоды. Были и моменты бессилия, и минуты неверия в то, что сложную ситуацию можно изменить. Но в семье Виолетты и Саши была и есть любовь и уважение, и это помогло им оставаться близкими людьми. А еще у них есть замечательная традиция — ежегодно праздновать день образования семьи. И для Виолетты особенно ценно, что этот день Саша помнит в деталях так же хорошо, как и она.