background picturebackground picture

Укладываем ребенка спать без слез

Дошкольники

256

Пошаговая инструкция для родителей

У многих детей вечером перед сном начинаются капризы: «Не хочу спать! Хочу играть!» Советами о том, как с этим справиться и научить ребенка засыпать с удовольствием, делятся психолог Татьяна Бондаренко и врач-педиатр Валерий Ганузин.

Часто на консультации у психолога по проблемам воспитания родители задают вопросы о времени и ритуале укладывания ребенка спать. Решение этой проблемы важно родителям, для того чтобы у них оставалось время на личную жизнь и личное пространство, и полезно малышу: во время сна он должен выспаться, восстановить силы и легко проснуться утром.

Когда бывает не до сна

Распространенность нарушений сна у детей проявляется в разной степени в зависимости от возраста. Считается, что бессонница встречается в 30% случаев среди младенцев и дошкольников и снижается практически до 15% в последующие годы.

У младенцев наиболее часты медицинские причины: пищевая аллергия, гастроэзофагеальный рефлюкс, колики, хронические или острые инфекционные заболевания. У дошкольников наиболее вероятные факторы, усиливающие бессонницу, — это ночные кошмары, разлука с родителями и тревога.

Нарушение сна в детском возрасте влияет на физическое и психическое состояние ребенка. У детей, по сравнению с взрослыми, чаще встречаются парасомнии и первичные инсомнии.

Почему малыш плохо спит

Парасомнии — это группа состояний, для которых характерны поведенческие нарушения в различные фазы сна. Они проявляются как моторными, так и психическими нарушениями деятельности.

К ним относятся:

  1. нарушения пробуждения — пробуждение со спутанным сознанием, снохождение, ночные страхи;
  2. нарушение перехода «сон — бодрствование» — сноговорение, вздрагивание, ритмичные движения во сне, ночные судороги мышц ног;
  3. нарушения, связанные с быстрой фазой сна, — ночные кошмары, нарушения поведения;
  4. другие виды парасомний — сонный зубной скрежет (бруксизм), ночной энурез, нарушение глотания во сне, первичный храп.

Реже у детей встречается инсомния (бессонница), то есть расстройства сна, связанные с недостаточной продолжительностью или неудовлетворительным качеством сна. К первичным, наиболее часто встречающимся у детей, относятся поведенческая, адаптационная, при нарушении гигиены сна и психофизиологическая инсомнии.

Для поведенческой инсомнии характерны трудное засыпание или нарушение поддержания сна в нужном режиме. Это, как правило, связано с тем, что родители не выработали привычку у ребенка к самостоятельному засыпанию и сну без присутствия взрослых. Поведенческая инсомния наиболее часто встречается у детей первых 4–5 лет жизни и практически не приносит вреда ребенку, если он имеет возможность получить нормальное количество часов сна в сутки. При этом типе бессонницы больше страдают родители, чем дети.

Инсомния при нарушении гигиены сна связана со слишком активной дневной деятельностью, с длительным бодрствованием в вечерние и ночные часы, периодическими дневными засыпаниями, нерегулярным временем утреннего просыпания и отхождения ко сну вечером.

Адаптационная инсомния возникает остро, как реакция на стресс (развод родителей, переезд на новое место жительства, смена воспитателя или детского коллектива в образовательном учреждении). Нарушениям сна при этом часто сопутствуют тревога, головная боль, раздражительность, нарушение концентрации внимания, мышечное напряжение, диспепсия. По мере адаптации ребенка данные симптомы затухают. Если стрессовая ситуация затяжная (более 3 месяцев), адаптационная бессонница может трансформироваться в психофизиологическую.

Психофизиологическая инсомния чаще возникает у эмоциональных и тревожных детей. У них формируется порочный круг на определенные ассоциации. Например, ребенок не может долго заснуть вечером в воскресенье, так как на следующее утро необходимо идти в детский сад, с которым у него связаны негативные ассоциации. При этом у ребенка может развиться страх «своей постели». В то время как в другой комнате, не в своей кровати, в гостях ребенок засыпает без проблем.

Если у ребенка не наступает здоровая усталость, он перевозбужден, плачет перед сном, отказывается спать один, возможно, его беспокоят страхи. В этом случае необходимо обратиться к психологу. Но родителям важно понимать, что в данном случае потребуется работа не только с ребенком, но и с родителями — как с первопричиной возникновения данных проблем.

Несколько простых правил

1. Соблюдайте режим дня. Время пробуждения, завтрак, обед, ужин, периоды бодрствования лучше не менять ни в будни, ни в выходные. Конечно, распорядок дня у всех индивидуален, главное, чтобы он был и не нарушался. Привычный ход вещей очень важен для ребенка: он помогает малышу ощущать себя в безопасности и спокойствии. Но нужно помнить, что если для взрослого человека важен сон глубокого погружения в интервале с 23:00 до 7:00, то укладывать ребенка необходимо за 1–2 часа до этого времени.

2. Старайтесь, чтобы ребенок не перевозбуждался перед сном. Необходимо создать тихую, спокойную обстановку в доме. Не позволяйте ребенку перед сном сидеть за компьютером или с телефоном, громко кричать и играть в шумные активные игры.

3. Выработайте ритуал подготовки ко сну. Он может быть любым: купание, чтение книги, прослушивание аудиокниг, обмен впечатлениями о прожитом дне, обнимание, пожелание доброй ночи и приятных снов, прослушивание спокойной музыки, просмотр телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» и т. п.

4. Следите за режимом освещения в комнате. Лучше, если свет будет приглушенным. Перед сном в комнате яркий свет лучше не включать. Для создания уютной, располагающей ко сну атмосферы подойдут ночники. Это вызвано тем, что темнота способствует выработке гормона мелатонина, который отвечает за сон и засыпание. Свет, напротив, является раздражителем и не позволяет ребенку уснуть. Если ребенок не испытывает тревоги и страха, можно укладывать его в маске для сна. В настоящее время существует огромный выбор таких масок. Возможность надеть маску и погрузиться в мир грез, ассоциируя себя с любимым героем, может стать дополнительным стимулом к засыпанию.

5. Предложите ребенку засыпать с любимой мягкой игрушкой. Можно вместе с малышом в игровой форме представить, что его постель — это берлога медведей (если любимая игрушка — мишка), нора зайчиков (если заяц), лежанка котов (если котик) и т. п. Сообщите ребенку, что медведь (зайчик, котик) хочет спать и малыш должен уложить его спать.

6. Создайте у ребенка ассоциации его детской кровати со сном. Для этого необходимо следить, чтобы ребенок играл не на кровати, а вне ее. Тогда у малыша сформируется паттерн засыпания в кровати.

При соблюдении данных рекомендаций ребенок будет плавно погружаться в сон и проблем не возникнет.

Беседовала Анна Демина

Фото: Pixabay, Unsplash

Поделиться в соцсетях