background picturebackground picture

«Удобный ребенок»

Младенцы

Раннее детство

273

Чем опасно такое видимое «удобство» поведения ребенка

Есть дети, которые мало беспокоят своих родителей: они не устраивают истерики, мало капризничают, не конфликтны, не требовательны,  и, оказывается, в этом кроется опасность. Учителя отзываются об «удобных детях» как о послушных, вежливых, уступчивых. Некомпетентный педагог сразу определит такого ребенка в любимчики. Беседуем с научным сотрудником лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи ИКП РАО Анной Павловой о том, чем опасно такое поведение ребят.

Какой он  «удобный ребенок»?

  • Малоподвижный. С самого младенчества у ребенка проявляется задержка моторного развития. Иногда про такого малыша родители, педиатры и массажисты говорят, что «он ленится». Он мало двигается, предпочитает не менять положение тела; движения его замедленные, недостаточно ловкие и нескоординированные. Часто из-за малой подвижности имеет повышенный вес.
  • Спокойный. Его эмоциональные реакции сглаженные, невыразительные, неяркие. Даже боль — ушиб или порез — не всегда вызывают у такого малыша плач. Не стоит делать вывод, что он нечувствителен. Переживания у ребенка есть, но скрываются глубоко внутри его души.
  • Послушный. «Положишь — лежит, поставишь — стоит»: родители не нарадуются на такую покладистость их крохи. Когда ребенок подрастает и начинает понимать речь, он старается во всем слушаться родителей, выполняет любую их просьбу.
  • Осторожный и нелюбопытный. В отличие от маленьких непосед этот малыш крайне осторожен в перемещениях. Он не полезет в помойное ведро или розетку, так как довольствуется теми впечатлениями, которые у него есть; он остерегается всего незнакомого и не любит новые игрушки, помещения, людей. С этим связана узость его интересов: новое скорее пугает, чем привлекает такого ребенка. Он консерватор, приверженец привычки.
  • Необщительный, избегает сверстников. Ему не хочется общаться с другими детьми и тем более вступать с ними в активные игры. Он предпочитает одиночество или общество старших, иногда даже пожилых людей — бабушки, дедушки, с которыми он чувствует себя безопасно. Любит книжки и мультфильмы — те виды досуга, которые не требуют его энергичного участия в игре.
  • Не инициативен. Такой ребенок скорее пассивный зритель и слушатель. Он не проявляет свои желания и намерения, поэтому крайне трудно ему предложить поиграть во что-то.

Если в поведении ребенка отмечается больше двух черт из этого списка, необходимо обратиться к детскому неврологу и специалистам ранней помощи (психологу или дефектологу). Такое поведение ребенка может проявляться по разным причинам, и некоторые из них весьма серьезны.

Причины и последствия

Малая активность и малоподвижность ребенка проявляются уже в младенчестве, а в раннем возрасте становятся ярко выраженными. Но взрослые не обращают внимания на эти проявления, пока ребенок мал. Иногда олимпийское спокойствие малыша становится предметом гордости его родителей, показателем успешности их воспитания. И заметной проблема становится после того, как ребенок отправляется в детский сад. На его особенности обращают внимание воспитатели, да и сами родители, сравнивая своего сына или дочь со сверстниками, обнаруживают отставание.

Оказывается, в достижениях «удобные дети» сильно отличаются от шалунов — сверстников: они хуже говорят, меньше знают, не включаются в совместные игры, часто избегают воспитателей и других детей, тихо играют сами по себе, не вовлекаясь в общие занятия.

Позже становится очевидным, что ребенок не может усваивать программу в общем темпе, он очень медленно выполняет или не выполняет совсем задание воспитателя. Скатать шарик или отрезать полоску — часто невыполнимая задача для такого малыша. Он отказывается участвовать в танцах и спортивных занятиях с преподавателем. Воспитатели детского сада все чаще упоминают в общении с родителями формулировку «педагогическая запущенность». Спустя некоторое время ситуация ухудшается тем, что в группе детей у ребенка появляются и закрепляются обидные характеристики: лентяй, тупица, «тюфяк» или «тормоз». В коллективе он избегает оживленного общения и особенно конфликтов — и как результат не имеет того опыта, в котором развиваются его навыки общения и эмоциональной регуляции. А позже, поняв свою неуспешность в этих областях, он будет избегать всякого коллектива.

Часто такой ребенок вырастает неумелым: все навыки даются ему с трудом, выполняет он все медленно; родители и воспитатели в садике зачастую не выдерживают и предпочитают сделать все за него — найти вещи, натянуть штаны и куртку, застегнуть пуговицы, заправить рубашку. Сначала это проще взрослым, а потом и самому ребенку хочется, чтобы его обслуживали в быту другие.

Предотвратить такое развитие событий возможно, если еще в раннем возрасте рассмотреть в ребенке такие особенности и вместе со специалистами понять причину их появления. Вариантов может быть несколько.

Причина № 1. Неврологические заболевания

Обычно первый специалист, к которому обращаются родители, это врач — детский невролог, который осмотрит малыша, оценит его нервно-психическое и моторное развитие, возможно, обнаружит задержку моторного или психоречевого развития — проявления особенностей или нарушений в работе центральной нервной системы. В таком случае по назначению врача необходимо проводить курсы медикаментозного лечения, лечебной физкультуры и массажа и вместе со специалистами ранней помощи внимательно следить за развитием ребенка.

Причина № 2. Формирование расстройства аутистического спектра

Среди вышеперечисленных черт есть несколько, указывающих на риск нарушения эмоционального развития ребенка: его необщительность и отстраненность, а также консерватизм, проявляющийся в том, что ребенок не принимает нового, предпочитает играть с любимым, подчас очень странным предметом, например, поясом от маминого халата, пеленкой, прихваткой или пузырьком от лекарства. Сочетания этих двух особенностей недостаточно для того, чтобы сделать однозначный вывод о том, что у ребенка имеются расстройства аутистического спектра. Увидеть риск такого заболевания могут психолог или педагог ранней помощи, детский невролог, но поставить диагноз вправе только детский психиатр. При подтверждении диагноза необходимо как можно раньше и активнее включиться в реабилитационные и развивающие мероприятия, занятия с психологом, специалистом в области эмоциональных нарушений и РАС.

Причина № 3. Индивидуальные особенности темперамента ребенка

Малыш может быть совершенно здоров с неврологической и с психиатрической точек зрения, но по темпераменту он флегматик — спокойный, уравновешенный, немного «толстокожий». В индивидуальности такого ребенка есть много сильных сторон: он упорен, вынослив и трудоспособен; он прекрасно выдерживает монотонную работу; и пусть его навыки и знания не формируются быстро, он овладевает ими очень глубоко и основательно. Родители, обращаясь к специалисту — психологу или дефектологу, часто просят «научить его выполнять задание побыстрее».

Нужно понимать, что медлительного ребенка невозможно сделать быстрым и любознательным; однако можно и нужно позаботиться о том, чтобы его медлительность не препятствовала благополучию его развития.

У медлительного и спокойного ребенка есть несколько слабых мест, на которые родителям необходимо обратить особое внимание. Важно не пропустить проявления, говорящие о прогрессе в развитии ребенка, которые могут «западать» у спокойного ребенка — флегматика. Для каждого из этих проявлений есть особый возрастной период, когда мы ожидаем их появления. Если их нет в нормативном промежутке, то есть риск задержки в развитии и родителям необходимо приложить особые усилия, чтобы поддержать развитие ребенка.

Ранняя помощь

Четыре области, за появлением которых родителю необходимо следить и особым образом поддерживать и развивать их в ребенке.

Эмоциональность. Начиная с первого месяца жизни младенец способен эмоционально отвечать на обращение взрослого к нему: он улыбается и радуется, когда мама подходит, гладит его или берет на ручки. Если к 3 месяцам малыш не проявляет такой радости при виде мамы, на это стоит обратить внимание.

Рекомендации: родителям надо научиться привлекать внимание ребенка, возможно, надо быть более яркими, выразительными и настойчивыми при общении с малышом, возможно, наоборот, научиться гибко подстраиваться к нему и не проявлять много эмоций.

Инициатива. Следующим коммуникативным умением ребенка становится проявление собственного желания пообщаться с мамой. Обнаружив ее, малыш активно начинает привлекать ее к общению, следит за ней, ищет ее взгляд, произносит протяжные звуки, активно двигается и тянет ручки. Такое поведение называется «комплексом оживления» и обычно появляется на втором-третьем месяце жизни. Но если этого не происходит, стоит проанализировать свое общение с ребенком.

Рекомендации: родителям нужно научиться не опережать желания своего «спокойного ребенка» и терпеливо ждать его слабой и неуверенной инициативы. Это умение понадобится взрослым на весь период детства. Но такое умение будет лучшей профилактикой пассивного поведения ребенка.

Интерес к окружающему миру. В норме к 6 месяцам ребенок уже хочет и любит общаться с родителями, может поддержать с ними эмоциональный диалог, умеет сам привлекать внимание взрослых. В этом возрасте интерес детей постепенно переключается со взрослого на собственную активность в окружающем мире. Мир становится интересным: ребенок хочет все потрогать, достать, облизать, переложить из ручки в ручку. Особое внимание привлекают незнакомые, яркие, звучащие или мигающие предметы. Но для медлительного малыша такая стимуляция является избыточной и может только отпугнуть его. В этот период родителям важно научиться разбираться в том, что нравится, а что не нравится их малышу, придумывать новые игры со старыми игрушками, а новые игрушки вводить осторожно.

До 1 года должно появиться деловое сотрудничество ребенка со взрослыми — это новая форма общения, в которой родители становятся для малыша авторитетом в области игры и источником интересного: они раскроют секреты всех вещей, всегда покажут что-то новенькое в игре. Замечено, что любознательность и любопытство ребенка развивают не только коммуникацию, но и двигательную сферу: ему хочется достать привлекательную игрушку, он ползет к ней, молниеносно открывает шкафчики и вытаскивает из них все содержимое.

Рекомендации: вот такую активность медлительного ребенка, которая доставляет много хлопот родителям, придется стимулировать — специально создавать такие условия, чтобы малыш проявил двигательную активность, подполз, встал, дотянулся, перевернулся, подтянулся…

Умения. Возраст от 1 года до 3 лет — это золотое время для овладения ребенком различными умениями позаботиться о себе в быту: научиться самому есть, пользоваться краном, мылом и полотенцем, ходить в туалет или на горшок, одеваться и раздеваться и т. д.

У медлительного ребенка есть большой риск не овладеть такими умениями в этот период: он все делает очень медленно, ему нужно больше времени также и для того, чтобы вспомнить последовательность действий. Родителей, особенно если они сами по темпераменту активные и подвижные, будут раздражать эти качества малыша. Они скорее и лучше сделают все за него, не дадут созреть и проявиться его желанию.

Рекомендации: родителям вновь надо вспомнить про терпение, а также научиться оказывать ребенку эмоциональную поддержку — видеть его успехи, подбадривать и добиваться самостоятельного достижения результата, фокусировать его внимание на том, что получилось. Для этого понадобится много времени, поэтому мамам, папам, бабушкам и дедушкам стоит овладеть умением организовывать свое время и время ребенка — собираться заранее, предоставлять малышу достаточно времени для выполнения дел. Также можно составить распорядок дня в фотографиях или в картинках, иллюстрирующих последовательность этих событий. Такому малышу будет проще, если уклад его жизни будет постоянным и стабильным, без неожиданностей и сюрпризов, с дозированной нагрузкой.

Универсальное качество, которое понадобится родителям медлительного ребенка в любом возрасте, — умение взять паузу и подождать, дождаться ответа, дождаться его неспешного результата.

Это жизненно необходимо медлительному малышу: ситуация спешки является для него стрессом. Если медлительного ребенка торопить, то ускорения результата не будет, а может проявиться агрессия, возмущение, обида или протест, отказ от выполнения.

Самое важное — нужно твердо помнить, что ребенку необходимо внимание родителей, даже если он его не просит.

Внимание и поддержка родных дают детям силы расти и развиваться. Родители возразят, что не всегда есть возможность проводить с малышом больше времени. Для проявления внимания к ребенку не нужно много времени. Внимание родителей должно быть сосредоточено на качественном общении с детьми во время ежедневных будничных моментов: кормления и одевания, купания и прогулки. Привычка быть внимательными к внутреннему миру, к душе ребенка изменит отношение взрослых к своему чаду, повысит терпимость к его медлительности.

Любите детей и будьте счастливы!

Поделиться в соцсетях