background picturebackground picture

Учимся распознавать «красные флажки» аутизма

Младенцы

Раннее детство

Особые дети

436

Как понять, что у ребенка может быть РАС?

Красные флажки – это специфические знаки, которые указывают на риск наличия заболевания или нарушения развития. На что необходимо обратить внимание родителям, что должно вызвать подозрение и предупредить о необходимости дальнейшего осмотра специалистом и диагностики, рассказывают старшие научные сотрудники научной лаборатории  лаборатории ФРЦ МГППУ кандидат психологических наук Светлана Тюшкевич и кандидат психологических наук Дарья Переверзева.

Что такое аутизм?

Аутизм, а точнее, расстройства аутистического спектра (РАС), — это группа тяжелых нарушений психического развития.

Главными симптомами РАС у детей являются следующие:

  • нарушенное социальное взаимодействие;
  • нарушенная коммуникация;
  • стереотипное поведение.

Особенности проявляются у ребенка в возрасте до 3 лет, однако вовремя распознать их бывает непросто. На настоящий момент не существует специфического лечения аутизма. Основные рекомендации касаются своевременного начала коррекционных занятий. При этом возраст начала оказания помощи считается одним из ключевых факторов успеха.

Совсем недавно вышло международное исследование, которое показало, что превентивное вмешательство (то есть начало коррекционно-развивающей работы в младенческом возрасте, когда можно заметить только отдельные черты РАС) позволяет снизить риск постановки диагноза «аутизм» в более старшем возрасте в три раза.

Несмотря на это, ранняя диагностика аутизма является сложной задачей: чем младше ребенок, тем сильнее его поведение будет зависеть от обстановки, настроения, самочувствия и т. д. Поэтому успех раннего выявления аутизма напрямую зависит от осведомленности родителей и педиатров о симптомах неблагополучия.

Каковы же ранние признаки (или «красные флажки») РАС?

«Красные флажки» аутизма были определены в результате анализа домашнего видео детей с аутизмом и прямого наблюдения с рождения за развитием детей с высоким риском развития РАС (обычно это младшие братья и сестры детей с уже установленным диагнозом РАС). Итак, на какие особенности в обычных жизненных ситуациях стоит обратить внимание, когда ребенку от 12 до 36 месяцев?

  • Самым весомым поводом для беспокойства является то, что малыш не реагирует на свое имя, когда его зовут, — и это никак не связано с физическим снижением слуха, но связано с трудностями внимания и понимания речи.
  • Нет зрительного контакта или он очень короткий — ребенок не смотрит на родителя при общении или игре с ним.
  • Не использует указательный жест, чтобы попросить что-то или привлечь чье-то внимание.
  • У ребенка отсутствуют или имеется крайне ограниченный набор простых жестов (по типу «пока-пока»).
  • Не пытается показать родителю игрушку или предмет и тем самым вызвать его интерес и разделить с ним общее удовольствие от взаимного общения или игры.
  • Еще один важный повод для озабоченности — это отсутствие скоординированных действий в комплексе «взгляд — жест — вокализация — мимика». Это хорошо можно отследить в ситуации с проявлением разделенного (=совместного) внимания: ребенок переводит взгляд с лица человека, чтобы посмотреть туда, куда показывает жестом взрослый, и возвращает обратно взгляд на человека. Данный базовый социальный навык не формируется самостоятельно у ребенка с РАС, а только в условиях целенаправленного обучения.
  • На что еще следует обратить внимание? Это присутствие ограниченной игры с игрушками: ребенок может заниматься небольшим количеством игрушек или играть только с частью игрушки, например, колесами игрушечного автомобиля. Повторяющиеся действия или движения: например, вращать колесо автомобиля снова и снова, вместо того чтобы играть с игрушкой соответствующим образом. Другим примером может быть то, что ребенок совершает частые повторяющиеся движения руками (взмахи, перебирание пальцев и др.).

По данным разных исследований, сочетание 2–5 признаков из перечисленных выше является серьезным поводом, чтобы семья обратилась в службу ранней помощи для проведения дифференциальной диагностики с целью определения необходимости в посещении систематических коррекционно-развивающих занятий для детей с высоким риском по развитию РАС.

Как помочь ребенку?

Как можно помочь ребенку, зависит от каждого индивидуального случая. Основные рекомендации касаются проведения ежедневных коррекционно-развивающих занятий и создания максимально благоприятной среды. Система ранней помощи ребенку с аутизмом предполагает проведение углубленной комплексной диагностики, разработку индивидуальной программы развития, обучение и сопровождение родителей. В настоящее время доказана эффективность программ ранней помощи в рамках комплексного натуралистического вмешательства, основанного на принципах развития (теории онтогенетического развития) и поведения (прикладного анализа поведения, АВА). Наиболее популярной практикой, рекомендованной для детей с аутизмом РАННЕГО возраста, является Денверская модель раннего вмешательства. 

Главное, если вы заметили «красные флажки» аутизма, не надо паниковать. Помните, что ваш главный союзник – это время: чем раньше начать заниматься, тем лучше будет результат. Поэтому, если у вас появились подозрения, что у ребенка может быть РАС, надо незамедлительно обратиться к специалисту и пройти диагностическое обследование.

 

Поделиться в соцсетях