Дайте ему опыт, который можно применять в играх, и предоставьте ему право самому управлять сюжетом
Игра развивает малыша и умственно, и физически. Вот только все чаще встречаются дети, которые играть не умеют. Казалось бы, что тут сложного — при таком изобилии всевозможных игр и игрушек есть все для полета фантазии и творчества. Но ребенку все равно трудно оставаться наедине с самим собой, а игра не ладится. Давайте разберемся, как научить ребенка придумывать сюжет, как развить его воображение и не отбить охоту играть.
Игра помогает дошкольникам учиться, общаться и познавать мир
Трудно переоценить значение игры в жизни дошкольника. Известно, что дети, которые недостаточно играли в раннем возрасте, хуже адаптируются к учебе в школе, а также испытывают проблемы в общении — им сложно договариваться, они чаще проявляют агрессию и в целом хуже идут на контакт с окружающими.
«Для каждого возрастного периода есть своя деятельность, которая способствует наибольшему развитию ребенка, — рассказывает дошкольный педагог Владилена Донцу. — И если для школьников это учебная деятельность, то в дошкольном возрасте главное средство развития — именно игра. И ее роль в жизни дошкольника нельзя недооценивать».
«Проблемы в школьном возрасте, — продолжает она, — потому и возникают, что ребенок не усвоил через игру правила взаимодействия с другим людьми, не осознал разные социальные роли, которые обычно проигрывают в сюжетно-ролевой игре. Если ребенок в игре не умеет взаимодействовать со сверстниками, не может поддержать развитие сюжета, капризничает или тянет одеяло на себя, то другие дети не принимают в свой круг. В итоге он становится еще более тревожным, раздражительным и замкнутым».
Сюжетно-ролевая игра в одиночку: такое бывает?
Малыш осваивает социальные роли в основном через сюжетно-ролевую игру — в ней участники отыгрывают ту или иную ситуацию и взаимодействуют друг с другом: дочки-матери, больница, магазин, парикмахерская, стройка. Всегда ли нужен партнер по такой игре и можно ли обойтись без него? Нужно ли учить ребенка играть в такие игры или он рождается сам уже с этими знаниями и умениями?
Конечно, ни один ребенок не рождается с навыком самостоятельной игры. Однако его постепенно можно привить. Малыш перестает воспринимать окружающий мир через родителей уже с годовалого возраста, когда шаг за шагом начинает исследовать его самостоятельно. И уже с этого возраста можно начинать потихоньку направлять его любопытство, задавать вопросы, например: «А давай посмотрим, что в ящичке?», «Узнаем, двигаются ли у этой куклы ручки и ножки, поворачивается ли голова?»
Этот этап игр принято называть предметной игрой, а уже из нее примерно к 3 годам постепенно появляется сюжетно-ролевая. Если с раннего возраста поощрять любопытство малыша, не одергивать его, меньше вмешиваться и поправлять, выше шансы, что он будет реализовывать свое любопытство в игре. В противном случае можно подорвать его уверенность в собственных силах, и когда настанет пора сюжетно-ролевой игры, ребенок будет предпочитать роль наблюдателя, а не активного участника. А значит, для игры ему потребуются другие люди.
Тем не менее сюжеты для игр ребенку все равно нужно где-то брать. Для детей младшего дошкольного возраста главный источник таких сюжетов — подражание взрослым. Наблюдая за другими людьми в разных ситуациях, ребенок запоминает фразы и действия, а затем старается повторить их, но в то же время привносит новые элементы из собственного опыта.
Для того чтобы сделать игры малыша более насыщенными и интересными, на первом этапе придется поиграть вместе с ним и показать все разнообразие ситуаций, которые могут происходить в том же магазине или, например, в больнице.
Может, это визит к стоматологу, или, возможно, вы пришли в ветеринарную клинику. А как насчет медкомиссии для космонавтов? Допустим, мама готовится к полету на ракете и выходу в открытый космос, а папа с дочкой проводят медицинские тесты и предполетную подготовку. Значит, нужно взять маму за руки и как следует покружить — проверить вестибулярный аппарат. Словом, придумывайте разные варианты, чтобы впоследствии ребенку было из чего выбирать и моделировать собственные уникальные игровые ситуации.
К тому же любой сюжет со временем может надоесть ребенку, если ничего не меняется. Усложняя сюжет, мы добьемся того, что малыш будет проявлять в самостоятельной игре фантазию, а игра превратится в творческое и по-настоящему развивающее занятие.
Как не «спугнуть» самостоятельную игру ребенка
Начните играть вместе. Побудьте рядом с ним, подкиньте ему идеи, дайте первый толчок фантазии, но при этом не старайтесь уводить его игру в том направлении, которое кажется правильным именно вам. Ведь у него может быть собственное видение. Чаще всего дети сами выбирают, с чем играть, но иногда им нужно немного вдохновения, особенно в случаях, когда у них много игрушек и трудно сделать выбор. Потратив несколько минут на то, чтобы увлечь ребенка каким-либо занятием, вы поможете ему заниматься им дольше.
Отдавайте инициативу и не прерывайте. Когда малыш уже увлекся игрой, старайтесь оставлять его одного. Не комментируйте то, что он делает, и не просите поступать определенным образом, а позвольте фантазии направлять его действия. Вы ведь не любите, когда вас перебивают или прерывают, так старайтесь не поступать так по отношению к собственным детям. Здесь как нигде работает принцип «Работает — не трогай!»
Не спешите выполнять все его просьбы. Если у ребенка достаточный выбор игрушек, не стоит сразу прерывать дела, чтобы достать еще одну. Подождите хотя бы пять минут. Скорее всего, за это время он придумает новый сюжет, исходя из тех возможностей, что у него уже есть, вместо того чтобы думать о куче других вещей, с которыми, по его мнению, он хотел бы поиграть.
Поощряйте фантазию, но не вмешивайтесь в ее полет. Старайтесь реагировать на просьбы ребенка «Посмотри, что у меня получилось!» или «Глянь, какую высокую пожарную башню я собрал из кубиков!» Даже если каланча получилась кривая и вот-вот рухнет, не стоит тут же ее переделывать. Лучше похвалите за старания и подыграйте, чтобы развить сюжет: «А расскажи, кого твои пожарные сегодня спасли?». Это даст толчок дальнейшей игре.
Не обращайте внимания на беспорядок. Если малышу интересно играть самому, то каждая новая идея тут же увлекает его, так что на уборку времени не остается. Игрушки, разбросанные по всей комнате, можно потом вместе собрать за несколько минут. А пока малыш играет, он волен делать то, что ему хочется, — в пределах разумного, конечно.
Чем больше опыта, тем дольше игры. Если ваш малыш не привык играть один, он вряд ли сможет делать это дольше нескольких минут. Однако постепенно ему будет легче концентрировать внимание на самостоятельной деятельности, и это время будет увеличиваться вплоть до 20–30 минут. После этого, скорее всего, вам придется включиться и уделить время совместным играм.
Источники:
Вебинар Центра защиты прав и интересов детей «Игры и игрушки для детей раннего возраста»
«Мамина школа», телеканал ТСВ
Фото: Коллекция/iStock