background picturebackground picture

У ребенка конфликт с учителем

Родители

Школьники

Подростки

884

Что делать родителям в данной ситуации?

В ситуации конфликта школьника и педагога первое желание любого современного родителя — встать на сторону ребенка, хотя в нашем детстве прав всегда был педагог. Есть ли в таком «охранительном» подходе плюсы? Знает ли ваш школьник, что такое справедливость? Как найти баланс между безоговорочной поддержкой собственного ребенка и воспитанием уважения к образовательному процессу? Об этом рассказывает Ольга Давыдова, эксперт Родительского университета «Просвещения», соавтор целевой модели наставничества Министерства просвещения РФ.

Ваш ребенок знает, что такое справедливость?

Очень важно понимать разницу между «оскорблением» и «тройкой по физике», между «придирается» и «требователен к оформлению». Школа не обязана разъяснять эту разницу школьнику, это прямая ответственность родителей. Родительская роль не в том, чтобы «биться» за ребенка, а в том, чтобы рассказать ему о ценности усилий, объективности и справедливости.

Справедливо, что есть проигравшие, а есть выигравшие

«Идея о том, что „молодцы все, все одинаково умнички“, лично мне кажется преступлением против здоровой самооценки. Ребенок должен научиться уважать себя и свои усилия, которые ведут к результату», — говорит Ольга Давыдова.

Быть лучше всех — это не цель ребенка. Возможно, это цель взрослого, навязанная экономической ситуацией и образовательными трендами, чтобы ребенок был конкурентоспособен. Но думать нужно больше о том, в чем заинтересован сам ребенок прямо сейчас, а не в неопределенном будущем.

Если школьник будет ценить собственный труд, цифры в электронном журнале не станут демотивирующим или, что еще хуже, единственным мотивирующим фактором.

Справедливо, что у других что-то получается лучше

Это всего лишь значит, что у ребенка может получиться лучше что-то иное. Знание этого принципа позволяет не возмущаться, что по истории у школьника пятерки, а по «дурацкой» математике — тройки. Если учитель ставит кому-то постоянно хорошие отметки, а кому-то средние, дело может быть не в личной неприязни.

«Здесь требуется больше усердия, давай разберемся в этой теме вместе? И давай посмотрим, в чем ты еще силен?» — лучший вариант разговора с ребенком.

Справедливо, что у любых действий есть последствия

Если не сделать домашнее задание, потому что был очень занят, и даже важными делами, можно получить плохую отметку.

Если кричать на уроке, потому что чье-то мнение тебя задело, можно получить замечание. Даже если то мнение было в корне неверным.

Здесь важным будет отметить, что настоящая справедливость — это соразмерность действия и последствий. И родителям необходимо объяснить ребенку это на нескольких личных примерах. Двойка за одну ошибку — это несправедливо, оскорбление — несправедливо в любом случае, а устное замечание за разговоры во время урока — вполне справедливая мера.

Вмешаться или поддержать

Когда ваш школьник конфликтует с учителем, поддержите ребенка. Только поддержать — это не значит обвинить учителя и соглашаться с некорректными высказываниями школьника, чтобы набрать очки статуса «мама-защитник». Поддержать ребенка — значит разобраться в ситуации объективно и притом оставаться мягким и справедливым, показав, что вам, родителю, можно доверять.

Стратегия поведения в данном случае зависит от возраста ребенка и от повода для беспокойства.

Младшие школьники

Если школьнику до 10 лет, можно вмешаться. Главное, сделайте это тактично: пример пренебрежительного взаимодействия («А мама вчера так кричала на Ирину Николаевну!») в будущем не пойдет на пользу подростку.

Дети наблюдают за взрослыми и запоминают примеры поведения, чтобы сознательно и бессознательно копировать в будущем. Не стоит удивляться, если через пару лет после такой ситуации ваш ребенок накричит уже на бабушку, которая отказалась отпустить его гулять. Мама же кричала на другого взрослого, которого надо было уважать?

Когда можно и нужно вмешаться? Если происходят такие недопустимые вещи, как:

  • оскорбления личности;
  • любая вербальная и невербальная агрессия;
  • применение физической силы;
  • издевательства, давление, выраженные через общение (или его отсутствие), оценивание (сложный момент — здесь нужно быть максимально объективным);
  • попустительство оскорблений и травли со стороны других детей.

Особенно в младших классах необходимо внимательно расспрашивать ребенка, как прошел его день. Дети не всегда понимают, что именно происходит.

«Например, классный руководитель может закрывать глаза на травлю новенькой, потому что к остальным детям и их родителям она уже привыкла, а новая девочка — явно выскочка. Это пример из моего личного опыта, — делится Ольга Давыдова. — Казалось бы, разбираться надо с детьми и родителями обидчиков, но на деле лучше обратиться напрямую к учителю».

Старшеклассники

Если школьник старше 10 лет, помогите ему пройти через сложившуюся ситуацию, но не решайте проблему за него. Когда-нибудь у вашего сына или дочери будет начальник, который им может не понравиться, но на работу все равно им надо будет ходить. Научиться иметь дело с людьми, которые отличаются, которых трудно любить, — это часть взросления.

Формируем позитивное отношение к школе

Если ребенок оказался в конфликте, важно определиться в своих действиях и составить план «компенсации ситуации» для школьника.

Ребенок, безусловно, должен знать, что в мире есть самые разные люди: поступающие справедливо, поступающие глупо, злящиеся, помогающие, вредные и поддерживающие. «Я сознательно избегаю формулировок „плохие“ и „хорошие“ люди. Такое упрощение в повседневной жизни, в которой школьник не сталкивается с убийцами и маньяками, будет иметь негативные последствия. Мир разный, мир постоянно меняется, за ним надо наблюдать, избегая ярлыков», — делится Ольга Давыдова.

Если у школьника возник конфликт с учителем, важно не только решить проблему, но и поддержать его интерес и уважение к школе. Одна неприятная ситуация не должна омрачать удовольствие от образовательного процесса. Кроме этого учителя есть и другие, кроме уроков, которые не получаются, есть любимые школьные предметы. А еще есть друзья, конкурсы, столовая и возможность себя проявить.

После того, как разрешится конфликт, постарайтесь вернуть ребенку позитивный взгляд на школу. Самый простой способ это сделать — поблагодарить другого учителя, который самому школьнику очень нравится.

Так, у «Просвещения» есть специальный проект «Учитель большой страны», где каждый желающий может поделиться историей о своем любимом учителе, родители вместе с ребенком — написать небольшое благодарственное письмо или рассказ и даже номинировать его на всероссийское голосование через соцсеть «ВКонтакте».

Три шага решения конфликта

Решая любой конфликт, необходимо помнить, что непоследовательными действиями его можно усугубить. Психологи рекомендуют несколько поэтапных шагов.

Шаг 1. Расспросите ребенка о конфликте

Сразу же сообщите школьнику, что он может вам доверять, вы готовы его выслушать, вы его любите, дома он в безопасности. Задавайте вопросы не только о том, что именно произошло, но и о том, что ребенок чувствует. Это поможет понять, какое значение и следствие имеет сложившаяся ситуация.

В случае если ребенок оскорбляет учителя, пресекайте подобные фразы сразу же. Конфликт оскорблениями не решается никогда, и лучше запомнить это в школьном возрасте. 

Обязательно спросите, как ребенок видит решение сложившейся проблемы. Не предлагайте ему варианты сами, обсудите ситуацию так, будто наблюдаете за ней со стороны. Что может сделать школьник? А что было бы здорово, если бы сделал учитель? А какая помощь может потребоваться от вас? Но сразу же договоритесь: вы — группа поддержки, главный персонаж истории здесь — школьник.

Если действия по решению конфликта логичны и выполнимы, заключите договор с ребенком: пусть попробует реализовать свой план в самое ближайшее время. Ну а вы обязательно будете гордиться такой решимостью.

Шаг 2. Если действия ребенка не возымели эффекта, свяжитесь с учителем

«Предварительно я бы рекомендовала обратиться к родителям одноклассников вашего ребенка. Лично, не в общем чате. Узнать, не было ли затруднений у их детей, что об учителе рассказывают их школьники. Собрать как можно больше информации перед личной встречей: ради собственного спокойствия и понимания картины, — предлагает Ольга Давыдова. — И еще, дайте себе несколько часов, чтобы успокоиться, прежде чем вообще что-либо писать учителю».

Когда вы все взвесили, обдумали, собрали информацию, напишите учителю по тому каналу связи, которым вы обычно пользуетесь. Будьте предельно тактичны. Не надо пытаться запугать учителя, это только усугубит конфликт. Скажите, что хотели бы разобраться в сложившейся ситуации, и изложите саму ситуацию без обвинений.

Неправильно: Ирина Николаевна! Это мать Давыдова. Вы на прошлом уроке оскорбили моего Юру и назвали его дураком. И снова поставили тройку за домашку, хотя он там вроде бы все нормально написал. Он мне никогда не врет. Такое поведение просто недопустимо! Я напишу директору, администрации города, в Минпросвет и президенту!

Правильно: Добрый вечер, Ирина Николаевна. Это Ольга Геннадьевна, мама Юры Давыдова (5Б). Я хотела бы прояснить с вами одну ситуацию. Юра сказал, что на одном из прошлых занятий вы с ним повздорили. Вы не могли бы рассказать мне, что случилось? Я была бы также рада обсудить с вами его домашнее задание и текущую успеваемость. Боюсь, нагрузка слишком велика. Когда у вас приемные часы в школе, чтобы я могла подъехать? Или мы можем созвониться? Спасибо!

Встретьтесь или созвонитесь с учителем, обсудите сложившуюся ситуацию. Вариантов может быть несколько.

  1. Появятся новые детали, и вы поймете, как помочь ребенку выйти из сложившегося конфликта. Например, дело может быть в неправильной самооценке ребенка или в сложностях с домашней работой.
  2. Появятся новые обстоятельства, и вы поймете, что конфликта вовсе нет, был единичный эмоциональный инцидент. Здесь вам просто необходимо будет проговорить со школьником, как лучше реагировать на подобные ситуации впредь и как решать конфликты. Отличный повод поучиться на примере.
  3. Вы увидите, что с этим педагогом договориться не получится ни у ребенка, ни даже у вас. В таком случае нужно действовать дальше.
Шаг 3. Если педагог не решает сложившуюся проблему

Продолжайте расспрашивать своего ребенка, как продвигаются дела в школе.

  • Некоторые проблемы (например, школьная травля) требуют времени на решение: учителю нужно будет поговорить и с классом, и с агрессорами, и с их родителями.
  • Вопросы некорректного оценивания должны решиться в течение недели-двух.
  • Вопросы некорректного поведения в отношении ребенка — в течение пары дней.

Если вы видите, что ситуация не улучшается, и вы не получаете адекватного ответа от учителя, необходима встреча с администрацией школы. Соберите всю имеющуюся у вас информацию и спокойно поговорите с директором о ситуации. Помните, что в его интересах разрешить конфликт мирным способом и притом сохранить лицо учебного заведения. Директор способен более объективно оценить ситуацию, потому что все риски на его плечах.

Если разговор не привел к результату, напишите на учителя официальную жалобу. В числе претензий могут быть как перечисленные выше ситуации, так и следующие:

  • преподаватель не исполняет свои прямые обязанности (весь урок сидит в телефоне или постоянно отсутствует);
  • применяет неправомерные методы воспитания (например, лишает перемен);
  • включает в урок информацию, которая не предусмотрена программой (например, рассказывает о вреде прививок или о реальности НЛО).

Если директор отказывается решить сложившуюся проблему, у вас есть право написать в различные инстанции: городской отдел народного образования, прокуратуру и даже подать в суд.

Если в отношении ребенка было применено физическое или психологическое насилие и другие дети и родители подтверждают этот факт, можно сразу же обратиться в правоохранительные органы, известив об этом директора.

Большинство куда менее опасных ситуаций, если подходить к ним с желанием помочь ребенку, а не доказать собственную правоту любой ценой, разрешаются еще на этапе разговора с педагогом.

Когда от вмешательства бывает хуже?

Существует два основных типа родителей, которые своим вмешательством делают только хуже.

1. «Родитель-вертолет»: решает конфликты за своего ребенка, иногда даже не дождавшись четко сформулированной проблемы. Вижу цель — не вижу препятствий, вижу учителя, который поставил тройку, — звоню директору.

Дайте ребенку возможность самостоятельно разобраться с проблемой, а если у него не получилось — обнимите, пожалейте и вместе обсудите, что можно еще сделать.

2. «Родитель-газонокосилка»: расчищает перед ребенком дорогу на несколько квадратных километров, чтобы тот никогда и ни за что не столкнулся с трудностями. Еще хуже, чем быть вертолетом. Так ребенок может превратиться в «снежинку», которая растает при первых признаках неприятностей.

Защищать своего ребенка, конечно же, надо. Но если вы поместите школьника в вакуум, где нет конфликтов и проблем, его «иммунитет» не сформируется. И эту медвежью услугу он вам обязательно припомнит в сознательном возрасте.

Поделиться в соцсетях