background picturebackground picture

“Ты злишься — значит, ты не прав”

Родители

Раннее детство

Дошкольники

462

Как управлять детским гневом и помогать ребенку проживать эмоции

Понимать себя и других, учиться в удовольствие, дружить и строить доверительные отношения — это лишь неполный список того, для чего нужен высокий эмоциональный интеллект. Научиться управлять гневом ребенка и найти правильный способ справляться с эмоциями помогает родителям педагог-психолог МАУ ДО ЦППМСП «Иволга» (Нижегородская обл.) Ксения Веселова.

Важность чувств

Эмоции — это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения к человеку и к миру, процесс и результаты практической деятельности.

Распознавать, осознавать, принимать эмоции, свои и чужие, уметь с ними справляться и ими управлять — признак высокоразвитого эмоционального интеллекта (ЭИ), который представляет собой один из самых востребованных навыков ХХI века. Но прежде чем развивать ЭИ ребенка, взрослому необходимо разобраться с собственной эмоциональной сферой.

Важно научиться понимать свои чувства, правильно определять, что мы испытываем в данный момент.

В нашей культуре не принято делиться эмоциями и переживаниями, и в этом кроется главная причина недопонимания между людьми и сложности в отношениях.

Путь к успеху

Для того чтобы помочь ребенку в будущем строить более счастливые отношения, нужно начинать с себя. Первый шаг — это завести привычку прислушиваться к себе, к своим чувствам и определять их. Что происходит внутри? Как это можно назвать? Как меняется мое настроение в течение дня? Что я испытал? Необходимо быть своего рода наблюдателем и выяснять причины тех или иных эмоциональных реакций.

Следующий шаг — это давать чувствам названия. Хорошо, если в вашем словаре есть достаточно слов для обозначения эмоционального состояния. Но если вы не можете найти подходящих определений, попробуйте заменить их метафорами или придумать свои названия, как, например, в стихотворении Виктора Лунина:

У папы настроение

Зазавтракомчитательное,

У мамы настроение

Напапуобижательное,

У брата настроение

Кричальнопогремучее,

А у меня,

А у меня —

Покомнатампрыгучее.

В ногу со временем

В наши дни совсем не обязательно пользоваться бумажными дневниками. Отследить и зафиксировать свои переживания можно с помощью специальных приложений.

  • Zenify — приложение для осознанности, в котором вам предложат простые задания, выполнять которые нужно не автоматически, а с полным осознанием происходящего.
  • Stoic — утром и вечером задает пару вопросов, которые подталкивают вас к более глубокому пониманию себя. Суть сервиса не в том, чтобы человек чувствовал радость, а в том, чтобы он понял, почему он чувствует сейчас то, что он чувствует.
  • Daylio — позволяет вести личный дневник, не записывая при этом ни слова, помогает отслеживать изменения настроения, позволяет относиться осознанно к каждой прожитой минуте.

Приложения будут присылать уведомления, наводящие вопросы и напоминания, чтобы вы могли отрефлексировать все, что с вами происходит.

Не надо молчать

Говорите с ребенком о своих чувствах — и о позитивных, и о негативных. При этом будьте искренни, не стоит имитировать эмоции. Если спрашиваете ребенка о том, как у него дела, проявляйте заинтересованность, иначе он сразу почувствует двойное дно и ваше безразличие. В этом случае на формальный вопрос «Как дела?» последует такой же ответ «Все нормально», и общение на этом закончится.

Попробуйте вести диалог несколько по-другому: «Вижу, ты такой румяный. Любопытно, что у тебя произошло?» Такая формулировка вызовет ребенка на диалог.

Если вы сами не настроены на беседу, так прямо и скажите ребенку: «Я сейчас не расположен к разговору, чувствую то-то и то-то, давай пообщаемся через пару часов». В этом случае ребенок научится быть внимательным к чужому эмоциональному состоянию.

Меньше оценочных суждений

Сегодня с внешней оценкой можно столкнуться где угодно. Начиная с детского сада, дети попадают в среду конкуренции, где постоянно требуется быть лучше других. Простые фразы «Ты молодец!» или «Какой ты у меня умничка!» только усугубляют ситуацию. Каждый раз, когда ребенок будет что-то делать, он будет находиться в напряжении, ожидая оценки.

Конечно, мы не можем полностью освободиться от этого, зато в наших силах формировать у ребенка понимание того, что любое суждение — это субъективное мнение другого человека. У каждого есть свое видение и восприятие мира и окружающих. Важно, чтобы у ребенка по всем вопросам была собственная позиция.

Следует давать ребенку возможность порассуждать, и совсем не обязательно во всем с ним соглашаться — у вас тоже есть свое мнение. Необходимо научить сына или дочь аргументировать свою позицию, при этом не оказывать давления.

Как справиться с сильными эмоциями

Проявляться сильно могут не только негативные чувства, такие как злость и гнев, но и, например, радость. Сидя на занятии в предвкушении праздника по поводу дня рождения, ребенок будет нуждаться в способности контролировать свое эмоциональное возбуждение.

Главное в умении справляться с нахлынувшими чувствами — направить энергию в нужное русло.

Хороший способ — подышать, посчитать до трех, по возможности заняться физической активностью — пробежаться, помахать руками, выполнить приседания. Мощный инструмент — творчество. Например, рисование можно использовать с детьми младшего возраста. Нарисовать и потом обсудить рисунок, спросить у ребенка, что значат эти формы и цвета.

Игры с эмоциями  это интересно

Очень хорошо помогают в обучении детей игры. Интересный вариант: придумайте или возьмите любого персонажа и обратите его в «эмоционального всезнайку». Договоритесь с ребенком, что он может к персонажу обращаться со своими вопросами, и ответ не заставит себя долго ждать. Конечно, вы понимаете, что ребенок сам будет отвечать на все вопросы, но порой проще рассказать о своем состоянии через третье лицо: «Зайка говорит, что я сильно разозлился!»

Придумывайте вместе с ребенком новые игры, пробуйте старые. Это отличный способ разобраться с эмоциями, научиться называть их своими именами.

Почему ребенок испытывает гнев?

Под проявлениями гнева мы имеем в виду яркую негативную эмоциональную реакцию. Она может возникать, когда важные для ребенка потребности не удовлетворены, когда возникло препятствие на пути к чему-то желаемому. То есть это непроизвольная и незапланированная реакция. Обычно она сопровождается вспышкой физической и словесной активности.

Но гнев полезен. Эта эмоция помогает ребенку адаптироваться к любой ситуации, которая воспринимается как угроза. Гнев дает возможность противостоять обстоятельствам, которые мешают малышу. Он также снижает чувство страха. Поэтому для ребенка дошкольного возраста гнев просто необходим — в разумных границах.

Тревожные признаки гнева

  • Сердится по малейшим пустякам.
  • Использует угрозы в речи.
  • Обвиняет других в своем агрессивном поведении.
  • Злится в течение долгого времени.
  • В его рассказах и рисунках присутствует тема насилия.
  • Не может выразить свои чувства. Испытывая злость, может причинять боль себе (самоагрессия).
  • Не понимает отношения людей к гневу.
  • Во время приступов гнева не может остановиться, теряет самоконтроль.
  • Контролирует свое поведение после замечания (в большей степени взрослого).

Как правильно реагировать на ребенка в состоянии гнева?

Когда речь идет о том, как отреагировать на сиюминутные гневные выпады малыша, можно предложить некоторые проверенные способы.

  1. Проявите безразличие.
  2. Не используйте активно запреты.
  3. Предлагайте альтернативу.
  4. Переключите внимание ребенка.
  5. Спокойным голосом предложите обсуждение ситуации: «Знаешь, мне тоже эта игрушка понравилась. Я хотела бы тебе ее купить, но она оказалась такая дорогая, что у нас не хватает денег». Можно вместе с ребенком посчитать деньги.
  6. Покажите ребенку альтернативное авторитетное мнение. Например, собираясь в магазин, можно сказать: «Мы идем за покупками, можем взять тебя с собой, но только при условии, что ты не будешь просить, чтобы мы тебе что-то купили. Сегодня у нас нет такой возможности — не хватает денег. Если же начнешь капризничать, то в магазин придется ездить без тебя». Это очень важный прием, благодаря которому ребенок научится понимать причинно-следственные связи.
  7. Направьте накопившуюся энергию ребенка в другое русло.
  8. Пробуйте избавиться от гнева в зародыше.

Памятка для родителей

  • Запомните: плохих эмоций нет!
  • Помогите ребенку разобраться и назвать эмоции своими именами.
  • Научите реагировать правильно.
  • Не жалейте времени на общение.
  • Обнимайте и жалейте.
  • Поддерживайте своего ребенка.
  • Постарайтесь научить его делать паузу между эмоциями и действиями.
  • Будьте спокойны и старайтесь находиться в гармонии с собой.
Поделиться в соцсетях