Как управлять детским гневом и помогать ребенку проживать эмоции
Понимать себя и других, учиться в удовольствие, дружить и строить доверительные отношения — это лишь неполный список того, для чего нужен высокий эмоциональный интеллект. Научиться управлять гневом ребенка и найти правильный способ справляться с эмоциями помогает родителям педагог-психолог МАУ ДО ЦППМСП «Иволга» (Нижегородская обл.) Ксения Веселова.
Важность чувств
Эмоции — это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения к человеку и к миру, процесс и результаты практической деятельности.
Распознавать, осознавать, принимать эмоции, свои и чужие, уметь с ними справляться и ими управлять — признак высокоразвитого эмоционального интеллекта (ЭИ), который представляет собой один из самых востребованных навыков ХХI века. Но прежде чем развивать ЭИ ребенка, взрослому необходимо разобраться с собственной эмоциональной сферой.
Важно научиться понимать свои чувства, правильно определять, что мы испытываем в данный момент.
В нашей культуре не принято делиться эмоциями и переживаниями, и в этом кроется главная причина недопонимания между людьми и сложности в отношениях.
Путь к успеху
Для того чтобы помочь ребенку в будущем строить более счастливые отношения, нужно начинать с себя. Первый шаг — это завести привычку прислушиваться к себе, к своим чувствам и определять их. Что происходит внутри? Как это можно назвать? Как меняется мое настроение в течение дня? Что я испытал? Необходимо быть своего рода наблюдателем и выяснять причины тех или иных эмоциональных реакций.
Следующий шаг — это давать чувствам названия. Хорошо, если в вашем словаре есть достаточно слов для обозначения эмоционального состояния. Но если вы не можете найти подходящих определений, попробуйте заменить их метафорами или придумать свои названия, как, например, в стихотворении Виктора Лунина:
У папы настроение
Зазавтракомчитательное,
У мамы настроение
Напапуобижательное,
У брата настроение
Кричальнопогремучее,
А у меня,
А у меня —
Покомнатампрыгучее.
В ногу со временем
В наши дни совсем не обязательно пользоваться бумажными дневниками. Отследить и зафиксировать свои переживания можно с помощью специальных приложений.
- Zenify — приложение для осознанности, в котором вам предложат простые задания, выполнять которые нужно не автоматически, а с полным осознанием происходящего.
- Stoic — утром и вечером задает пару вопросов, которые подталкивают вас к более глубокому пониманию себя. Суть сервиса не в том, чтобы человек чувствовал радость, а в том, чтобы он понял, почему он чувствует сейчас то, что он чувствует.
- Daylio — позволяет вести личный дневник, не записывая при этом ни слова, помогает отслеживать изменения настроения, позволяет относиться осознанно к каждой прожитой минуте.
Приложения будут присылать уведомления, наводящие вопросы и напоминания, чтобы вы могли отрефлексировать все, что с вами происходит.
Не надо молчать
Говорите с ребенком о своих чувствах — и о позитивных, и о негативных. При этом будьте искренни, не стоит имитировать эмоции. Если спрашиваете ребенка о том, как у него дела, проявляйте заинтересованность, иначе он сразу почувствует двойное дно и ваше безразличие. В этом случае на формальный вопрос «Как дела?» последует такой же ответ «Все нормально», и общение на этом закончится.
Попробуйте вести диалог несколько по-другому: «Вижу, ты такой румяный. Любопытно, что у тебя произошло?» Такая формулировка вызовет ребенка на диалог.
Если вы сами не настроены на беседу, так прямо и скажите ребенку: «Я сейчас не расположен к разговору, чувствую то-то и то-то, давай пообщаемся через пару часов». В этом случае ребенок научится быть внимательным к чужому эмоциональному состоянию.
Меньше оценочных суждений
Сегодня с внешней оценкой можно столкнуться где угодно. Начиная с детского сада, дети попадают в среду конкуренции, где постоянно требуется быть лучше других. Простые фразы «Ты молодец!» или «Какой ты у меня умничка!» только усугубляют ситуацию. Каждый раз, когда ребенок будет что-то делать, он будет находиться в напряжении, ожидая оценки.
Конечно, мы не можем полностью освободиться от этого, зато в наших силах формировать у ребенка понимание того, что любое суждение — это субъективное мнение другого человека. У каждого есть свое видение и восприятие мира и окружающих. Важно, чтобы у ребенка по всем вопросам была собственная позиция.
Следует давать ребенку возможность порассуждать, и совсем не обязательно во всем с ним соглашаться — у вас тоже есть свое мнение. Необходимо научить сына или дочь аргументировать свою позицию, при этом не оказывать давления.
Как справиться с сильными эмоциями
Проявляться сильно могут не только негативные чувства, такие как злость и гнев, но и, например, радость. Сидя на занятии в предвкушении праздника по поводу дня рождения, ребенок будет нуждаться в способности контролировать свое эмоциональное возбуждение.
Главное в умении справляться с нахлынувшими чувствами — направить энергию в нужное русло.
Хороший способ — подышать, посчитать до трех, по возможности заняться физической активностью — пробежаться, помахать руками, выполнить приседания. Мощный инструмент — творчество. Например, рисование можно использовать с детьми младшего возраста. Нарисовать и потом обсудить рисунок, спросить у ребенка, что значат эти формы и цвета.
Игры с эмоциями — это интересно
Очень хорошо помогают в обучении детей игры. Интересный вариант: придумайте или возьмите любого персонажа и обратите его в «эмоционального всезнайку». Договоритесь с ребенком, что он может к персонажу обращаться со своими вопросами, и ответ не заставит себя долго ждать. Конечно, вы понимаете, что ребенок сам будет отвечать на все вопросы, но порой проще рассказать о своем состоянии через третье лицо: «Зайка говорит, что я сильно разозлился!»
Придумывайте вместе с ребенком новые игры, пробуйте старые. Это отличный способ разобраться с эмоциями, научиться называть их своими именами.
Почему ребенок испытывает гнев?
Под проявлениями гнева мы имеем в виду яркую негативную эмоциональную реакцию. Она может возникать, когда важные для ребенка потребности не удовлетворены, когда возникло препятствие на пути к чему-то желаемому. То есть это непроизвольная и незапланированная реакция. Обычно она сопровождается вспышкой физической и словесной активности.
Но гнев полезен. Эта эмоция помогает ребенку адаптироваться к любой ситуации, которая воспринимается как угроза. Гнев дает возможность противостоять обстоятельствам, которые мешают малышу. Он также снижает чувство страха. Поэтому для ребенка дошкольного возраста гнев просто необходим — в разумных границах.
Тревожные признаки гнева
- Сердится по малейшим пустякам.
- Использует угрозы в речи.
- Обвиняет других в своем агрессивном поведении.
- Злится в течение долгого времени.
- В его рассказах и рисунках присутствует тема насилия.
- Не может выразить свои чувства. Испытывая злость, может причинять боль себе (самоагрессия).
- Не понимает отношения людей к гневу.
- Во время приступов гнева не может остановиться, теряет самоконтроль.
- Контролирует свое поведение после замечания (в большей степени взрослого).
Как правильно реагировать на ребенка в состоянии гнева?
Когда речь идет о том, как отреагировать на сиюминутные гневные выпады малыша, можно предложить некоторые проверенные способы.
- Проявите безразличие.
- Не используйте активно запреты.
- Предлагайте альтернативу.
- Переключите внимание ребенка.
- Спокойным голосом предложите обсуждение ситуации: «Знаешь, мне тоже эта игрушка понравилась. Я хотела бы тебе ее купить, но она оказалась такая дорогая, что у нас не хватает денег». Можно вместе с ребенком посчитать деньги.
- Покажите ребенку альтернативное авторитетное мнение. Например, собираясь в магазин, можно сказать: «Мы идем за покупками, можем взять тебя с собой, но только при условии, что ты не будешь просить, чтобы мы тебе что-то купили. Сегодня у нас нет такой возможности — не хватает денег. Если же начнешь капризничать, то в магазин придется ездить без тебя». Это очень важный прием, благодаря которому ребенок научится понимать причинно-следственные связи.
- Направьте накопившуюся энергию ребенка в другое русло.
- Пробуйте избавиться от гнева в зародыше.
Памятка для родителей
- Запомните: плохих эмоций нет!
- Помогите ребенку разобраться и назвать эмоции своими именами.
- Научите реагировать правильно.
- Не жалейте времени на общение.
- Обнимайте и жалейте.
- Поддерживайте своего ребенка.
- Постарайтесь научить его делать паузу между эмоциями и действиями.
- Будьте спокойны и старайтесь находиться в гармонии с собой.