background picturebackground picture

Травмы привязанности

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

526

Как помочь ребенку адаптироваться в приемной семье

Каким образом детско-родительские отношения влияют на развитие, состояние и поведение ребенка? Почему приемные дети иногда ведут себя странно? Как справиться с проблемой и на что обратить внимание? На вопросы отвечает практикующий психолог, член Российской Ассоциации детских психологов Евгения Курилова.

Тесная связь

Привязанность между матерью и ребенком возникает с самого момента рождения. Она обусловлена тем, что младенец не может выжить самостоятельно, ему необходим заботящийся взрослый (как правило, мать). Мама удовлетворяет все потребности малыша — в пище, тепле, комфорте, ласке. То есть выполняет функции заботы и защиты, в результате чего ребенок получает ощущение поддержки и безопасности, что формирует его базовое доверие к миру.

Привязанность закреплена в человеке биологически и представляет собой естественную потребность.

От того, какой тип привязанности сформируется в раннем детстве (надежная, амбивалентная, избегающая, дезорганизованная, симбиотическая), будут зависеть поведение ребенка и его психическое развитие. Ранний эмоциональный опыт формирует ядро личности.

Если что-то не так

Когда процесс формирования биологически утвержденной связи матери с ребенком нарушается, могут возникнуть травмы привязанности. Ребенок реагирует страхом, тревогой, и это состояние беззащитности и злости коренным образом меняет его внутренний мир. Постоянный страх снижает интерес к познанию мира, исследовательскую активность ребенка, задерживает его развитие.

Травмы привязанности чаще всего встречаются у детей из детских приютов и домов. Если у ребенка нет заботящегося близкого взрослого, все его силы тратятся на поиски этого человека. Дети мгновенно откликаются на слово, взгляд, единичный контакт, могут сразу забраться на руки, чтобы почувствовать тепло и испробовать свой шанс на установление отношений. Именно эта потребность является ресурсом и движущей силой для реабилитации и адаптации приемных детей.

Трудный путь

Однако вторичная привязанность к новым родителям устанавливается нелегко. Почему так происходит? Ребенок не может устанавливать более пяти привязанностей. В приюте малыши контактируют с большим количеством воспитательниц, нянь. Контакт с ними непродолжительный, к тому же они быстро меняются. Такая связь ребенка и взрослого не имеет глубокой эмоциональной окраски, как с матерью.

Ребенок естественным образом пытается установить безопасную привязанность, но в какой-то момент времени он теряет эту возможность и отчаивается ее получить. Вместе с этим утрачивается базовое доверие к миру, и ребенок приобретает негативную оценку самого себя. Все в этом мире с бесконечно сменяющимися — «предающими» — взрослыми кажется ему страшным, опасным, зловещим.

В сложившейся ситуации ребенок зачастую начинает ориентироваться на детей, на себе подобных, поэтому в детских домах отношения складываются по принципу дедовщины, где более взрослые, более активные, более сильные дети руководят и управляют другими, более слабыми.

Образ взрослого соединяет в себе переживания злости, обиды, отчаяния, и поэтому на первых порах в момент адаптации, когда ребенок уже попадает в те условия, в которых он мог бы установить близкую долгую привязанность, он реагирует на контакт со взрослыми избегающим агрессивным поведением. И это естественно для того чувства недоверия, которое сформировалось у ребенка за годы его пребывания в детском доме. Именно поэтому приемные дети часто испытывают своих новых родителей на прочность.

Где граница?

Ребенок демонстрирует свою агрессию и злость, в глубине души очень сильно надеясь на то, что взрослый выстоит и не вернет его обратно в детдом. Ребенку очень нужна помощь, и он будет стараться найти эмоциональный контакт и установить с родителями привязанность.

Основная потребность ребенка в этот момент — проработка и принятие всех негативных событий прошлого.

Когда ребенок попадает в приемную семью, ему неизвестны и непонятны принципы, по которым она живет. Он, как правило, не умеет общаться, заявлять о своих желаниях. Бывает, что на этом этапе маленький ребенок даже перестает разговаривать на какое-то время. Из-за сильной тревоги и повышенного напряжения его поведение может проявляться хаотичным передвижением, бегом, неусидчивостью. Это естественный процесс.

Случается, ребенок выбирает какое-то одно, наиболее понравившееся ему место и оттуда, как из кустов, наблюдает за всеми и привыкает к новой обстановке.

Все его поведение, все его мысли, чувства и желания направлены на то, чтобы как-то установить контакт со взрослым. Этот контакт может быть очень своеобразным, порой ни на что не похожим. Приемные родители должны знать об этом и быть готовыми к необычной ситуации. Им необходимо организовать особую среду, для чего существуют так называемые помогающие качества.

Качества новой среды

Доступность

На первых порах (этот период может длиться до полугода), когда дети попадают в семью, важно находиться вместе с ними. Взрослый должен быть доступен в физическом смысле. По возможности следует минимизировать внешние контакты. В этот момент очень важно настроиться друг на друга, познакомиться, понять, как можно общаться. Ребенку нужно иметь возможность постоянно видеть родителя.

Открытость

Очень большое значение в процессе адаптации имеет активность взрослого. Она заключается в желании понять, что скрывается за своеобразием поведения ребенка, почему он контактирует тем или иным способом. Приемным родителям стоит пытаться воспринимать все исходящие от ребенка сигналы. Важно прочувствовать, понять, для чего он это делает, что скрывается за странным и порой агрессивным поведением.

Внимательность

Нужно постоянно наблюдать за ребенком, чтобы не пропустить его попытки установления контакта. Это может быть простой быстрый взгляд, когда ребенок только осмеливается посмотреть на взрослого. Но именно в этот момент ему и нужна поддержка.

Ребенок будет исследовать окружающую обстановку. Хорошо, если в этом процессе поучаствуют и родители. Взрослому необходимо подчеркнуть свою увлеченность. Для этого можно проговаривать все действия ребенка, комментировать каждый его взгляд. Ребенок посмотрел на окно — «Вот тут у нас растут цветы», обратил внимание на мебель — «А тут у нас стоит диван. Он очень удобный и мягкий». Такая тактика поведения родителя подтолкнет ребенка к следующему шагу — рассказу о себе.

Диалог с ребенком и одобрение его действий, даже самых простых («Как хорошо, спокойно ты сидишь»), поможет ему нарастить новое позитивное представление о самом себе, а это очень важно!

Терпеливость

Нужно научиться терпеливо переносить агрессивную форму детских реакций и неконтролируемые вспышки гнева и других негативных эмоций. Своим поведением ребенок проверяет границы и степень терпения взрослого. Ему нужна уверенность в том, что от него не откажутся ни при каких обстоятельствах, что бы он ни делал и как бы ни поступал. Взрослому необходимо выдержать это испытание на прочность.

А ребенку очень важно понимать, насколько крепка почва у него под ногами, до какой степени он может раскрыться и довериться новым родителям.

* * *

Все вышеперечисленные качества имеют прямое отношение к процессам возникновения вторичной привязанности. Как только ребенок почувствует внимание, заинтересованность, он начнет восстанавливаться, и появится возможность формирования привязанности.

Когда связь с ребенком начнет устанавливаться, важно не упустить момент. В этот период у родителей есть огромный потенциал для того, чтобы научить ребенка действовать и общаться по-другому. На данном этапе нужно демонстрировать все правила и принципы семьи. Тогда ребенок сможет жить по-новому и откажется от тех негативных форм, которые были лишь маскировкой его пережитых лишений и испытаний.

Поделиться в соцсетях