background picturebackground picture

Техника «паспарту»: развиваем малыша с помощью рисунка

Особые дети

211

Этапы изобразительной деятельности для самых маленьких

Каждый ребенок в возрасте от 1 до 2 лет знакомится с рисующими предметами: фломастер, карандаш, мамина помада. Кривые линии, черточки и каракули — это первые шаги  в развитии изобразительной деятельности. Чтобы не застрять на этом этапе надолго, требуется участие взрослого. Старший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики кандидат педагогических наук Галина Одинокова рассказывает, как помочь малышу выйти на новый уровень развития.

Находим образы в рисунках

Для начала взрослым нужно помочь ребенку с созданием образов в голове, подсказать ему, на что может быть похожа та или иная фигура. Когда у малыша появляется ви́дение в каракулях какого-либо предмета, явления (колечки — это дым, точки — дождь или семечки на снегу, линия — дорога), его отношение к изображениям кардинально меняется.

Помимо развития и совершенствования графических умений (линии, штрихи), ребенок открывает для себя образную составляющую рисования (второй важный этап).

Ребенок всматривается в каракули и пытается соотнести их со знакомыми объектами из своего небольшого жизненного опыта, называет их. У него появляется интерес к дополнительному изучению предметов и явлений, чтобы точнее их изобразить.

Умение ребенка видеть образ в том, что он нарисовал, умение обозначить его свидетельствует о большом продвижении в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии.

Делаем паспарту

При этом малыш может рисовать только каракули. Как помочь ребенку увидеть образ предмета или явления? Один из способов — рисунок в технике «паспарту».

Паспарту в нашем случае — это особая рамка, которая организует, обрамляет рисунок, ее нужно сделать заранее. Бумага для изготовления рамки должна быть такой же плотности, что и бумага, на которой будет рисовать ребенок.

В центре листа бумаги формата А4 нарисуйте один предмет, знакомый ребенку: гриб, яблоко или листок. По размеру он должен занимать половину или треть листа. А теперь нужно аккуратно вырезать его по контуру. Середину можно выбросить, она нам не пригодится.

Получилось паспарту — белая рамка с вырезанной серединой. Все приготовления взрослого и саму рамку ребенку до рисования лучше не видеть.

Малыш раскрашивает белый лист любым способом: карандашами, фломастерами, красками. Взрослый приклеивает паспарту на этот раскрашенный лист. Затем вместе с ребенком называют, что получилось, рассматривают, удивляются и восхищаются.

Бабочка для девочек

Детям хорошо знакома бабочка. Они наверняка видели ее  на прогулке, с удовольствием наблюдали за ней и пытались  поймать.

Чтобы сделать паспарту в виде бабочки, возьмите белый лист, расположите в альбомном варианте и нарисуйте ее: маленькая головка, глаза, усики, туловище, большие крылья. Вырежьте только крылышки. Сама бабочка должна занимать около половины листа.

Затем дайте ребенку белый лист бумаги такого же формата и фломастеры. Пусть он раскрасит этот лист всеми цветами, какими только пожелает, можете помочь ему с этим. Неважно, как располагаются линии, главное, чтобы раскрашивание листа доставляло удовольствие.

На этот лист с полосами и черточками приклейте паспарту. Предупредите ребенка: «Смотри, сейчас будет фокус! Ой, кто это? Это — бабочка. Какая она красивая, нарядная!» Показывайте и называйте: «Это голова, это усики, это крылышки. Ты раскрашивал крылышки». Теперь расспросите  ребенка, где у бабочки голова, где крылышки? Вспомните вместе, как вы увидели бабочку летом на прогулке.

Прикрепите работу на стену или холодильник, через некоторое время еще раз вместе рассмотрите ее. Задавайте вопросы малышу, просите его показать, где бабочка, где голова, усики.

Можно оставить эту работу в коллекции в виде картинки, а можно подарить бабушке на день рождения в виде открытки.

Машина для мальчиков

Машина — хорошо знакомый предмет, любимая игрушка для многих мальчиков.

Чтобы нарисовать легковую машину, расположите белый лист в альбомном варианте. Потом вырежьте ее по контуру. Рамочка, которую пока не должен видеть малыш, готова.

Предложите ребенку раскрасить белый лист красками. Если малыш знаком с пальчиковыми красками, то положите немного краски любого цвета на лист и вместе с малышом начинайте размазывать ее, шлепать по листу ладонями, чтобы закрасить его целиком. Также можно использовать кисточку.

Затем скажите: «Смотри внимательно, что сейчас получится?» На глазах малыша наклейте паспарту на раскрашенный лист. Он будет очень удивлен и рад, когда увидит яркую машину на белом фоне.

«Машина» займет достойное место в коллекции рисунков малыша. Такую работу можно подарить дедушке на какой-либо праздник.

Творчество без ограничений

Раскрашивать лист под паспарту можно в любой технике. Предложите малышу раскрашивать его карандашами, восковыми мелками, фломастерами. Также это можно делать с помощью ладошек, тычка, кисточки, печаток, губки.

Мама может фантазировать и вырезать контуры разных предметов, знакомых ребенку. Может, какой-то из них ему особенно нравится, и это станет идеей для нового паспарту. Это могут быть корабль, груша, уточка, рыба, девочка (в этом случае вырезаем платье), кошка, шарик и многие другие знакомые ребенку предметы и герои.

Это развивающее занятие принесет не только пользу ребенку, но и радость от совместных игр.

Фото: Галина Одинокова, Unsplash

Поделиться в соцсетях