Этапы изобразительной деятельности для самых маленьких
Каждый ребенок в возрасте от 1 до 2 лет знакомится с рисующими предметами: фломастер, карандаш, мамина помада. Кривые линии, черточки и каракули — это первые шаги в развитии изобразительной деятельности. Чтобы не застрять на этом этапе надолго, требуется участие взрослого. Старший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики кандидат педагогических наук Галина Одинокова рассказывает, как помочь малышу выйти на новый уровень развития.
Находим образы в рисунках
Для начала взрослым нужно помочь ребенку с созданием образов в голове, подсказать ему, на что может быть похожа та или иная фигура. Когда у малыша появляется ви́дение в каракулях какого-либо предмета, явления (колечки — это дым, точки — дождь или семечки на снегу, линия — дорога), его отношение к изображениям кардинально меняется.
Помимо развития и совершенствования графических умений (линии, штрихи), ребенок открывает для себя образную составляющую рисования (второй важный этап).
Ребенок всматривается в каракули и пытается соотнести их со знакомыми объектами из своего небольшого жизненного опыта, называет их. У него появляется интерес к дополнительному изучению предметов и явлений, чтобы точнее их изобразить.
Умение ребенка видеть образ в том, что он нарисовал, умение обозначить его свидетельствует о большом продвижении в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии.
Делаем паспарту
При этом малыш может рисовать только каракули. Как помочь ребенку увидеть образ предмета или явления? Один из способов — рисунок в технике «паспарту».
Паспарту в нашем случае — это особая рамка, которая организует, обрамляет рисунок, ее нужно сделать заранее. Бумага для изготовления рамки должна быть такой же плотности, что и бумага, на которой будет рисовать ребенок.
![](https://06.flat12-dev-server.ru/storage/articles/December2021/9c11a8ff-a9d5-4674-bc7f-bff00ff1ecaa.jpeg)
В центре листа бумаги формата А4 нарисуйте один предмет, знакомый ребенку: гриб, яблоко или листок. По размеру он должен занимать половину или треть листа. А теперь нужно аккуратно вырезать его по контуру. Середину можно выбросить, она нам не пригодится.
Получилось паспарту — белая рамка с вырезанной серединой. Все приготовления взрослого и саму рамку ребенку до рисования лучше не видеть.
Малыш раскрашивает белый лист любым способом: карандашами, фломастерами, красками. Взрослый приклеивает паспарту на этот раскрашенный лист. Затем вместе с ребенком называют, что получилось, рассматривают, удивляются и восхищаются.
Бабочка для девочек
Детям хорошо знакома бабочка. Они наверняка видели ее на прогулке, с удовольствием наблюдали за ней и пытались поймать.
Чтобы сделать паспарту в виде бабочки, возьмите белый лист, расположите в альбомном варианте и нарисуйте ее: маленькая головка, глаза, усики, туловище, большие крылья. Вырежьте только крылышки. Сама бабочка должна занимать около половины листа.
Затем дайте ребенку белый лист бумаги такого же формата и фломастеры. Пусть он раскрасит этот лист всеми цветами, какими только пожелает, можете помочь ему с этим. Неважно, как располагаются линии, главное, чтобы раскрашивание листа доставляло удовольствие.
На этот лист с полосами и черточками приклейте паспарту. Предупредите ребенка: «Смотри, сейчас будет фокус! Ой, кто это? Это — бабочка. Какая она красивая, нарядная!» Показывайте и называйте: «Это голова, это усики, это крылышки. Ты раскрашивал крылышки». Теперь расспросите ребенка, где у бабочки голова, где крылышки? Вспомните вместе, как вы увидели бабочку летом на прогулке.
![](https://06.flat12-dev-server.ru/storage/articles/December2021/55dda2cb-d401-48d0-a8a8-b97591cb7a32.jpeg)
Прикрепите работу на стену или холодильник, через некоторое время еще раз вместе рассмотрите ее. Задавайте вопросы малышу, просите его показать, где бабочка, где голова, усики.
Можно оставить эту работу в коллекции в виде картинки, а можно подарить бабушке на день рождения в виде открытки.
Машина для мальчиков
Машина — хорошо знакомый предмет, любимая игрушка для многих мальчиков.
Чтобы нарисовать легковую машину, расположите белый лист в альбомном варианте. Потом вырежьте ее по контуру. Рамочка, которую пока не должен видеть малыш, готова.
Предложите ребенку раскрасить белый лист красками. Если малыш знаком с пальчиковыми красками, то положите немного краски любого цвета на лист и вместе с малышом начинайте размазывать ее, шлепать по листу ладонями, чтобы закрасить его целиком. Также можно использовать кисточку.
Затем скажите: «Смотри внимательно, что сейчас получится?» На глазах малыша наклейте паспарту на раскрашенный лист. Он будет очень удивлен и рад, когда увидит яркую машину на белом фоне.
«Машина» займет достойное место в коллекции рисунков малыша. Такую работу можно подарить дедушке на какой-либо праздник.
Творчество без ограничений
Раскрашивать лист под паспарту можно в любой технике. Предложите малышу раскрашивать его карандашами, восковыми мелками, фломастерами. Также это можно делать с помощью ладошек, тычка, кисточки, печаток, губки.
![](https://06.flat12-dev-server.ru/storage/articles/December2021/fcc617fe-1aff-42af-8c1a-9bc9ffea523a.jpeg)
Мама может фантазировать и вырезать контуры разных предметов, знакомых ребенку. Может, какой-то из них ему особенно нравится, и это станет идеей для нового паспарту. Это могут быть корабль, груша, уточка, рыба, девочка (в этом случае вырезаем платье), кошка, шарик и многие другие знакомые ребенку предметы и герои.
Это развивающее занятие принесет не только пользу ребенку, но и радость от совместных игр.
Фото: Галина Одинокова, Unsplash