Почему ребенку необходимо «телесное» общение
Самые маленькие дети еще не освоили ни речь, ни язык невербального общения, поэтому тактильный контакт с окружающими занимает в их жизни особое место. Как его правильно организовать, рассказывает Анна Павлова — психолог, научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики.
Теория естественного родительства — «ровесница» сегодняшних мам и пап
Телесный опыт — это, по сути, первый опыт ребенка, который он получает, еще находясь в утробе матери. Часто можно слышать о развивающем потенциале первых прикосновений, телесной близости новорожденного и младенца с мамой. Или о том, что телесный опыт — это первая ступень самопознания ребенка, которая ведет к появлению у него телесного «Я». Также распространено мнение, что телесный контакт необходим для эмоционального благополучия ребенка. Как и когда возникла такая точка зрения, а главное — оправданна ли она?
В 1980-х годах американские педиатры супруги Уильям и Марта Сирс предложили так называемую теорию естественного родительства, которая понимает младенчество ребенка как период, когда малышу нужно напитаться телесным взаимодействием со взрослым. Ощущение близости мамы, согласно этой точке зрения, закладывает основы мироощущения ребенка, дает ему уверенность, ощущение безопасности сейчас и в будущем.
Результатом распространения такого подхода стало то, что педиатры и родители на Западе стали пропагандировать совместный сон с ребенком, одобрять ношение его на руках или в слинге.
В России девиз «Маленький ребенок должен иметь постоянный контакт с близким взрослым» распространился в 1990-х. Сегодня мы видим отцов и матерей с младенцами в кафе, в музеях, на спортивных мероприятиях и даже на рок-концертах. Многие родители рады продолжать вести привычный образ жизни, активно подключая подрастающих малышей к своей активности. Постоянный контакт с родителями, по их мнению, — залог эмоционального благополучия и полноценного психического развития ребенка.
Качество контакта важнее его количества
Стало ли меньше эмоциональных проблем у детей, выросших в слинге? Нет, не стало. Пятилетний Петя прижимается к маме, стоит чужому взрослому подойти, и требует немедленно взять его на руки. Родители уже два раза пытались отправить его в детский сад, но не смогли оставить его там ни на минуту, он капризничал и требовал немедленно забрать его домой.
Повышенную привязанность к маме он проявляет и дома: плачет, когда она уходит, требует, чтобы только она укладывала его спать. Родители в недоумении: они ни разу не оставляли его на чужих руках, постоянно были рядом и выполняли все его желания, даже работала мама, только когда маленький Петя засыпал в слинге. Что же пошло не так? Он ведь имел телесный контакт в избытке и вроде бы должен был эмоционально окрепнуть. Почему получилось наоборот?
Можно возразить, что Петя — просто крайне тревожный ребенок. Скорее всего, так и есть. Только в этом случае его тревожность была усугублена в раннем детстве. Опыт ранней близости может перейти в «слитость», неразделенность матери и ребенка. В этом случае малыш воспринимает взрослого как часть себя.
Такой опыт не дает ему возможности научиться важным вещам: адаптироваться к новой ситуации и развивать коммуникацию. И когда дело дошло до выхода за пределы дома и общения с другими, Петя оказался не готов к новым условиям. Эти размышления наводят на мысль, что дело, возможно, не в количестве телесного контакта, а в его качестве.
Природа и «язык» тактильного контакта
Что вообще такое телесный контакт, каково его место в жизни младенца? Ответы на эти вопросы дают понять, почему он так нужен малышу, в чем его целительная сила и, с другой стороны, почему иногда его недостаточно, чтобы обеспечить условия для развития ребенка.
Телесные ощущения сопровождают малыша еще с внутриутробного периода. Ощущения от своего тела и от собственных движений доставляют удовольствие большинству детей. Родители знают, как проще воздействовать на ребенка, чтобы успокоить или взбодрить его, — надо погладить или потеребить малыша.
Когда мы с нежностью гладим ребенка, обнимаем, ласкаем его или, наоборот, когда в гневе сжимаем его ручку, резко поворачиваем, хватаем или трясем, мы передаем малышу сигналы: либо «Я люблю тебя», либо «Я недовольна тобой». Ребенок отвечает на этот сигнал, даже если мы не замечаем или не понимаем его.
В ответ на ласку младенец затихает и прислушивается или улыбается и смеется; в ответ на грубые и гневные действия взрослого он сжимается, хмурится, плачет. Получается, что с помощью телесного контакта мы общаемся с ребенком, который еще не умеет говорить.
Если телесный контакт — это пребывание на руках у мамы, которая в этот момент говорит по телефону, или совместный сон, или кормление грудью перед экраном компьютера, то такой телесный опыт не будет развивать ребенка, даже если его очень много.
Но когда телесное взаимодействие — это обмен сообщениями, когда оно сопровождается зрительным контактом, обращением мамы к ребенку, интонацией, мимикой — оно начинает развивать возможности малыша. Сосредоточение мамы и малыша друг на друге — вот что необходимо телесному контакту, чтобы он обрел развивающее воздействие.
Вот мама Марина делает шестимесячному сыну Ванечке игровой массажик. Малыш лежит на спинке, Марина и Ванечка видят друг друга. Мама обращается к малютке, ловит его взгляд, напевает потешку, ласково называет части тела, поглаживает, целует их. Ванечке нравится эта игра: он улыбается, тянется ручками к маме, хватает ее за волосы.
И тут мама останавливается: зазвонил телефон. Ваня сначала напрягается, смотрит на маму, потом начинает сердито кряхтеть: он пытается воздействовать на нее, чтобы она продолжила приятную игру. Она не обращает внимания на действия малыша, и тогда он начинает размахивать руками и ногами, покрикивает все громче. Марина, наконец, смотрит на ребенка, откладывает разговор и возвращается к приятной для ребенка телесной игре.
В этом примере телесный контакт — это то, что ребенок желает получить, это его потребность и удовольствие. Такая повседневная житейская ситуация на самом деле несет большой развивающий потенциал: малыш учится справляться с переживанием, что желаемого больше нет; получает опыт того, что он может влиять на ситуацию и возвращать желаемое; осваивает разные способы воздействия на маму. Таким образом он развивает навыки коммуникации, тренирует настойчивость и умение адаптироваться к обстоятельствам.
Как правильно организовать телесное взаимодействие с ребенком
Еще один пример: папа играет с годовалым Васей на гимнастическом мяче: придерживая мальчика сзади под мышками, он высоко подбрасывает его вверх. Мальчику очень нравится так высоко прыгать. Однако у него нет никакой возможности показать, что он хочет завершить игру. В какой-то момент Вася устает или внезапно пугается высоты и начинает громко плакать — к неудовольствию папы.
Эта телесная игра не развивает коммуникацию между папой и ребенком, хотя поначалу и приносит обоим удовольствие. Дело в том, что папа действует по своему усмотрению и закончит играть, когда решит сам, не учитывая желания сына. Ведь он не видит выражения лица ребенка, так как находится позади него.
Вместе с тем есть коммуникативные позиции, которые облегчают общение ребенка и взрослого и дают младенцу необходимую телесную близость, удовольствие и ощущение безопасности. Это, прежде всего, положение «лицом к лицу» — как в примере с Ванечкой, когда малыш лежит на спинке на пеленальном столике или другой поверхности и поддерживает зрительный контакт со взрослым. Но есть и другие варианты.
- Положение младенца «под грудью» на руках, словно в колыбели.
- Ребенок лежит у сидящего взрослого на бедрах, его голова и туловище располагаются на коленях. Для деток постарше, которые сами садятся и удерживают корпус в положении сидя, это поза сидя на коленях взрослого, лицом к нему.
- Взрослый лежит на спине, а малыш находится сверху, в положении на животике.
- Удержание младенца на весу, когда взрослый поднимает его лицом к себе так, чтобы он лежал на его руках. Одна рука взрослого поддерживает шею и затылок, а другая — ягодицы ребенка.
В таких положениях с малышом удобно играть, петь ему песенки и потешки. Вот лишь несколько примеров самых популярных игр и сопровождающих их потешек (можно также найти множество других или придумать собственные):
- игры на коврике или гимнастическом мяче («Прыг-скок, прыг-скок»);
- игры с потешками на коленях родителя («Ехали мы ехали, в ямку — бух!»);
- песенки и потешки с движениями («Заинька, попляши»);
- игровой массаж со всем телом («Потягушки-потягунюшки», «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…») или ладошками малыша («Сорока-ворона»).
Помочь ребенку развиваться и вырабатывать навыки взаимодействия с миром помогут не только игры и массаж. Даже такие ежедневные бытовые процедуры, как купание, умывание, одевание, имеют огромное значение, ведь они напрямую связаны с прикосновением и целенаправленным контактом «кожа к коже».
Качественное тактильное взаимодействие — с играми и зрительным контактом — улучшает поведение ребенка, его самоощущение, влияет на рост и дальнейшее развитие. Прикосновения родителей дают малышу ощущение значимости, он понимает, что его любят, — а это одна из самых важных потребностей любого человека на протяжении всей жизни.
Фото: Unsplash